Гимназическая химическая
олимпиада школьников
Вне всякого сомнения,
химические олимпиады – не только
интеллектуальные соревнования
старшеклассников, но и мощное средство привития
интереса к изучению химии. Здесь выявляются
нестандартно мыслящие, талантливые ученики,
обладающие особыми способностями к овладению
знаниями, умениями и навыками по курсу химии
повышенного уровня. В нашем учебном заведении
накоплен достаточно обширный материал для
проведения школьного тура химической олимпиады
и подготовки учащихся к городскому и областному
турам. Предлагаю вашему вниманию подобранные
мной задачи гимназического тура химической
олимпиады двух последних лет с решениями.
Программа элективного курса для учащихся 9–11
классов «Решение олимпиадных задач по химии»
напечатана в газете «Химия», № 13/2004, с. 5.
9 класс
1. Определите общее число протонов,
электронов и нейтронов в молекуле серной
кислоты, содержащей изотоп 34S.
(3 балла.)
2. На дне Черного моря образуется
сероводород. Это результат жизнедеятельности
сульфатвосстанавливающих бактерий.
Происходящий процесс можно выразить схемой:
СН4 + СаSO4 = СаСО3 + Н2S
+ Н2О.
Составьте для данного уравнения электронный
баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Рассчитайте, какой объем сероводорода,
измеренный при нормальных условиях (н.у.),
образуется в 1 м3 морской воды, если
содержание сульфата кальция в ней равно 27,2 мг/л.
(4 балла.)
3. При взаимодействии раствора,
содержащего 8,32 г хлорида некоторого металла,
расположенного во II группе периодической
системы, с избытком раствора сульфата калия
выпало 9,32 г белого осадка. Определите формулу
исходного хлорида.
(7 баллов.)
4. На чашках весов уравновешены два
стакана, содержащие по 200 г 16,2%-го водного
раствора бромоводородной кислоты. В один из
стаканов добавили 5 г карбоната кальция, а в
другой – 5 г кальция. Изменится ли равновесие
весов после окончания реакций? Если равновесие
изменится, то какая чашка окажется тяжелее и на
сколько граммов?
(10 баллов.)
5. Предложите десять различных
способов получения соединения Rb2SO4.
(12 баллов.)
10 класс
Задания 1 и 2 выполняют все учащиеся; задания
3-а, 4-а, 5-а, 5-б – учащиеся, изучающие в 10-м классе
курс органической химии; задания 3-б, 4-б, 5-в, 5-г –
учащиеся, изучающие в 10-м классе курс
неорганической химии.
1. Определите объем озоно-кислородной
смеси, объемная доля озона в которой равна 10%,
необходимый для окисления 10,5 л водорода (н.у.).
(6 баллов.)
2. Напишите уравнения реакций,
позволяющих выполнить следующие превращения:
Р А Н3PO4 B Ag3PO4.
Назовите вещества А и В.
(6 баллов.)
3. а) При сгорании 28 г смеси метана и
этана получили 41,44 л углекислого газа (н.у.).
Определите состав смеси углеводородов в
массовых долях.
(8 баллов.)
б) При взаимодействии 17,5 г смеси карбонатов
натрия и калия с избытком соляной кислоты
выделилось 3,36 л углекислого газа (н.у.).
Определите состав смеси карбонатов в массовых
долях.
(8 баллов.)
4. а) Некоторый алкен массой 8,4 г
способен обесцветить 400 г 8%-й бромной воды.
Определите молекулярную формулу алкена и
назовите его.
(6 баллов.)
б) Некоторый металл находится во II группе
периодической системы. Оксид этого металла
массой
8 г способен прореагировать без остатка с 200 г
9,8%-го раствора серной кислоты. Определите
формулу исходного оксида.
(6 баллов.)
5. а) Зеленые помидоры, собранные
хозяйкой на дачном участке, были помещены в
деревянный ящик для дозревания. Чтобы ускорить
созревание, хозяйка положила в ящик несколько
зрелых яблок. Какова роль яблок в ускорении
созревания помидоров?
(2 балла.)
б) На острове Гаити во время своего путешествия
в 1493 г. испанский адмирал Христофор Колумб увидел
туземцев, игравших большим плотным мячом.
Ударяясь о землю, мяч довольно высоко
подскакивал в воздух. Колумб привез несколько
кусков удивительного вещества на родину, но в те
времена оно никого не заинтересовало. Какое
вещество открыл Колумб? Из чего его получали
туземцы?
(2 балла.)
в) В стакан налили холодную воду. Через
некоторое время на внутренних стенках стакана
появилось много газовых пузырьков. Откуда и
почему они появились?
(2 балла.)
г) Почему свекольный сок при добавлении к нему
уксусной кислоты заметно краснеет?
(2 балла.)
11 класс
1. После прокаливания
кристаллогидрата хлорида кобальта(II) масса
твердого остатка составила 54,62% от массы
исходного кристаллогидрата. Определите формулу
кристаллогидрата.
(5 баллов.)
2. Охарактеризуйте положение в
периодической системе и строение атома
химического элемента с порядковым номером 84.
Укажите возможные значения валентности этого
элемента в соединениях. Определите формулы
высших оксида и гидроксида элемента, их характер.
(7 баллов.)
3. Состав каменного угля одного из
месторождений (в массовых долях): С – 82,2%, Н – 4,6%,
S – 1,0%, N – 1,2%, Н2О – 1,0%, зола – 10%. Определите объем
воздуха (н.у.), который потребуется для полного
сгорания 1 кг такого угля.
(7 баллов.)
4. При взаимодействии смеси фенола и
этанола с калием выделяется 23,52 л газа (н.у.). Для
нейтрализации такого же количества исходной
смеси требуется 22,58 мл раствора с массовой долей
гидроксида калия 20% (плотность раствора 1,24 г/мл).
Вычислите массу исходной смеси.
(8 баллов.)
5. При сгорании 1,59 г органического
вещества образуется 2,24 л углекислого газа (н.у.) и
0,63 г воды. Молярная масса этого соединения
составляет 318 г/моль. Известно, что в водном
растворе и в растворе лимонной кислоты вещество
остается бесцветным, а в растворе
кальцинированной (стиральной) соды окрашивается
в ярко-малиновый цвет. Определите молекулярную
формулу и укажите название данного вещества.
Составьте уравнение реакции его горения, укажите
области практического использования. Какие еще
вещества, сходные по свойствам и применению с
данным соединением, вам известны?
(10 баллов.)
Решения и ответы см. в следующих
номерах
А.С.ГОРДЕЕВ,
учитель химии и экологии
гимназии № 20
(г. Донской, Тульская обл.)
|