Тетрадь адресована учащимся, изучающим тему
«Основные классы неорганических соединений с
позиций теории электролитической диссоциации».
Тетрадь можно использовать для работы по многим
школьным учебникам и по разным программам.
Представленная система разноуровневых
дифференцированных заданий позволяет
адаптировать данную рабочую тетрадь под
индивидуальные особенности учеников. Тетрадь
также позволяет максимально развить
индивидуальные способности учащихся в процессе
обучения. СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1.
|
Вещества с ионной связью | Вещества с ковалентной полярной связью | Вещества с ковалентной неполярной связью |
---|---|---|
... |
... |
... |
Уровень 1
2. Запишите формулы веществ из первого задания, водные растворы или расплавы которых будут проводить электрический ток.
Уровень 2
3. Схематически изобразите процесс диссоциации йодоводородной кислоты и нитрата калия. Откуда берутся ионы в растворах электролитов?
4. Запишите уравнения электролитической диссоциации предложенных ниже веществ.
Уровень 1
4а. HCl, K2SO4, NaOH, Ca(NO3)2.
Уровень 2
4б. Хлорид меди(II), сульфат цинка, ортофосфорная кислота, нитрат железа(III), гидроксид калия.
Уровень 3
5. Приведите по два примера формул веществ разных классов, являющихся электролитами. Запишите уравнения электролитической диссоциации этих веществ. Для кислот запишите уравнение диссоциации с образованием иона гидроксония.
Уровень 3
6. На рисунке изображены пересекающиеся круги. В круг 1 входят простые ионы, а в круг 2 – анионы. Распределите приведенные ионы в соответствующие круги: Na+, , Cl–, Ca2+, , , S2–.
Уровень 3
7. Изучите вопрос о ступенчатой диссоциации кислот. Составьте уравнения ступенчатой диссоциации сернистой и ортофосфорной кислот.
ЧАСТЬ В. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Допишите определения.
1) Частицы, заряженные отрицательно, называют ...
, а положительно заряженные – ... .
2) ... – это электролиты, которые диссоциируют на
катионы металлов и анионы кислотных остатков.
3) ... – это электролиты, которые диссоциируют на
катионы металлов и анионы гидроксигрупп.
4) ... – это электролиты, которые диссоциируют на
катионы водорода и анионы кислотных остатков.
2. Установите правильную последовательность.
Механизм диссоциации веществ с ковалентной сильнополярной связью последовательно включает следующие процессы:
– гидратация;
– ориентация;
– диссоциация;
– ионизация.
3. Вставьте в предложение правильные по смыслу слова.
Вещество, которое подвергается диссоциации –
это ... ,
а не подвергается диссоциации – ... .
Варианты названий веществ: глюкоза, сульфат калия.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
1. Напишите, какие вещества растворяются в воде, но не проводят электрический ток. Как называют такие вещества? Почему их растворы неэлектропроводны?
2. Под действием каких сил разрушается ионная кристаллическая решетка растворимых в воде солей и оснований, когда эти вещества помещают в воду?
3. Соли и щелочи в твердом состоянии не проводят электрический ток. По какой причине расплавы этих веществ, не разрушающихся при плавлении, электропроводны?
4. Что такое ион гидроксония и как он образуется? Какие еще элементы 2-го периода периодической системы Д.И.Менделеева наряду с кислородом имеют неподеленную электронную пару? (Таких элементов два, и они способны образовывать ониевые соединения.)