Вывод химических
формул углеводородов
Конспект интегрированного
урока математики и химии 10
класс
Задачи урока. Закрепить умения решать
системы уравнений, научить учащихся применять
знания по математике при решении практических
задач на нахождение химических формул
углеводородов.
Оборудование и реактивы. Таблицы
«Системы линейных уравнений», «Окислители и
восстановители», прибор для получения газа;
карбид кальция, вода, растворы перманганата
калия в кислой, нейтральной и щелочной средах.
Эпиграф урока. Умствуй и придет! (Л.Ф.Магницкий).
ХОД УРОКА
Учитель математики. Среди
естественных наук математика играет особую роль.
Математический аппарат применяется во всех
науках. С этой точки зрения математику можно
рассматривать как способ и средство углубления
естественно-научного знания.
1. Фронтальная беседа с классом с целью
повторения следующих вопросов.
1) Что значит решить систему линейных уравнений?
2) Если система линейных уравнений имеет решение,
то что является решением системы:
а) двух уравнений с двумя неизвестными;
б) трех уравнений с тремя неизвестными?
3) При каком условии система двух линейных
уравнений имеет:
а) одно решение;
б) множество решений;
в) не имеет решений?
4) Каковы методы решений системы линейных
уравнений?
(В ходе беседы использовать таблицу «Системы
линейных уравнений».)
2. Запись предложенных систем линейных
уравнений и определение у них числа решений.
2) Решение системы линейных уравнений:
Из первого уравнения, умноженного на 3, вычитаем
второе и находим у:
После этого находим х:
3x – 2 = 7, x = 3.
Ответ. (3; –1).
3) Самостоятельная работа.
Ответ. .
3. Переход к задаче практического
содержания, решаемой составлением системы
линейных уравнений.
(Учитель химии дает образец решения задачи.)
Учитель химии. Органическое
вещество содержит 84,21% углерода и 15,79% водорода.
Плотность паров вешества по воздуху составляет
3,93. Определите химическую формулу этого
вещества.
Составим и решим систему линейных уравнений:
Откуда х = 8, y = 18.
Ответ. х = 8, y = 18;
формула вещества – С8H18 (октан).
Задача для самостоятельного
решения.
Массовая доля углерода в углеводороде
составляет 82,8%, а водорода – 17,2%. Плотность
вещества при н.у. равна 2,59 г/л. Определите
химическую формулу вещества.
4. Объяснение учителя математики.
Учитель математики. Математическая
модель решаемых вами практических задач
представляет собой систему двух линейных
уравнений с двумя неизвестными, которая имеет
одно решение. Рассмотрим систему линейных
уравнений, содержащую два уравнения с тремя
неизвестными.
Общее решение системы:
Ответ.
Найдем два частных решения этой системы
линейных уравнений.
Ответ. (1; 3; 3).
5. Решение задачи практического содержания.
Учитель химии. Рассмотрим решение
усложненной задачи на вывод химической формулы
вещества, предложенной на вступительных
экзаменах на химический факультет в МГУ.
Задача. При окислении 0,06 моль
неизвестного органического вещества водным
раствором КMnO4, образовалось 9,96 г оксалата
калия (K2C2O4), 13,92 г MnO2, 2,24 г
КОН и вода. Какое вещество подверглось окислению?
Напишите уравнение реакции окисления ближайшего
гомолога этого вещества кислым раствором KMnО4.
Идея задачи заключается в том, чтобы по
коэффициентам в правой части уравнения реакции
восстановить его левую часть.
(K2C2O4)
= 9,96/166 = 0,06 моль,
(MnO2)
= 13,92/87 = 0,16 моль,
(KOH) = 2,24/56
= 0,04 моль.
Отношение числа молей равно отношению
коэффициентов:
(неизв.
в-ва Х) : (K2C2O4)
: (MnO2) : (KOH) =
= 0,06 : 0,06 : 0,16 : 0,04 = 1,5 : 1,5 : 4 : 1 = 3 : 3 : 8 : 2.
Отсюда получаем схему реакции:
3х + КMnО4 3K2C2О4
+ 8MnО2 + Н2O + 2KOH.
В правой части имеется по восемь атомов К и Мn,
следовательно, в левой части коэффициент перед
КMnО4 равен восьми. Число атомов углерода в
правой части равно шести, поэтому неизвестное
вещество х содержит два атома С и некоторое
количество атомов Н и О:
3С2НyOz + 8КMnO4
= 3K2C2O4 + 8MnO2 + 2KOH + aH2O.
Теперь приравниваем количество атомов
водорода и кислорода в левой и правой частях:
Если z = 0, то а = 2, y = 2 неизвестное вещество – С2Н2.
Если z = 1, то а = 5, y = 4 неизвестное вещество – С2Н4О.
При z = 0 неизвестное вещество – ацетилен С2Н2.
Это основное решение задачи. Ацетилен
окисляется водным раствором КMnO4 до
оксалата калия.
Гомолог ацетилена – пропин – окисляется кислым
раствором КMnО4 до уксусной кислоты и
углекислого газа:
С3Н4 + КMnО4 + Н2SО4
СН3СООН + СО2 +
К2SО4 + MnSO4 + H2О.
Коэффициенты уравнения находим
ионно-электронным методом:
5С3Н4 + 8KMnO4 + 12H2SO4
= 5CH3COOH + 5CO2 + 4K2SO4 + 8MnSO4
+ 12H2O.
При z = 1 вещество имеет химическую формулу С2Н4О.
Такой формуле отвечает уксусный альдегид и окись
этилена:
Химический эксперимент: окисление
ацетилена водным раствором перманганата калия.
Взяты три стакана названного раствора. В первый
стакан добавили раствор Н2SO4, в третий
стакан – раствор щелочи NaOH.
Получение ацетилена:
CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2H2.
Выделяющийся газ пропустили через раствор КMnО4
в кислой, нейтральной и щелочной средах.
Наблюдали изменения окраски раствора КMnО4.
Результаты наблюдений оформили на доске и в
тетрадях:
Домашнее задание. Определите
молекулярную формулу фторпроизводного бутена,
если известно, что он содержит 4,545% водорода по
массе. Напишите структурные формулы трех
изомеров данного вещества, имеющих цисстроение.
С4HxFy – общая формула.
Mr(С4HxFy)
= 48 + х + 19y.
y = 3; x = 5. С4H5F3 –
трифторбутен.
Cтруктурные формулы изомеров:
Подведение итогов урока.
ЛИТЕРАТУРА
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия.
Пособие для поступающих в вузы.
М.: Дрофа, 1995.
Г.С.НОВИКОВА, учитель химии,
В.В.ЩЕЛЯКОВА, учитель математики
средней школы № 4
(г. Ростов, Ярославская обл.)
|