Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №41/2004

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Природные источники
углеводородов

Защита реферата

Рабочая установка нефтеперерабатывающего завода


Рабочая установка
нефтеперерабатывающего
завода

Одна из форм работы с учащимися – подготовка рефератов и защита их в течение учебного года по какой-то теме конкретно или на выпускном экзамене за курс средней школы. Как показывает опыт, при подготовке реферата школьники приобретают навыки и умения работать с дополнительной литературой, учатся отбирать наиболее важный, интересный, новый материал, делать самостоятельные умозаключения, выводы, обобщения, приобретают навыки, связанные с правильной компоновкой материала и его оформлением. Во время защиты реферата они показывают умение сжато излагать главное, отстаивать свои позиции.
Я в течение нескольких лет использую эту форму работы (защита рефератов), в частности, по органической химии. После изучения тем «Теория химического строения органических соединений», «Электронная природа химических связей», «Предельные и непредельные углеводороды» у ребят складывается представление об органической химии. С этого времени я начинаю готовить учащихся к реферату «Природные источники углеводородов». Тему из курса органической химии за 10-й класс с таким названием, на которую отводится всего пять часов, я переношу на январь–февраль. Тогда же провожу экскурсию на Афипский нефтегазоперерабатывающий завод, сейчас его название «Афипский филиал ООО “Профит-4”». Договариваюсь с инженером-технологом, чтобы она провела экскурсию по заводу и дала ответы на вопросы, интересующие школьников.

Примерный план экскурсии:

1. Из истории завода «Краснодарнефтеоргсинтез» (КНОС).
2. Откуда получали и получают сырье для продукции.
3. Какие установки работают на заводе.
4. Какие продукты получают на заводе и куда их поставляют.
5. Связь завода с химической лабораторией.
6. Охрана окружающей среды на заводе.
7. Планы завода на будущее.
8. Какие специалисты нужны и где можно получить востребованные специальности.

Во время экскурсии ученики делают краткие записи, собирают материал для оформления реферата, наблюдают и изучают различные процессы, знакомятся с рабочими разных профессий, условиями труда на предприятии. У многих учеников родители закончили нашу школу, получили специальность и работают на этом заводе машинистами, операторами, электриками, экономистами, водителями, инженерами и т.д.
Потом на уроке я подвожу итоги экскурсии и связываю их с темой «Природные источники углеводородов и их переработка». Вслед за этим рассказываю, что такое реферат и как его написать. Кроме темы реферата каждому ученику индивидуально даю цепочку химических превращений и расчетную задачу (см. с. 14). Ребята в течение двух месяцев готовят свои рефераты. Одновременно даю им рекомендации, как написать реферат (см. c. 13), и литературу, которую они могут использовать.
В библиотеке собраны лучшие рефераты прошлых лет, которыми ученики могут пользоваться. Ребята имеют право обращаться к учителю. Я просматриваю работы, причем обращаю внимание на оформление реферата (обложка, оглавление, список использованной литературы, нумерация страниц, схем, рисунков, их соответствие тексту), на глубину проработки материала (наличие выводов, обобщений, умозаключений, собственного отношения к избранной теме), умение обосновать причину выбора темы (актуальность).
Защищают рефераты по двое учеников. Каждый из них знакомится с работой своего товарища и готовится задать ему три вопроса. Все остальные слушают доклады и ответы на вопросы. Потом я задаю свои вопросы и подвожу окончательный итог по реферату. Ребята получают три отметки: первую – за защиту, вторую – за цепочку превращений, третью – за решенную задачу.
С одной стороны, процесс овладения учебными знаниями зависит от уровня познавательной деятельности учащихся, сформированной к этому времени. Это проявляется в умении применять знания с различной степенью самостоятельности. С другой стороны, приобретение знаний положительно влияет на познавательную активность в учебном труде. Ученик должен не только знать факты, но и уметь применять знания. К этому и следует стремиться в воспитательной работе.

Рекомендации для учащихся – как написать реферат

1. Из предложенного перечня выберите тему, которая вас более всего привлекает. Попытайтесь обосновать причину выбора или сформулируйте тему самостоятельно.
2. Подберите соответствующую научно-популярную и специальную литературу.
3. Прочитайте аннотации и предисловия ко всем отобранным книгам и составьте общее представление о них.
4. Познакомьтесь с содержанием книг.
5. Найдите в каждой книге разделы, главы, параграфы, которые можно использовать, раскрывая выбранную тему. Сделайте закладки.
6. Выберите книгу, в которой наиболее полно представлен ваш материал.
7. Внимательно прочитайте отобранный текст, выделите наиболее важные места.
8. Составьте план прочитанного, пометьте в нем соответствующие страницы книг.
9. Изучите другие источники, сделайте необходимые дополнения.
10. Осмыслите отобранный материал повторно, выделив в виде тезисов, отдельных выписок то, что подтверждает, доказывает, поясняет, иллюстрирует и дополняет ваши доводы.
11. Весь план разверните по схеме: пункт плана – тезис – выписки.
12. Напишите реферат, подготовьте для него необходимые схемы, диаграммы, иллюстрации.
13. Составьте сообщение, в котором отразите основные идеи реферата и свое отношение к изученному вопросу.

Цепочки химических превращений

К каждому реферату по теме «Природные источники углеводородов» в 10-м классе предлагается один из следующих вариантов задания.
Задание. Составить уравнения реакций для следующих превращений, указать условия их протекания и дать названия продуктам реакций.

Варианты задания

Задачи к реферату
«Природные источники углеводородов»

1. При сжигании 1,6 г органического вещества было получено 1,12 л диоксида углерода (н.у.) и 1,8 г паров воды. Плотность паров исследуемого вещества по воздуху равна 1,104. Определите молекулярную формулу вещества.

2. При действии соляной кислоты на 2 г смеси магния и оксида магния выделился газ, при сгорании которого образовалось 0,9 г воды. Определите массовую долю магния в смеси.

3. Какая соль и сколько ее по массе получится при пропускании газа – продукта сжигания 16 г серы – через 500 мл 1М раствора гидроксида натрия?

4. Какой объем 0,25М раствора гидроксида натрия потребуется для превращения оксида углерода(IV), выделившегося при полном сжигании 6,4 г 2,2,3-триметилгексана, в кислую соль?

5. Сколько граммов нитробензола образуется из 39 г бензола и 39 г азотной кислоты?

6. При хлорировании 78 г бензола действием 1 моль хлора получено 0,5 моль хлорбензола. Каков выход в процентах от теоретически возможного?

7. Для реакции сульфирования смешали 150 мл 96%-й серной кислоты ( = 1,84 г/мл) и 150 мл бензола ( = 0,8 г/мл). При нагревании смеси получили продукт (назовите его) с выходом 80% от теоретически возможного. Определите массу продукта реакции.

8. Сколько известняка необходимо обжечь, чтобы карбидным способом получить ацетилен, которого хватило бы для получения 500 г 25%-го раствора ацетальдегида?

9. К 500 г 12%-го раствора сахара добавили еще 50 г сахара. Какова массовая доля сахара (в %) в полученном растворе?

10. При дегидрировании этана объемом 89,6 л (н.у.) с выходом 80% получили этилен. Какой объем растворителя 1,2 дихлорэтана можно получить из этого этилена? (Плотность 1,2-дихлорэтана –
1,24 г/мл.)

11. Сколько миллилитров 20%-го раствора азотной кислоты ( = 1,12 г/мл) требуется для приготовления 200 мл ее 0,1М раствора?

12. Для реакции с 8 г смеси меди и оксида меди(II) потребовалось 200 мл 0,5М раствора соляной кислоты. Вычислите массовую долю меди в смеси (в %).

13. Какой объем аммиака (н.у.) необходим для приготовления 3 л раствора с массовой долей аммиака 10%, если плотность раствора – 0,95 г/мл?

14. Через 500 мл 1М раствора едкого натра пропущено 11,2 л диоксида серы (н.у.). Какая получилась соль и сколько ее по массе образовалось?

15. Газ, полученный при растворении 9,6 г меди в концентрированной серной кислоте, пропустили через 200 мл 2,8%-го раствора гидроксида калия ( = 1 г/мл). Какая соль образовалась в растворе? Какова ее масса?

16. При пропускании ацетилена через аммиачный раствор оксида серебра образовалось взрывчатое вещество, не содержащее водорода. Какова структурная формула соединения? Сколько литров ацетилена потребуется для получения 24 г продукта реакции, если выход составляет 89% от теоретического?

17. Из ацетилена объемом 3,36 л (н.у.) получили бензол объемом 2,5 мл. Определите выход продукта, если плотность бензола равна 0,88 г/мл?

18. При действии соляной кислоты на 6,5 г смеси цинка с оксидом цинка выделился газ, при сгорании которого образовалось 0,9 г воды. Найдите массовые доли (в %) металла и его оксида в исходной смеси.

19. Диоксид углерода, полученный при прокаливании 200 г известняка, содержащего 8% примесей, пропустили через раствор гидроксида бария. Сколько граммов осадка образовалось?

20. Рассчитайте, сколько миллилитров 19%-го раствора гидроксида натрия ( = 1,1 г/мл) потребуется для нейтрализации газа, выделившегося при получении бромбензола из 31,2 г бензола.

21. Остаток, полученный после термического разложения хлората калия КClО3 в присутствии МnО2, растворили в воде. К этому раствору добавили избыток раствора нитрата серебра и получили 57,4 г осадка. Какой объем кислорода выделился при разложении бертолетовой соли?

22. Газ, выделившийся при действии 16,6 мл раствора хлороводорода ( = 1,1 г/мл) с массовой долей кислоты 20% на 10 г сульфида железа(II), пропустили через 0,5 л раствора гидроксида натрия с массовой долей (NaOH) = 0,4% ( = 1 г/мл). Какая соль и в каком количестве образовалась?

23. При нагревании предельного одноатомного спирта массой 12 г с концентрированной серной кислотой образовался алкен массой 6,3 г. Выход продукта оставил 75%. Определите формулу спирта.

24. При обработке 75 г смеси стружек меди и алюминия концентрированной азотной кислотой выделился газ, при взаимодействии которого с водой было поглощено 4,48 л кислорода (н.у.). Определите массовые доли (в %) металлов в исходной смеси.

25. Предельный одноатомный спирт массой 30 г взаимодействует с избытком металлического натрия, образуя водород, объем которого при н. у. составляет 5,6 л. Определите формулу спирта.

26. Сожгли 2,24 л метана. Образовавшийся диоксид углерода пропустили через 19,1 мл 32%-го раствора гидроксида натрия (= 1,35 г/мл). Какая соль образовалась и какова ее массовая доля в полученном растворе?

27. При действии избытка щелочи на 3 г сплава алюминия с магнием выделилось 3,36 л водорода (н.у.). Найдите массовую долю магния в сплаве.

28. 12,2 г железа сплавили с 64,4 г серы. К полученному продукту реакции добавили избыток соляной кислоты. Выделившийся газ пропустили через 299 г 15%-го раствора хлорида меди(II). Определите массу образовавшегося осадка.

29. Сожгли 5,6 л этана. Весь полученный газ был поглощен 315 мл 6%-го раствора едкого натра
( = 1,06 г/мл). Какая соль и сколько ее образовалось?

30. Алкен нормального строения содержит двойную связь при первом атоме углерода, а 0,7 г этого алкена присоединяют 1,6 г брома. Определите формулу алкена, напишите формулы его возможных изомеров и назовите их.

Печатается с продолжением

А.Г.МИХАЙЛОВ,
учитель химии
муниципальной Афипской гимназии
(п. Афипский, Северский р-н,
Краснодарский край)

Рейтинг@Mail.ru