Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №43/2004

ОЛИМПИАДЫ. ТЕСТЫ

Тестовые технологии
в оценке знаний учащихся

Тест – средство проверки и обучения

Тест – средство проверки
и обучения

Важнейшим направлением реформирования системы российского образования становится совершенствование контроля и управления качеством образования. Перед учителем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы контроль естественно включался в систему образования.
Контроль качества обучения – обязательный компонент учебного процесса. Контроль состоит в выявлении уровня знаний учащихся. На момент окончания обучения в средней школе уровень знаний должен соответствовать государственному стандарту. Один из приоритетных методов контроля – тестовый контроль.
Технология тестового контроля знаний возникла в результате поиска объективных методов контроля и более дифференцированной оценочной шкалы.
Тест (проба, испытание) – это стандартизованное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Тестовый контроль способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому.
Преимущества тестового контроля:
объективность оценки, т. к. в тестовом контроле влияние субъективных факторов исключено;
достоверность оценки и информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
эффективность – можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле;
надежность – тестовая оценка однозначна и воспроизводима;
дифференцирующая способность, т.к. в тестах содержатся задания различного уровня;
индивидуальный подход в обучении – возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;
сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, с использованием различных методов организационных форм обучения.

УРОВНИ ТЕСТОВ

В процессе усвоения материала обучаемый последовательно достигает четырех уровней, каждый из которых означает приобретение им определенного нового качества. При этом последующий уровень усвоения не может быть достигнут, если ученик не освоил предшествующий уровень.
Первый уровень усвоения означает знакомство обучаемого с тем или иным явлением в ряду ему подобных, узнавание явлений.
Для достижения этого уровня нужна обязательная опора на конкретное явление, информация о котором была предоставлена в процессе обучения.
Второй уровень – это такие знания, с помощью которых обучаемый может воспроизводить учебную информацию по памяти. Он излагает усвоенный материал без опоры, не видя предмета обсуждения.
Третий уровень означает способность ученика решать типовые задачи, используя для этого усвоенные им в процессе обучения способы решения.
Четвертый уровень усвоения – уровень трансформации или уровень творчества. На этом этапе обучаемый способен творчески использовать полученные знания, умения и навыки в новых, нетипичных ситуациях.

Разноуровневые тесты позволяют оценить качество усвоения учебного материала.
Ниже приведены разноуровневые тесты, разработанные и используемые мною при изучении темы «Альдегиды».

Тест первого уровня

(Выбрать верный ответ.)

1. Альдегидами называют органические вещества, молекулы которых содержат:

а) карбонильную группу, соединенную с двумя углеводородными радикалами;
б) карбонильную группу, соединенную с углеводородным радикалом и атомом водорода;
в) гидроксильную группу, соединенную с углеводородным радикалом.

2. Альдегид линейного строения, содержащий три атома в радикале, называется;

а) изомасляный альдегид;
б) пропаналь;
в) бутаналь.

3. В карбонильной группе между атомами углерода и кислорода существует двойная связь, которая образована:

а) двумя -связями;
б) двумя -связями;
в) одной - и одной -связью.

4. В карбониле электронная плотность связи смещается:

а) от атома углерода, как более электроотрицательного элемента;
б) к более электроотрицательному атому кислорода;
в) не смещается от центра расстояния между атомами.

5. При смещении электронной плотности на атоме углерода в карбониле возникает:

а) некоторый отрицательный заряд;
б) некоторый положительный заряд;
в) не возникает заряда.

6. Смещение электронной плотности p-связи показывается в формуле:

а) прямой стрелкой;
б) наклонной стрелкой;
в) дугообразной стрелкой.

7. Водородные связи между молекулами альдегидов:

а) образуются;
б) не образуются.

8. Присоединение к молекуле альдегида происходит:

а) по связи 

б) по связи 

в) по предельному углеводородному радикалу.

9. Продуктом восстановления метаналя является:

а) метанол;
б) муравьиная кислота;
в) формальдегид.

10. В реакции окисления альдегидов гидроксид меди(II) превращается:

а) сначала в оксид меди(II), затем в оксид меди(I);
б) в гидроксид меди(I), затем в оксид меди(I);
в) в оксид меди(I), затем в гидроксид меди(I).

11. Продуктом окисления ацетальдегида является:

а) этановая кислота;
б) муравьиная кислота;
в) этанол.

Ответы. 1 – б; 2 – в; 3 – в; 4 – б; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – а; 9 – а; 10 – б; 11 – а.

Тест второго уровня

1. Напишите общую формулу альдегидов: ... (RCHO)*.

2. Приведите функциональную альдегидную группу: ... 

3. Структурная формула 2-метилбутаналя: ...

4. Альдегид

называется ... (3,3-диметилбутаналь).

5. Другое название муравьиного альдегида – ... (метаналь).

6. Для альдегидов характерны следующие виды изомерии ... (структурная, или изомерия углеродного скелета, и межклассовая).

7. Низшие альдегиды растворимы в воде за счет образования ... (водородных) связей между молекулами ... (альдегида и воды).

8. Качественными реакциями на альдегиды являются: ... (реакция «серебряного зеркала» и окисление альдегидов под действием Cu(OH)2).

9. Реакции присоединения альдегидов обусловлены наличием ... (двойной связи С=О).

10. При восстановлении альдегидов образуются ... (спирты).

11. При окислении альдегиды превращаются в ... (карбоновые кислоты).

12. При взаимодействии метаналя с фенолом образуется ... (фенолформальдегидная смола). Эта реакция называется реакцией ... (поликонденсации).


* В скобках приведены ожидаемые ответы учащихся.

 

Тест третьего уровня

1. В карбониле электронная плотность p-cвязи смещается от атома ... (углерода) к атому ... (кислорода), т.к. ... (электроотрицательность элемента кислорода (3,5) больше, чем элемента углерода (2,5)).

2. Температура кипения альдегида по сравнению со спиртами, имеющими такое же число атомов углерода, .... (значительно ниже. Например, tкип(СН3СНО) = 21 °С, а tкип(СН3СН2ОН) = 78 °С. Такое различие объясняется образованием межмолекулярных водородных связей в спиртах и отсутствием подобных связей в альдегидах.)

3. В отличие от спиртов первый член гомологического ряда альдегидов является газообразным веществом. Это объясняется тем, что ... (в альдегидах между молекулами нет водородной связи, а в спиртах такая связь существует:

Ассоциация или межмолекулярное связывание спиртов увеличивает их температуры кипения.)

4. Реакция «серебряного зеркала» заключается во взаимодействии ... (альдегида с аммиачным раствором оксида серебра:

В реакции образуются ... (карбоновая кислота и металлическое серебро).

5. Составьте схемы реакций:

а) гидрирования этаналя;
б) присоединения одного эквивалента метанола к пропаналю;
в) окисления бутаналя гидроксидом меди(II);
г) взаимодействия аммиачного раствора оксида серебра с муравьиным альдегидом.

Назовите продукты реакций.

(Ответ.

 

6. Составьте схемы реакций, с помощью которых можно получить:

а) хлорэтаналь;
б) этаналь из ацетилена;
в) метаналь из метанола;
г) фенолформальдегидную смолу.

Назовите протекающие процессы.

(Ответ.

7. Определите вещества А, Б, В, Г (составьте их формулы и названия):

(Ответ.  А – С2Н2 (ацетилен), Б – СН3СНО (ацетальдегид), В – СН3СООН (уксусная кислота), Г – СН3СН2ОН (этиловый спирт).)

8. Как с помощью одного реактива можно отличить глицерин и этаналь? Назовите этот реактив и укажите последовательность действий.

(Ответ.  Реактив – суспензия гидроксида меди(II). При взаимодействии Сu(OH)2 c глицерином (20 °С) образуется ярко-синий раствор глицерата меди(II). При нагревании этаналя с Сu(OH)2 реакционная смесь изменяет окраску с голубой на коричнево-красную. В результате образуются уксусная кислота и оксид меди(I)

Сu2O.)

9. Реакция получения фенолформальдегидной смолы является реакцией поликонденсации. Поясните, почему это так.

(Ответ.  В реакции происходит отщепление молекул воды (конденсация). Поскольку при синтезе фенолформальдегидной смолы соединяются многие молекулы, это реакция поликонденсации. Строение продукта можно представить в виде:

ArCH2ArCH2ArCH2.)

Для оценки умений учащихся кратко и корректно выражать свои мысли используют открытые тесты. Это задания со свободными ответами (третий уровень). Такие задания интересны и с точки зрения наблюдения за рассуждениями учащихся. При соответствующей подготовке единый государственный экзамен не будет чем-то неожиданным для учащихся. Навык работы с тестами позволит им адекватно подойти к проблеме централизованного тестирования.

ЛИТЕРАТУРА

Стратегия модернизации содержания общего образования. в сб.: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001;
Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000, 121 с;
Казиев В.М. Информация: понятия, виды, получение, измерение и проблема обучения. Информатика и образование, 2001, № 4;
Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.

А.Х.АМИРОВА,
учитель химии
(г. Екатеринбург)

Рейтинг@Mail.ru