Нужные книги
Чертков И.Н., Иванова Р.Г.
Химия. 11 класс. М.: Просвещение, 2002, 224 с.
Полностью готов к использованию
учебно-методический комплекс для массовой школы
нового поколения. Высококачественный и понятный,
полностью соответствующий обязательному
минимуму содержания, сделанный в лучших
традициях российской методической науки.
Этот учебник заключает в себе такие работы для
основной и полной (средней) школы крупнейшего
специалиста нашей страны в области методики
обучения химии Раисы Георгиевны Ивановой, как
«Химия. 8–9», «Уроки химии. 8–9. Методическое
пособие», «Вопросы, упражнения и задания по
химии. 8–9», «Химия. 10» (с А.А.Кавериной), «Уроки
химии. 10–11» (с А.А.Кавериной, А.С.Корощенко),
«Вопросы, упражнения и задания по химии. 10–11» (с
А.А.Кавериной, А.С.Корощенко).
Построение учебника по органической химии для
11-го класса привычно для тех, кто работал на
основе лучших традиций, заложенных Л.А.Цветковым.
Этот учебник создан членами его бывшей
лаборатории химии РАО, которые собрали все
лучшее, созданное в этой лаборатории.
Теоретические разделы составляют 11 глав (49
параграфов). Затем в приложении 1 дается
подробнейший инструктаж по выполнению 12
лабораторных опытов и 8 практических работ (в
этом разделе авторы предусмотрели возможность
контрольных экспериментальных работ: на с. 173–175
даны для этого 25 разнообразных заданий). Для
экспериментального распознавания пластмасс и
волокнистых материалов приводится две
вспомогательные таблицы. Завершается приложение
таблицей для распознавания органических веществ
на основе их качественных реакций, охватывающей
все изучаемые в курсе соединения.
В отдельное приложение 2 выделен материал о
способах установления формул органических
веществ по данным количественного анализа. Там
же приводятся ответы на наиболее сложные задания
в главах.
Существенный интерес, на наш взгляд,
представляет приложение 3. В нем И.Н.Чертков и
Р.Г.Иванова собрали материал по истории химии (о
зарождении органики, о А.М.Бутлерове, Л.Полинге),
удачно совместив учебник и книгу для чтения.
Самое же важное заключается в том, что здесь
приведено объяснение гипотезы о гибридизации,
которое исключено из основного текста (разделы о
предельных, этиленовых, ацетиленовых и
ароматических углеводородах). Вполне
справедливо авторы посчитали, что этот
дополнительный материал может быть предназначен
не для всех посещающих массовую школу. В приложении
3 им удалось научно объяснить пространственное
и электронное строение углеводородов, не
прибегая к использованию представлений о s-, p-,
sp-, sp2-, sp3-электронных
облаках. Это произошло впервые в российских
учебниках и заслуживает внимательного изучения.
В приложении 3 также рассматривается правило
В.В.Марковникова, вынесенное из основного текста.
Циклическое строение глюкозы и нуклеиновых
кислот любознательный ученик найдет именно в
этом приложении. Здесь же помещены статьи о
полимерах и окружающей среде, о моющем действии
синтетических моющих средств (СМС).
Как и всякая серьезная книга, учебник
завершается предметным указателем, к работе с
которым полезно приучать школьников «с младых
ногтей».
Возможно, что именно этот учебно-методический
комплекс после объективной и всесторонней
сравнительной экспертизы станет наконец-то
стабильным комплексом России для массовой школы
в ближайшие годы нового тысячелетия.
С.В.ТЕЛЕШОВ
|