В ПОМОЩЬ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ |
Генетические взаимосвязи
в школьном курсе
органической химии
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию
предлагается уникальное пособие, составленное
из «книжных обложек» школьной библиотечной
серии «Классы органических соединений» (схема).
Если ваши ученики не потеряли к 11-му классу
романтический настрой, то им легко представить
за каждой обложкой предлагаемой ниже модели пять
страниц убористого текста. Первая страница –
строение веществ, вторая – нахождение в природе
и физические свойства, третья – химические
свойства, четвертая – способы получения, пятая –
применение.
Поскольку ученики к 11-му классу знают почти все
эти страницы, то они без труда смогут осуществить
показанные на схеме взаимные превращения
веществ. Составление каждой из этих книжек
происходит в 10-м классе по мере изучения
соответствующих тем курса (возможно составление
и единой книжки, определенным образом
оформленной).
Схема
Внимание! Для более эффективной
работы со схемой следует свернуть лист, а затем
склеить по указанной линии, превратив таблицу в
цилиндрическое тело. Тогда найдет лучшее
выражение идея всеобщей связи между классами
органических соединений.
Чтобы не слишком перегружать схему стрелками,
часть изучаемых в школьном курсе свойств веществ
в схеме не отражена. Например, отсутствуют
превращения алкадиенов в каучуки, реакции
полимеризации алкенов и алкинов, не включены
также галогенопроизводные аренов и фенолов,
реакции нитрования и др. Каждый учитель вправе
самостоятельно дополнить эту схему.
Ученикам же мы посоветуем не забывать о правилах
Марковникова и Зайцева, рассматривая реакции
присоединения и элиминирования (отщепления).
Важно также употреблять «волшебные» химические
слова, характеризуя те или иные превращения:
реакции окисления, восстановления,
присоединения, гидратации, дегидратации,
гидрирования, дегидрирования, неполного
гидрирования, неполного галогенирования,
гидрогалогенирования, элиминирования,
внутримолекулярной дегидратации и т. д.
Чтобы получить более полную картину о тех
взаимосвязях, которые представлены на
предлагаемой пространственной схеме, не
забудьте соотнести ее с материалом наших статей
(см.: Химия, 2000,
№ 38; 2001, № 39).
Эта схема поможет также отрабатывать материал,
посвященный изомерам (обратите внимание на общие
формулы веществ, приведенные в прямоугольниках).
А обилие превращений позволит проводить
различные виды проверочных и домашних работ.
Представьте себе, что на всех партах уже стоят
столбики этой схемы, их можно вращать в любую
сторону и записывать уравнения реакций всех
типов и видов.
В качестве иллюстраций к схеме рассмотрены
соответствующие превращения веществ.
ЛИТЕРАТУРА
Зеленин К.Н., Сергутина В.П., Солод О.В. Сдаем
экзамен по химии. СПб., 2001, 384 с.;
Янклович А.И. Химия: В помощь
старшекласснику и абитуриенту. СПб., 1999, 255 с.
С.В.ТЕЛЕШОВ,
учитель химии
(г. Санкт-Петербург)
|