В ПОМОЩЬ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ |
Альдегиды и карбоновые
кислоты
См. также № 34, 37/2004
Урок «Химические свойства
карбоновых кислот»
Цели урока.
• Опираясь на знания учащихся о свойствах
неорганических кислот и строении карбоновых
кислот, изучить химические свойства карбоновых
кислот.
• Активизировать познавательную деятельность
учащихся путем постановки проблемной ситуации.
• Развить навыки самостоятельной работы.
• Развить навыки работы с химическими
реактивами.
ХОД УРОКА
Проверка знаний
Вызванному к доске ученику предлагается дать
определение классу карбоновых кислот и их
классификацию, рассказать о строении предельных
одноосновных карбоновых кислот.
Схема на левой части доски.
Постановка проблемы
Вопросы учителя классу.
Из
курса неорганической химии вспомните
определение класса кислот.
Какие ионы образуются при диссоциации кислот и
как их определить в растворе?
С какими веществами взаимодействуют кислоты?
Выдвигается предположение о принадлежности
карбоновых кислот к классу кислот. Учащимся
предлагается подтвердить или опровергнуть это
предположение.
Практическое решение проблемы
Учащиеся делятся на три группы и с помощью
опытов делают вывод о принадлежности карбоновых
кислот к классу «Кислоты». Для проведения опытов
используются:
1) муравьиная кислота и цинк;
2) уксусная кислота, лакмус, гидроксид натрия;
3) уксусная кислота и карбонат натрия.
Выводы. Оформление решения
К доске вызываются по одному представителю от
группы, которые:
1) делают вывод о принадлежности карбоновых
кислот к кислотам;
2) обосновывают свое мнение о том, какой атом
водорода отщепляется в виде протона при
диссоциации;
3) составляют уравнения реакций к проведенным
опытам.
Учитель корректирует (при необходимости)
написание уравнений реакций и дает названия
солям.
Объяснение учителя
Учитель поясняет, что кроме свойств,
обусловленных наличием подвижного атома
водорода, карбоновые кислоты проявляют и другие
свойства.
Дается определение реакции этерификации, в
которой участвует вся гидроксильная группа
кислот:
Также приводится уравнение реакции замещения
галогеном атома водорода, соединенного с
ближайшим к карбоксилу атомом углерода ().
Ученикам предлагается ответить на вопросы.
Почему замещению подвергается атом водорода у -атома углерода?
Как влияет на силу кислот наличие в радикале
атома галогена?
Закрепление знаний
Упражнение. сравнить силу кислот:
Подведение итогов
Учитель обобщает полученные учащимися знания.
Ученики дают характеристику своей работе на
уроке.
Учитель проставляет оценки и задает домашнее
задание.
З.Г.ЗАХАРОВА,
учитель химии НОУ ЭШЛ
(Москва)
|