Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №45/2004

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

Нужные книги

Чертков И.Н., Иванова Р.Г.
Химия. 11 класс. М.: Просвещение, 2002, 224 с.

Полностью готов к использованию учебно-методический комплекс для массовой школы нового поколения. Высококачественный и понятный, полностью соответствующий обязательному минимуму содержания, сделанный в лучших традициях российской методической науки.
Этот учебник заключает в себе такие работы для основной и полной (средней) школы крупнейшего специалиста нашей страны в области методики обучения химии Раисы Георгиевны Ивановой, как «Химия. 8–9», «Уроки химии. 8–9. Методическое пособие», «Вопросы, упражнения и задания по химии. 8–9», «Химия. 10» (с А.А.Кавериной), «Уроки химии. 10–11» (с А.А.Кавериной, А.С.Корощенко), «Вопросы, упражнения и задания по химии. 10–11» (с А.А.Кавериной, А.С.Корощенко).
Построение учебника по органической химии для 11-го класса привычно для тех, кто работал на основе лучших традиций, заложенных Л.А.Цветковым. Этот учебник создан членами его бывшей лаборатории химии РАО, которые собрали все лучшее, созданное в этой лаборатории.
Теоретические разделы составляют 11 глав (49 параграфов). Затем в приложении 1 дается подробнейший инструктаж по выполнению 12 лабораторных опытов и 8 практических работ (в этом разделе авторы предусмотрели возможность контрольных экспериментальных работ: на с. 173–175 даны для этого 25 разнообразных заданий). Для экспериментального распознавания пластмасс и волокнистых материалов приводится две вспомогательные таблицы. Завершается приложение таблицей для распознавания органических веществ на основе их качественных реакций, охватывающей все изучаемые в курсе соединения.
В отдельное приложение 2 выделен материал о способах установления формул органических веществ по данным количественного анализа. Там же приводятся ответы на наиболее сложные задания в главах.
Существенный интерес, на наш взгляд, представляет приложение 3. В нем И.Н.Чертков и Р.Г.Иванова собрали материал по истории химии (о зарождении органики, о А.М.Бутлерове, Л.Полинге), удачно совместив учебник и книгу для чтения. Самое же важное заключается в том, что здесь приведено объяснение гипотезы о гибридизации, которое исключено из основного текста (разделы о предельных, этиленовых, ацетиленовых и ароматических углеводородах). Вполне справедливо авторы посчитали, что этот дополнительный материал может быть предназначен не для всех посещающих массовую школу. В приложении 3 им удалось научно объяснить пространственное и электронное строение углеводородов, не прибегая к использованию представлений о s-, p-, sp-, sp2-, sp3-электронных облаках. Это произошло впервые в российских учебниках и заслуживает внимательного изучения.
В приложении 3 также рассматривается правило В.В.Марковникова, вынесенное из основного текста. Циклическое строение глюкозы и нуклеиновых кислот любознательный ученик найдет именно в этом приложении. Здесь же помещены статьи о полимерах и окружающей среде, о моющем действии синтетических моющих средств (СМС).
Как и всякая серьезная книга, учебник завершается предметным указателем, к работе с которым полезно приучать школьников «с младых ногтей».
Возможно, что именно этот учебно-методический комплекс после объективной и всесторонней сравнительной экспертизы станет наконец-то стабильным комплексом России для массовой школы в ближайшие годы нового тысячелетия.

С.В.ТЕЛЕШОВ

Рейтинг@Mail.ru