Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №45/2004

Я ИДУ НА УРОК

Теория
электролитической
диссоциации

Как провести контроль и коррекцию знаний,
умений и навыков
Контрольная работа должна быть составлена
Контрольная работа
должна быть составлена
с учетом способностей учащихся

Многие дидакты и методисты, классифицируя уроки по ведущей дидактической цели и логике усвоения знаний, выделяют уроки:
а) изучения новых знаний:
б) закрепления знаний;
в) комплексного применения знаний, умений и навыков (ЗУН);
г) обобщения и систематизации знаний;
д) контроля и коррекции знаний.
Завершающими уроками при изучении определенной темы из раздела являются уроки контроля и коррекции ЗУН. И если по контролю ЗУН можно найти достаточно много методической литературы, то по урокам коррекции ее практически нет. Поэтому я предлагаю разработку урока коррекции, проведенного после контрольной работы по теме «Теория электролитической диссоциации», и примерную структуру такого урока.
Урокам коррекции предшествуют уроки контроля. Оперативный контроль за процессами усвоения ЗУН осуществляется постоянно. Но для обстоятельного осуществления контроля усвоения ЗУН конструируются специальные уроки, а также зачеты, собеседования, контрольные учебно-практические занятия, экзамены. Урок контроля знаний посвящается преимущественно реализации контрольных функций обучения, хотя на нем продолжается процесс систематизации знаний учащихся. Он строится с расчетом на самостоятельную деятельность каждого ученика, позволяющую выявить уровень усвоения ЗУН.
В зависимости от используемых на уроке форм учебной работы можно выделить уроки комплексного, устного и письменного контроля.
Урок письменного контроля включает следующие этапы:
а) организационный;
б) постановки цели;
в) деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.
Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетаниях. Контрольная работа должна быть составлена с учетом уровня познавательных возможностей и способностей учащихся (табл. 1).

Таблица 1

Уровень развития познавательных возможностей
и способностей учащихся 8«В» класса

 

Контрольная работа.
Теория электролитической диссоциации

Для данного класса предлагалась контрольная работа, составленная по трем уровням сложности (два варианта).
1. Составьте формулы указанных веществ. Для сильных электролитов составьте уравнения диссоциации.

Вариант I

Хлорид алюминия, оксид магния, магний, серная кислота, нитрат железа(III), гидроксид меди(II), гидроксид калия, оксид кремния.

Вариант II

Гидроксид натрия, хлорид железа(II), оксид азота(IV), азотная кислота, оксид железа(III), сульфат алюминия, гидроксид цинка, фосфат серебра.

(5 баллов.)

2. Допишите уравнения реакций в молекулярном виде. Составьте ионные уравнения этих реакций.

Вариант I

а) MgCl2 + NaOH … ;

б) К2CO3 + HNO3 … ;

в) Ba(OH)2 + HCl … .

Вариант II

а) NaOH + H2SO4 … ;

б) ZnSO4 + KOH … ;

в) Na2CO3 + HCl … .

(12 баллов.)

3. Растворы каких электролитов взяли для получения следующих веществ?

Вариант I

а) MgCO3;
б) H2O.

Вариант II

а) H2O;
б) Cu(OH)2.

Запишите соответствующие молекулярные и ионные уравнения.

(10 баллов.)

4. Запишите молекулярные и ионные уравнения, соответствующие данным кратким ионным уравнениям.

Вариант I

а) Zn2+ + 2OH = Zn(OH)2;

б) S2– + 2H+ = H2S.

Вариант II

а) + 2H+ = CO2 + H2O;

б) Ba2+ + = BaSO4.

(10 баллов.)

5. Какие из ионов не могут находиться в одном растворе? Почему? Ответ подтвердите ионными уравнениями.

Вариант I

Ba2+, Н+, Сl, OH–, .

Вариант II

Н+, Сl, OH, Mg2+, .

(5 баллов.)

На оценку «5» необходимо выполнить 1-е, 2-е, 3-е (или 4-е) и 5-е задания;
на оценку «4» – 1-е, 2-е, 3-е (или 4-е);
на оценку «3» – 1-е и 2-е задания.

Единственным критерием оценки должен быть эталон полного усвоения знаний. После выполнения контрольной работы учащиеся разделяются на две группы: достигшие и не достигшие уровня полного усвоения знаний. Основное внимание теперь учитель должен уделить тем детям, которые не достигли уровня полного усвоения ЗУН по данной теме. С ними организуется вспомогательная (корректирующая) учебная деятельность. Для этого вначале выявляются имеющиеся пробелы в знаниях и умениях, затем ошибки, общие для большой группы учащихся и редко встречающиеся.
При оценивании контрольных работ удобно пользоваться поэлементным анализом (табл. 2). Суть его заключается в следующем.

Таблица 2

Поэлементный анализ контрольной работы
«Теория электролитической диссоциации»

 

1. Каждое задание оценивают определенным количеством баллов, в зависимости от числа выполняемых операций и объема заданий.
2. Задания разбивают на элементы и каждый оценивают отдельно. Например, задание 1 состоит из трех элементов и оценивается пятью баллами: 2 + 1 + 2.
а) 1-й элемент – составление формул – оценивается в 0,125•8 = 2 балла, т.к. необходимо составить восемь формул;
б) 2-й элемент – выбор сильных электролитов – дает 0,25•4 = 1 балл, т.к. необходимо найти четыре электролита;
в) 3-й элемент – составление уравнений диссоциации – дает 0,5•4 = 2 балла, т.к. необходимо составить четыре уравнения диссоциации.
3. Максимальное количество баллов по данной контрольной работе равно 32. В случае 100%-го выполнения работы ученик должен набрать 32 балла и получить оценку «5». Оценка «5» ставится при выполнении работы более чем на 95%, при отсутствии грубых ошибок. Оценка «4» ставится при выполнении работы на 75%–95%, оценка «3» – при выполнении работы на 50%–74%.

Выявив группу детей, плохо усвоивших материал, необходимо по возможности установить психологические причины непонимания и соответственно изменить способ подачи изученного материала.
Каковы психологические причины допускаемых ошибок?
1. Ошибки могут быть связаны со слабо развитыми мотивами обучения. В этом случае ни волевые черты характера, ни познавательные способности не смогут положительно проявиться в обучении. Можно хоть сто раз повторять изложение материала разными способами, но, если ребенок не хочет слышать объяснение учителя, он его не услышит. Здесь необходимо вырабатывать желание учиться.
2. Ошибки часто допускают ученики с повышенной утомляемостью. Такие ошибки связаны с инертностью и особенностями нервной системы ребенка. Главной трудностью детей со слабым развитием воли является неумение организовывать свою деятельность. Они не способны к поисковой работе, зато хорошо выполняют задания по образцу, по выученному алгоритму. При этом задания не должны включать большое число операций, выполнение которых требует больших волевых усилий. Такие дети часто не допускают ошибок в начале работы, но количество ошибок увеличивается к концу урока.
3. Ошибки могут быть связаны с недостаточной сформированностью приемов мыслительной деятельности, плохо развитыми вниманием и памятью. Поэтому уроки, предшествующие контролю, должны содержать задания, способствующие развитию и тренировке внимания и памяти.
4. Восприятие предложенного материала у каждого человека происходит преимущественно в одном канале восприятия: визуальном, аудиальном либо кинестетическом. Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприятия, т.е. учить многосенсорно. Многосенсорное представление информации на уроке дает возможность учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия. Следовательно, если после анализа состава группы школьников, допустивших сходные ошибки, обнаружено, что это дети одного канала восприятия, значит, во время разбора учебного материала не были задействованы все каналы, и ребенок, переводя информацию в свой канал восприятия, допустил ошибки. При коррекции необходимо правильно выбрать способ повторного разбора материала.
Учитывая причины ошибок, необходимо сгруппировать эти ошибки и попытаться исправить, выбрав другие способы рассмотрения учебного материала.

Схема рабочих мест в классе для коррекционной работы и повторного контроля

Схема рабочих мест в классе
для коррекционной работы
и повторного контроля:
* – ученики-консультанты;
  – ученики, нуждающиеся в помощи;
У – учитель;
*' – консультанты при контроле;
– ученики на самоконтроле
(при необходимости они пользуются
карточками-консультантами или
помощью соседа по столу)

Для устранения частных пробелов и затруднений часто используется индивидуальная работа учителя с учеником. Но основной формой работы в этом случае является работа детей в малых группах (по 2–3 человека), их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые успешно усвоили данную тему. Можно использовать различные карточки-информаторы, карточки-консультанты.
На своих уроках я часто использую метод «ошибки». Суть метода состоит в том, что при проверке контрольной работы я не исправляю ошибки, а лишь указываю на них специальными знаками (галочкой, подчеркиванием и т.п.). Тогда после общего разбора на других примерах ученик может самостоятельно исправить свои ошибки. При этом отрабатывается алгоритм выявления ошибок. Это помогает детям находить и исправлять ошибки в своих работах.

Окончание следует

Л.В.КОВАЛЕНКО,
учитель химии средней школы № 1
(г. Бодайбо, Иркутская обл.)

Рейтинг@Mail.ru