Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №47/2004

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Генетические взаимосвязи
в школьном курсе
органической химии

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается уникальное пособие, составленное из «книжных обложек» школьной библиотечной серии «Классы органических соединений» (схема).
Если ваши ученики не потеряли к 11-му классу романтический настрой, то им легко представить за каждой обложкой предлагаемой ниже модели пять страниц убористого текста. Первая страница – строение веществ, вторая – нахождение в природе и физические свойства, третья – химические свойства, четвертая – способы получения, пятая – применение.
Поскольку ученики к 11-му классу знают почти все эти страницы, то они без труда смогут осуществить показанные на схеме взаимные превращения веществ. Составление каждой из этих книжек происходит в 10-м классе по мере изучения соответствующих тем курса (возможно составление и единой книжки, определенным образом оформленной).

Схема

Внимание! Для более эффективной работы со схемой следует свернуть лист, а затем склеить по указанной линии, превратив таблицу в цилиндрическое тело. Тогда найдет лучшее выражение идея всеобщей связи между классами органических соединений.
Чтобы не слишком перегружать схему стрелками, часть изучаемых в школьном курсе свойств веществ в схеме не отражена. Например, отсутствуют превращения алкадиенов в каучуки, реакции полимеризации алкенов и алкинов, не включены также галогенопроизводные аренов и фенолов, реакции нитрования и др. Каждый учитель вправе самостоятельно дополнить эту схему.
Ученикам же мы посоветуем не забывать о правилах Марковникова и Зайцева, рассматривая реакции присоединения и элиминирования (отщепления). Важно также употреблять «волшебные» химические слова, характеризуя те или иные превращения: реакции окисления, восстановления, присоединения, гидратации, дегидратации, гидрирования, дегидрирования, неполного гидрирования, неполного галогенирования, гидрогалогенирования, элиминирования, внутримолекулярной дегидратации и т. д.
Чтобы получить более полную картину о тех взаимосвязях, которые представлены на предлагаемой пространственной схеме, не забудьте соотнести ее с материалом наших статей (см.: Химия, 2000,
№ 38; 2001, № 39).
Эта схема поможет также отрабатывать материал, посвященный изомерам (обратите внимание на общие формулы веществ, приведенные в прямоугольниках). А обилие превращений позволит проводить различные виды проверочных и домашних работ. Представьте себе, что на всех партах уже стоят столбики этой схемы, их можно вращать в любую сторону и записывать уравнения реакций всех типов и видов.
В качестве иллюстраций к схеме рассмотрены соответствующие превращения веществ.







ЛИТЕРАТУРА

Зеленин К.Н., Сергутина В.П., Солод О.В. Сдаем экзамен по химии. СПб., 2001, 384 с.;
Янклович А.И. Химия: В помощь старшекласснику и абитуриенту. СПб., 1999, 255 с.

С.В.ТЕЛЕШОВ,
учитель химии
(г. Санкт-Петербург)

Рейтинг@Mail.ru