Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №43/2004

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

Полемика

РЕЦЕНЗИЯ

Добротин Д.Ю., Журин А.А., Каверина А.А. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Химия. М.: Интеллект-Центр, 2002, 93 с.

Любое издание, которое предназначено в помощь учителю, безусловно, содержит полезные сведения. Жаль только, что не все авторы задумываются над тем, надо ли создавать малонужное – ведь хотелось бы иметь в библиотеке учителя только те работы, которые действительно необходимы.
Как утверждают авторы, вторая часть материалов включает задания повышенной сложности, «содержание которых отвечает как минимуму содержания средней школы, так и содержанию, предлагаемому на вступительных экзаменах в вузы» (с. 5). Вроде бы это означает, что первая часть включает в себя только то, что составляет базовый уровень, но так ли это?
Обратимся к вопросу А-9 на с. 28. Когда это школьники учатся определять величину полярности связей в молекулах? Или взять вопрос А-23 на с. 31. В каком школьном учебнике рассматривается реакция присоединения спиртов к альдегидам? В связи с вопросом А-34 на с. 66 пособия зададим встречный вопрос: в каком стандарте требуется оценить действие подкисленного раствора перманганата калия на этилбензол? Недоумение вызывает и вопрос А-39. Разве закон действующих масс уже стал изучаться?
Из приведенных примеров становится ясно, что параллельно базовому уровню и отдельно от него (не совпадая с ним!) существует минимум содержания. Сами же вопросы, предложенные в виде теста, вообще не изучаются в базовом (не углубленном) школьном курсе.
Третья часть, как обещают авторы, включает наиболее сложные задания. Поэтому они уже не прикрываются здесь стыдливо фиговыми листочками «базового уровня» и «минимума содержания». Задания «по своему содержанию будут соответствовать наиболее сложным заданиям традиционных письменных экзаменационных работ по курсу общей, неорганической и органической химии средней (полной) школы и достаточно сложным заданиям, предлагаемым на вступительных экзаменах в вузы» (с. 6). Авторы материалов – сотрудники Российской академии образования (РАО) – так много лет уже не работали в школе, что им и не вспомнить: последние 60 лет экзамен за курс средней школы был устным, а не письменным. Школьник из массовой школы России (напомню, что таких школ большинство) никогда не получит за курс школы отлично, т.к. для получения отметки «5» надо выполнить хотя бы (правда, как скромно!) три задания (из пяти!) с развернутыми ответами.
Материалы эти неплохо покупать вскладчину для методобъединения (в одном экземпляре), чтобы знать, какие неприятности готовят нам работники из лаборатории химии РАО.

С.В.ТЕЛЕШОВ

Рейтинг@Mail.ru