Теория
|
Каждый ученик отвечает
|
2. Мотивация.
Учитель. Целью сегодняшнего урока станет анализ и исправление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы. Это мы попробуем сделать вместе, помогая друг другу. Моими и вашими помощниками будут ребята, которые хорошо справились с контрольной работой, это Т. Вова, И. Лена, Л-ва Аня, А. Женя, Л. Женя. Каждому из вас сегодня будет предоставлена возможность сыграть роль строгого учителя или прилежного ученика. После общего разбора ошибок у вас будет время на тренировочную работу. Насколько эффективен будет данный урок, мы увидим после выполнения проверочной работы, а также домашней работы над индивидуальными ошибками. В контрольной работе я не исправила ошибки, а лишь отметила, где они допущены.
Таблица 3
Количество ошибок, допущенных учащимися
при выполнении контрольной работы
3. Анализ общих и частных ошибок.
Учитель. Начнем с разбора общих ошибок. Больше всего сделано ошибок на составление формул веществ по заданным названиям (табл. 3). Вы ошиблись потому, что либо не знаете номенклатуру неорганических веществ, либо не помните алгоритм составления формул. Алгоритм составления формул вспомним сейчас, а с номенклатурой у вас будет возможность поработать при выполнении задания карточки Т1.
Задание 1. Составьте формулы веществ:
а) гидроксид бария – … ;
б) хлорид алюминия – … ;
в) оксид калия – … ;
г) сульфат железа(III) – … .
Два ученика работают у доски. 1-й ученик
записывает формулы после названий веществ, 2-й
ученик составляет формулы тех же веществ на
магнитной доске из заданных фрагментов: Ва, SO4,
Fе, Fe2, K, Cl, O, (SO4)3, Al, Сl3, ОН, К2,
(ОН)2. Остальные учащиеся записывают
формулы в тетради. После проверки работы
проговаривается алгоритм составления формул на
примере Fе2(SО4)3 и К3РО4.
Схемы с формулами закрепляют на доске.
Учитель. Ошибки при составлении
формул повторяются и при выполнении заданий 2, 3, 4.
Кроме того, в этих же заданиях допущены ошибки в
расстановке коэффициентов как в молекулярных,
так и в ионных уравнениях, а также искажен вид
ионов и пропущены их заряды.
Задание 2. Исправьте ошибки:
AlCl3 + NaOH NaCl3 + AlOH,
Al3+ + Cl3– + Na+ + OH– NaCl3 + Al3+ + OH–,
Cl3– + Na+ NaCl3.
Учитель задает вопросы: «С чего начнем исправление ошибок?», «Какие ошибки нужно исправить?», «Что еще нужно проверить?» Так он помогает ученикам придерживаться правильного порядка исправления ошибок. При этом по мере исправления ошибок (ученики исправляют их на доске мелом другого цвета) на доске создается запись алгоритма проверки ошибок в химическом уравнении:
а) правильность составления формул;
б) правильность расстановки коэффициентов;
в) соблюдение условий протекания реакции обмена до конца, обозначаемых , или Н2О;
г) вид ионов;
д) заряды ионов;
е) правильность записи краткого ионного уравнения.
Аналогичную работу предстоит выполнить
каждому, используя алгоритм, по заданию карточки
T2.
Учитель. Некоторые ребята при
выполении заданий 3 и 4 в качестве исходного
вещества взяли угольную кислоту – это
неправильный выбор. Почему?
Ученик. Угольная кислота
неустойчивая, она существует в виде двух веществ
– СО2 и Н2О.
На доске закрепляется схема:
Учитель. Какое вещество можно взять
вместо угольной кислоты H2CO3?
Ученик. Можно взять растворимую соль
(Na2CO3, K2CO3) этой кислоты.
Учитель. Попробуем экспериментальным
путем ответить на вопрос задания 5 из контрольной
работы (с ним справились лишь 2 ученика).
Демонстрационный опыт.
Учитель (демонстрирует растворы HCl, MgCl2
и KOH). Какие ионы содержат эти растворы?
Ученик. H+, Cl–, Mg2+, Cl–,
K+, OH–.
Учитель. Могут ли ионы Mg2+ и OH–
находиться в одном растворе? Сливаем растворы
MgCl2 и KOH, в результате выпадает белый
осадок. Какое вещество выпало в виде осадка?
По таблице растворимости устанавливаем, что это
Mg(OH)2. Какие ионы образовали осадок?
Записываем ионное уравнение:
Mg2+ + 2OH– = Mg(OH)2.
Аналогично проверяем экспериментально, могут ли ионы ОН– и Н+ находиться в одном растворе, используя фенолфталеин. Записываем ионное уравнение:
Н+ + ОН– = Н2О.
Сделаем вывод. Какие же ионы не могут находиться в одном растворе? Записываем в тетрадь: «Те ионы, которые взаимодействуют друг с другом с образованием малодиссоцирующего соединения: осадка (), газа () или воды (Н2О), не могут находиться в одном растворе».
4. Тренировочная работа по карточкам Т1 и Т2 (выполняется под руководством консультантов и учителя).
КАРТОЧКА Т1
Соедините линией формулу и соответствующее ей название вещества:
а) | КСl | сульфат калия |
K2SО4 | оксид калия | |
КОН | нитрат калия | |
К2О | гидроксид калия | |
KNO3 | хлорид калия | |
C | ||
б) | NO2 | азотная кислота |
HNO3 | оксид азота(IV) | |
K3PО4 | гидроксид магния | |
Н3PО4 | фосфат калия | |
Mg(OH)2 | фосфорная кислота | |
C | ||
в) | MgO | нитрат меди(II) |
Al(OH)3 | серная кислота | |
H2SO4 | оксид магния | |
Cu(NO3)2 | гидроксид алюминия | |
SO2 | оксид серы(IV) | |
C | ||
г) | NaOH | фосфат магния |
Н3PО4 | фосфорная кислота | |
AlCl3 | хлорид алюминия | |
Mg3(PO4)2 | сульфат цинка | |
ZnSO4 | гидроксид натрия |
КАРТОЧКА Т2
Используя таблицу растворимости, исправьте ошибки в формулах (индексы), коэффициенты в уравнениях, заряды ионов:
а)
Na2S + HCl = Na2Cl + HS,
2Na+ + S2– + H+ + Cl– = Na2+ + HS + Cl–,
S2– + H+ = HS;
б)
Mg(NO3)2 + NaOH = Na(NO3)2 + MgOH,
Mg+ + (NO3–)2 + Na+ + OH+ = Na– + (NO3–)2 + MgOH,
Mg+ + OH– = MgOH;
в) 2ZnSO4 + KOH = K(SO4)2 + 2ZnOH,
2Zn+ + 4SO– + K+ + OH+ = K+ + 4SO2– + 2ZnOH,
2Zn+ + OH– = 4SO2– + 2ZnOH.
5. Проверочная работа по
дифференцированным индивидуальным заданиям
(карточки K*, К3, К4).
K* – работа для консультантов состоит из шести
тестовых заданий с выбором ответа (оценивается
5 баллами).
Задания карточек К3 и К4 оцениваются
двумя оценками: за сложность и за правильность
выполнения, например: 3/5 («3» – за сложность, «5» –
за правильность).
КАРТОЧКА
К*1. Какой электролит при диссоциации образует ионы ОН–:
а) H2O; б) Zn(OH)2; в) NaOH?
Напишите уравнение его диссоциации.
2. При диссоциации какого электролита образуется наибольшее число ионов:
а) Na2CO3; б) FeCl3; в) Al2(SO4)3?
Составьте уравнение диссоциации этого электролита.
3. Какие ионы могут одновременно находиться в растворе:
а) Fe3+ и OH–; б) Fe2+ и Cl–; в) Fe3+ и NO3–?
4. Какие ионы не могут одновременно находиться в растворе:
а) Ba2+ и Сl–; б) Ba2+ и SO42–; в) Ba2+ и ОН–?
Cоставьте краткое ионное и молекулярное уравнения реакций между этими ионами и соответствующими веществами.
5. В какой реакции выделяется газ? Допишите это ионное уравнение.
а) Са2+ + СО32– … ;
б) 2Н+ + СО32– … ;
в) Н + ОН–
… .
6. В каком случае реакция произойдет?
а) Нитрат цинка + сульфат натрия … ;
б) хлорид натрия + сульфат бария … ;
в) хлорид калия + нитрат алюминия … ;
г) хлорид кальция + нитрат серебра … .
Составьте молекулярное и ионное уравнения этой реакции.
КАРТОЧКА
К3ВАРИАНТ I
1. Запишите уравнения диссоциации электролитов (используя таблицу растворимости):
KOH ? + ?
ZnCl2 ? + ?
Н2SO4 ? + ?
Al(NO3)3 ? + ?
К3PO4 ? + ?
2. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионных видах.
а) AgNO3 + МgCl2 ?
+ ?
б) HCl + NaOH ? + ?
ВАРИАНТ II
1. Запишите уравнения диссоциации электролитов:
Н3PO4 ? + ?
Na3PO4 ? + ?
AgNO3 ? + ?
Zn(NO3)2 ? + ?
KOH ? + ?
2. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионных видах:
а) Ва(NO3)2 + H2SO4 ? + ?
б) КОН + НСl ? + ?
ВАРИАНТ III
1. Запишите уравнения диссоциации:
H2SO4 ? + ? HNO3 ? + ?
Al2(SO4)3 ?
+ ? NaOH ? + ?
Mg(NO3)2 ? + ?
2. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионных видах:
а) МgCl2 + КОН ? + ?
б) NаОН + НNО3 ? + ?
КАРТОЧКА
К4ВАРИАНТ I
1. Запишите в молекулярном и ионном видах
уравнение реакции, происходящей при приливании
раствора любой соли бария к любому раствору
сульфата.
2. Допишите молекулярное уравнение и
составьте к нему краткое ионное уравнение:
а) K3CO3 + HCl ? +
? + ?
б) H2SO4 + NaOH ? + ?
ВАРИАНТ II
1. Растворы каких электролитов можно взять, чтобы их взаимодействие соответствовало краткому ионному уравнению:
Сu2+ + 2ОH– = Сu(ОН)2?
Запишите молекулярное и полное ионное
уравнения этой реакции.
2. Допишите молекулярные уравнения реакций и
составьте к ним краткие ионные уравнения:
а) МgО + НNО3 ? + ?
б) Na2CO3 + НСl ? +
? + ?
ВАРИАНТ III
1. Используя электролиты, получите осадок
Аl(ОН)3.
Напишите уравнение реакции в молекулярном,
полном и кратком ионных видах.
2. Допишите молекулярное уравнение реакции,
составьте к нему краткое ионное уравнение:
а) К2СО3 + НNО3 ? + ? + ?
б) СuО + НСl ? + ?
ВАРИАНТ IV
1. Запишите в молекулярном и ионном видах
уравнение реакции, происходящей при приливании
раствора любой щелочи к раствору соли железа(III).
2. Допишите молекулярное уравнение реакции и
составьте к нему краткое ионное уравнение:
а) Ва(ОН)2 + НСl ? + ?
а) Na2СО3 + НNО3 ? + ? + ?
* * *
Проведенный урок коррекции ЗУН дал
положительный результат. С контрольным срезом не
справился один человек (Б. Олеся). С ней и еще с
тремя учениками пришлось проводить
дополнительные консультации. Остальные учащиеся
хорошо справились с работой на уроке и домашней
работой над индивидуальными ошибками.
Уровень усвоения учебного материала по
результатам контрольной работы составлял 84%,
после урока коррекции – 94%.Средний балл
успеваемости рассчитывали по формуле:
Х = Хi/M,
где Хi – оценки отдельных учащихся, Хi – сумма всех оценок, M – общее число учащихся в классе. По результатам контрольной работы средний балл составил 3,42, по результатам контрольного среза на уроке коррекции – 3,88.
ЛИТЕРАТУРА
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической
технологии. М.: Педагогика, 1989;
Владер Ю.М. Как бороться с неуспеваемостью.
Химия в школе, 2000, № 5;
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.
Формирование мотивации учения. М.: Просвещение,
1990;
Менчинская А. Психологические проблемы
неуспеваемости школьников. Избранные
психологические труды. М., 1989; Обучение химии в 7
классе. Под ред. А.С.Корощенко.
М.: Просвещение, 1988;
Онищук В.А. Урок в современной школе. М.:
Просвещение, 1981;
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом
психофизиологии. М.: творческий центр «Сфера», 2000;
Фомин А.Е. Учебные ошибки и затруднения: как
их преодолевать. Химия в школе, 2000, № 5;
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней
школе. М.: Просвещение, 1988.