АлкеныГлава из пособия по органической химииПродолжение. См. № 1, 2, 12, 14, 18, 24/2004 Образование устойчивой смеси
|
Мономер | Полимер | Применение |
---|---|---|
метилметакрилат |
полиметилметакрилат |
Оконные стекла (плексиглас),
линзы, упаковочный материал, основа лаков и клеев |
фенилэтилен |
полифенилэтилен |
Посуда для горячих напитков, игрушки, бытовые предметы |
СН2=СНСN акрилонитрил |
полиакрилонитрил |
Синтетические волокна |
Представленный в № 1, 2, 14, 18, 24 материал — это глава пособия курса «Органическая химия» для учащихся открытого лицея «Всероссийская заочная многопредметная школа» (ВЗМШ). Пособие предназначено для самостоятельного (заочного) изучения органической химии и будет полезно не только учащимся, но и учителям.
Органическая химия в школьном курсе традиционно считается более трудным предметом, чем неорганическая химия. Мы считаем это мнение ошибочным. Химия веществ, в состав которых входят атомы всего нескольких элементов: углерода, водорода, кислорода, азота, галогенов и серы, не может соперничать по сложности с богатой и разнообразной химией всех остальных элементов периодической системы. Причина затруднений при изучении органической химии в большей степени психологическая. Исследуя вещества, состоящие из атомов столь небольшого числа элементов, химики-органики установили для них большое число специфических закономерностей, неизвестных для неорганических соединений. Знакомство с этими правилами и законами часто вызывает ощущение сложности предмета. Кроме того, названия органических соединений способны привести в уныние всякого, кто не знает, что строятся они по простым правилам.
Органических веществ очень много — более 10 млн. Человеческая память не способна вместить информацию о свойствах даже самых важных из них. Единственный правильный способ изучения органической химии – это понять ее логику. Тогда, глядя на формулу незнакомого вещества, ученик сможет предсказать его основные свойства и написать уравнения важнейших реакций. Поэтому в нашем курсе особое внимание уделяется логике предмета: устанавливается связь строения и свойств, анализируются различные закономерности, обсуждаются сходства и различия в химическом поведении веществ разных классов. Этот подход отражается в детальном изучении строения органических веществ и механизмов реакций с их участием.
Изучение механизмов в нашем курсе — это не самоцель. Применение механизмов реакций соответствует современному уровню мышления химика-органика. Как показывает опыт использования этого пособия, донести до школьников суть механизмов основных органических реакций — вполне посильная задача. Предлагаемый материал одновременно достаточно строгий и понятный школьнику.
В пособии использована лексика, принятая в учебниках для высшей школы, чтобы облегчить дальнейший переход читателя к более основательной литературе. Вместе с тем, используя сложные термины, мы старались как можно более упростить их толкование, показать общность и изящность (а часто и простоту) идей и явлений, которые за ними стоят.
Есть идеи, традиционно излагаемые в курсах органической химии, но являющиеся универсальными. Характерный пример — теория гибридизации. В нашем пособии мы подчеркиваем связь обсуждаемых идей и фактов с родственными понятиями и результатами из других областей химии.
В заочном обучении нет непосредственного контакта ученика и преподавателя, общение происходит только в письменном виде. Но самое главное, между отправленным по почте вопросом и полученным по почте же ответом проходит достаточно большое время. Поэтому в нашем пособии материал представлен последовательно и подробно, чтобы минимизировать число вопросов ученика, обусловленных непониманием текста пособия. Для решения этой проблемы использованы следующие методические приемы.
1. Четкое структурирование материала. Пособие разделено на 23 главы, каждая из которых имеет логичную внутреннюю структуру, позволяющую ориентироваться в логике построения материала.
2. Часть вопросов, которые могли возникнуть в процессе чтения, формулируются прямо в тексте, и ответы на них обсуждаются здесь же.
3. В пособие включены вопросы для самоконтроля, которые служат различным целям: акцентированию внимания на некоторых аспектах изложенного материала, более глубокому осмыслению важных вопросов, подготовке к контрольным заданиям. Ответы на вопросы для самоконтроля приведены в отдельной брошюре.
Чтобы изложение не казалось скучным, некоторые места пособия написаны как беседа преподавателя и ученика, в текст включены сведения о практическом использовании веществ, исторические сведения, химические курьезы. Такая информация в основном сосредоточена в «Отступлениях». Основная цель выделения «Отступлений» – сохранение логики изложения. Вынесение в «Отступления» более сложного теоретического материала, который можно пропустить при первом чтении, помогает организовать «двухуровневость» пособия.
Курс «Органическая химия» ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Если ваши ученики (индивидуально или группой) заинтересованы в заочном обучении химии, то можно обратиться в ОЛ ВЗМШ по адресу: 119234, Москва, В-234, МГУ, ВЗМШ, отделение «Химия».
Авторы будут благодарны за высказанные замечания по опубликованному материалу. Наш e-mail: chemistry-vzms.mail.ru.
В.А.БАТАЕВ,
Е.В.БАТАЕВА
1 Торговое название материала
фирмы «Дюпон».
2Фтор применяется для получения
гексафторида урана UF6 – летучего твердого
вещества (температура возгонки 57 °С),
используемого при разделении изотопов урана.