Гидролиз солей
Тема «Гидролиз солей» – одна из наиболее
трудных для учащихся 9-го класса, изучающих
неорганическую химию. И как думается, трудность
ее не в действительной сложности самого
изучаемого материала, а в том, как он излагается в
учебниках. Так, у Ф.Г.Фельдмана и Г.Е.Рудзитиса из
соответствующего параграфа очень мало, что можно
понять. В учебниках же Л.С.Гузея и Н.С.Ахметова
данная тема вообще исключена, хотя учебник
Ахметова предназначен для учащихся 8–9-х классов
с углубленным изучением химии.
Пользуясь учебниками указанных авторов, ученик
вряд ли сможет хорошо понять теорию растворов,
сущность электролитической диссоциации веществ
в водной среде, соотнести реакции ионного обмена
с реакциями гидролиза солей, образованных
разными по силе кислотами и основаниями. Кроме
того, в конце каждого учебника имеется таблица
растворимости, но нигде и никак не поясняется,
почему в отдельных ее клеточках стоят прочерки, а
в текстах учебников ученики встречают формулы
этих солей.
Мы попытаемся в краткой лекции для учителей
(прежде всего для начинающих, им особенно трудно
отвечать на возникающие у детей вопросы)
восполнить данный пробел и по-своему осветить
проблему составления уравнений реакций
гидролиза и определения характера образующейся
среды.
Гидролизом называется процесс разложения
веществ водой (само слово «гидролиз» об этом
говорит: греч. –
вода и –
разложение). Разные авторы, давая определение
этому явлению, выделяют, что при этом
образуется кислота или кислая соль, основание
или основная соль (Н.Е.Кузьменко); при
взаимодействии ионов соли с водой образуется
слабый электролит (А.Э.Антошин); в результате
взаимодействия ионов соли с водой смещается
равновесие электролитической диссоциации воды (А.А.Макареня);
составные части растворенного вещества
соединяются с составными частями воды
(Н.Л.Глинка) и т.д.
Каждый автор, давая определение гидролиза,
отмечает наиболее важную, на его взгляд, сторону
этого сложного, многогранного процесса. И каждый
из них по-своему прав. Думается, дело учителя,
какому определению отдать предпочтение – что
ему ближе по его образу мышления.
Итак, гидролиз – это разложение веществ водой.
Причиной его является электролитическая
диссоциация соли и воды на ионы и взаимодействие
между ними. Вода диссоциирует незначительно на
ионы Н+ и ОН– ( 1
молекула из 550 000), причем в процессе гидролиза
один или оба этих иона могут связываться с
ионами, образующимися при диссоциации соли, в
малодиссоциирующее, летучее или нерастворимое в
воде вещество.
Соли, образованные сильными основаниями (NаОН,
КОH, Ва(ОH)2) и сильными кислотами (Н2SO4,
HCl, НNO3), гидролизу не подвергаются, т.к.
образующие их катионы и анионы не способны в
растворах связывать ионы Н+ и ОН–
(причина – высокая диссоциация).
Когда соль образована слабым основанием или
слабой кислотой или оба «родителя» – слабые,
соль в водном растворе подвергается гидролизу.
При этом реакция среды зависит от относительной
силы кислоты и основания. Другими словами, водные
растворы таких солей могут быть нейтральными,
кислыми или щелочными в зависимости от констант
диссоциации образующихся новых веществ.
Так, при диссоциации ацетата аммония СН3СООNН4
реакция раствора будет слабощелочной, т.к.
константа диссоциации NН4ОН (kдис =
6,3•10–5) больше константы диссоциации СН3СООН
(kдис = 1,75•10–5). У другой же соли
уксусной кислоты – ацетата алюминия (СН3СОО)3Al
– реакция раствора будет слабокислой, т.к. kдис(СН3СООН)
= 1,75•10–5 больше kдис(Al(ОН)3) =
1,2•10–6.
Реакции гидролиза в одних случаях являются
обратимыми, а в других – идут до конца.
Количественно гидролиз характеризуется
безразмерной величиной г, называемой степенью гидролиза и
показывающей, какая часть от общего количества
молекул соли, находящихся в растворе,
подвергается гидролизу:
г
= n/N•100%,
где n – число гидролизованных молекул, N
– общее число молекул в данном растворе.
Например, если г
= 0,1%, то это означает, что из 1000 молекул соли водой
разложилась только одна:
n = г•N/100
= 0,1•1000/100 = 1.
Степень гидролиза зависит от температуры,
концентрации раствора и природы растворенного
вещества. Так, если рассмотреть гидролиз cоли СН3СООNа,
то степень ее гидролиза для растворов различной
концентрации будет следующая: для 1М раствора –
0,003%, для 0,1М – 0,01%, для
0,01М – 0,03%, для 0,001М – 0,1% (данные взяты из книги
Г.Реми). Эти значения согласуются с принципом Ле
Шателье.
Повышение температуры увеличивает кинетическую
энергию молекул, их распад на катионы и анионы и
взаимодействие с ионами воды (Н+ и ОН–)
– слабого при комнатной температуре
электролита.
Учитывая природу реагирующих веществ, для
связывания ионов ОН– к раствору соли можно
добавить кислоту, а для связывания ионов Н+
– щелочь. Можно также добавить другие соли,
гидролизующиеся по противоположному иону. В этом
случае происходит взаимное усиление гидролиза
обеих солей.
Ослабить гидролиз можно (если это необходимо)
понижением температуры, увеличением
концентрации раствора, введением в него одного
из продуктов гидролиза: кислоты, если при
гидролизе накапливаются ионы Н+, или
щелочи, если накапливаются ионы ОН–.
Все реакции нейтрализации протекают
экзотермически, а гидролиза – эндотермически.
Поэтому выход первых с повышением температуры
уменьшается, а вторых – увеличивается.
Ионы Н+ и ОН– не могут существовать в
растворе в значительных концентрациях – они
соединяются в молекулы воды, смещая равновесие
вправо.
Разложение соли водой объясняется связыванием
катионов и/или анионов диссоциированной соли в
молекулы слабого электролита ионами воды (Н+
и/или ОН–), всегда имеющимися в растворе.
Образование слабого электролита, осадка, газа
или полное разложение нового вещества
равноценно удалению ионов соли из раствора, что в
соответствии с принципом Ле Шателье (действие
равно противодействию) смещает равновесие
диссоциации соли вправо, а следовательно,
приводит к разложению соли до конца. Отсюда и
появляются прочерки в таблице растворимости
против ряда соединений.
Если молекулы слабого электролита образуются за
счет катионов соли, то говорят, что гидролиз идет
по катиону и среда будет кислая, а если за счет
анионов соли, то говорят, что гидролиз идет по
аниону и среда будет щелочная. Иными словами, кто
сильнее – кислота или основание, – тот и
определяет среду.
Гидролизу подвергаются только растворимые соли
слабых кислот и/или оснований. Дело в том, что
если соль малорастворима, то концентрации ее
ионов в растворе ничтожно малы и говорить о
гидролизе такой соли не имеет смысла.
Составление уравнений реакций
гидролиза солей
Гидролиз солей слабых многоосновных оснований
и/или кислот происходит ступенчато. Число
ступеней гидролиза равно наибольшему заряду
одного из ионов соли.
Например:
Однако гидролиз по второй ступени и особенно по
третьей идет очень слабо, поскольку
г1 >>г2 >> г3. Поэтому
при написании уравнений гидролиза обычно
ограничиваются первой ступенью. Если гидролиз
практически завершается на первой ступени, то
при гидролизе солей слабых многоосновных
оснований и сильных кислот образуются основные
соли, а при гидролизе солей сильных оснований и
слабых многоосновных кислот образуются кислые
соли.
Количество молекул воды, участвующих в
процессе гидролиза соли по схеме реакции,
определяется произведением валентности катиона
на число его атомов в формуле соли
(правило автора).
Например:
Nа2СО3 2Na+ 1•2 = 2 (H2O),
Al2(SО4)3 2Al3+ 3•2
= 6 (H2O),
Co(CH3COO)2 Со2+ 2•1 = 2 (H2O).
Поэтому при составлении уравнения гидролиза
пользуемся следующим алгоритмом (на
примере гидролиза Al2(SО4)3):
1. Определяем, из каких веществ образована соль:
2. Предполагаем, как мог бы пойти гидролиз:
Al2(SО4)3 + 6Н–ОН = 2Аl3+
+ 3 + 6H+ + 6OH–.
3. Поскольку Al(ОН)3 – слабое основание и
его катион Al3+ связывают ионы ОН– из
воды, то процесс фактически идет так:
Al2(SO4)3 + 6Н+ + 6OH–
= 2Аl(ОН)2+ + 3 +
6H+ + 2OH–.
4. Сопоставляем количества оставшихся в
растворе ионов Н+ и ОН– и определяем
реакцию среды:
6Н+ + 2ОН– = 2Н2О + 4Н+
кислая среда.
5. После гидролиза образовалась новая соль:
(Al(ОН)2)2SО4, или Аl2(ОН)4SO4,
– дигидроксосульфат алюминия (или
тетрагидроксосульфат диалюминия) – основная
соль. Частично может образоваться и AlОНSО4
(гидроксосульфат алюминия), но в значительно
меньшем количестве, и им можно пренебречь.
Другой пример:
1.
2. Na2SiO3 + 2Н2О = 2Na+ + + 2Н+ + 2ОН–.
3. Поскольку Н2SiO3 – слабая кислота и
ее ион связывает
ионы Н+ из воды, то фактически реакция идет
так:
2Na+ + + 2Н+ + 2ОН– = 2Na+ + Н + Н+ + 2ОН–.
4. Н+ + 2ОН– = Н2О + ОН– щелочная среда.
5. Na+ + Н =
NаНSiO3 – гидросиликат натрия – кислая соль.
Кислотность или щелочность среды легко
определить по количеству оставшихся в растворе
ионов Н+ или ОН– при условии, что
новые вещества образовались и существуют в
растворе в эквивалентных отношениях и другие
реактивы в ходе реакции не добавлялись. Среда
может быть кислая или слабокислая (если ионов Н+
мало), щелочная (если ионов ОН– много) или
слабощелочная, а также нейтральная, если
значения констант диссоциации слабой кислоты и
слабого основания близки и все оставшиеся в
растворе ионы Н+ и ОН– после
гидролиза снова соединились с образованием Н2О.
Мы уже отмечали, что степень гидролиза соли тем
больше, чем слабее кислота или основание,
образовавшие эту соль. Поэтому необходимо для
помощи учащимся привести ряды анионов и
катионов, соответствующие уменьшению силы
кислот и оснований их образующих (по
А.В.Метельскому).
Катионы: Сd2+ > Mg2+ > Mn2+ > Fe2+
> Co2+ > Ni2+ >
> Cu2+ > Pb2+ > Zn2+ > Al2+
> Cr2+ > Fe2+. |
Чем правее в этих рядах расположен ион, тем с
большей силой идет гидролиз образованной им
соли, т.е. его основание или кислота cлабее, чем у
стоящих слева от него. Особенно сильно идет
гидролиз солей, образованных одновременно
слабыми основанием и кислотой. Но даже для них
степень гидролиза обычно не превышает 1%. Тем не
менее в некоторых случаях гидролиз таких солей
протекает особенно сильно и степень гидролиза
достигает почти 100%. Такие соли в водных растворах
не существуют, а хранятся только в сухом виде. В
таблице растворимости против них стоит прочерк.
Примерами таких солей могут служить ВаS, Аl2S3,
Сr2(SO3)3 и другие (см. таблицу
растворимости в учебниках).
Подобные соли, имеющие высокую степень
гидролиза, гидролизуются полностью и необратимо,
т. к. продукты их гидролиза выводятся из раствора
в виде малорастворимого, нерастворимого,
газообразного (летучего), малодиссоциирующего
вещества или разлагаются водой на другие
вещества.
Например:
Соли, полностью разлагаемые водой, нельзя
получить реакцией ионного обмена в водных
растворах, т.к. вместо ионного обмена более
активно протекает реакция гидролиза.
Например:
2АlCl3 + 3Na2S Аl2S3 + 6NaCl (так могло бы быть),
2АlCl3 + 3Na2S + 6H2O 2Al(OH)3 + 3H2S
+ 6NaCl (так есть фактически).
Соли, подобные Al2S3, получают в
безводных средах спеканием компонентов в
эквивалентных количествах или другими
способами:
Многие галогениды, как правило, активно
реагируют с водой, образуя гидрид одного
элемента и гидроксид другого.
Например:
СlF + H–OH HClO + HF,
PСl3 + 3H–OH
P(OH)3 + 3HCl
(по Л.Полингу).
Как правило, при такого рода реакциях, также
называемых гидролизом, более
электроотрицательный элемент соединяется с Н+,
а менее электроотрицательный – с ОН–.
Легко заметить, что приведенные выше реакции
протекают в соответствии с этим правилом.
Кислые соли слабых кислот также подвергаются
гидролизу. Однако в этом случае наряду с
гидролизом протекает диссоциация кислотного
остатка. Так, в растворе NaHCО3 одновременно
протекают гидролиз H, приводящий к
накоплению ОH–-ионов:
Н + Н–ОН Н2СО3
+ ОH–,
и диссоциация, хотя и незначительная:
Н + H+.
Таким образом, реакция раствора кислой соли
может быть как щелочной (если гидролиз аниона
преобладает над его диссоциацией), так и кислой (в
обратном случае). Это определяется соотношением
константы гидролиза соли (Кгидр) и
константы диссоциации (Кдис)
соответствующей кислоты. В рассмотренном
примере Кгидр аниона больше Кдис
кислоты, поэтому раствор данной кислой соли
имеет щелочную реакцию (что и используют
страдающие изжогой от повышенной кислотности
желудочного сока, хотя делают это зря). При
обратном соотношении констант, например в случае
гидролиза NaHSO3, реакция раствора будет
кислой.
Гидролиз основной соли, например
гидроксохлорида меди(II), протекает так:
Сu(ОН)Сl + Н–ОН
Сu(ОН)2 + НСl,
или в ионном виде:
СuОН+ + Сl– + H+ + ОH–
Сu(ОН)2 + Cl– + H+ среда кислая.
Гидролиз в широком смысле – это реакции
обменного разложения между различными
веществами и водой (Г.П.Хомченко). Такое
определение охватывает гидролиз всех соединений
– как неорганических (солей, гидридов,
галогенидов, халькогенов и др.), так и
органических (сложных эфиров, жиров, углеводов,
белков и др.).
Например:
(C6H10O5)n + nH–OH nC6H12O6,
CaC2 + 2H–OH
Ca(OH)2 + C2H2,
Cl2 + H–OH HCl
+ HClO,
PI3 + 3H–OH H3PO3
+ 3HI.
В результате гидролиза минералов –
алюмосиликатов – происходит разрушение горных
пород. Гидролиз некоторых солей – Na2CO3,
Na3РО4 – применяется для очистки воды
и уменьшения ее жесткости.
Растущая быстрыми темпами гидролизная отрасль
промышленности вырабатывает из отходов
(древесные опилки, хлопковая шелуха,
подсолнечная лузга, солома, кукурузные
кочерыжки, отходы сахарной свеклы и др.) ряд
ценных продуктов: этиловый спирт, кормовые
дрожжи, глюкозу, «сухой лед», фурфурол, метанол,
лигнин и многие другие вещества.
Гидролиз протекает в организме человека и
животных при переваривании пищи (жиров,
углеводов, белков) в водной среде под действием
ферментов – биологических катализаторов. Он
играет важную роль в ряде химических превращений
веществ в природе (цикл Кребса, цикл
трикарбоновых кислот) и промышленности. Поэтому
нам думается, что вопросам изучения гидролиза в
школьном курсе химии необходимо уделять
значительно больше внимания.
Ниже приведен пример раздаточной карточки,
предлагаемой учащимся для закрепления материала
после изучения темы «Гидролиз солей» в 9-м классе.
Алгоритм написания уравнения
гидролиза Fe2(SO4)3
1. Определяем, чем образована соль:
2. Предполагаем, как мог бы пойти
гидролиз:
Fe2(SO4)3 + 6Н2О = 2Fe3+
+ 3 + 6H+ + 6OH–.
3. Поскольку Fe(OH)3 – слабое
основание, то катионы Fe3+ будут связываться
анионами ОН– из воды и гидролиз фактически
будет протекать так:
2Fе3+ + 3 + 6H+ + 6OH– = 2Fe(OH)2+ + 3 + 6H+ + 2OH–.
4. Определяем реакцию среды:
6Н+ + 2ОН– = 2Н2О + 4Н+
кислая среда.
5. Определяем новую соль по ионам,
оставшимся в растворе:
2Fe(OH)2+ + = [Fe(OH)2]2SO4 –
дигидроксосульфат железа(III)
– основная соль.
Гидролиз идет по катиону. |
Дополнительная информация
(на обороте карточки)
1. Кто сильнее – основание или кислота,
тот и определяет среду: кислую или щелочную.
2. Диссоциацию и гидролиз многоосновных
кислот и оснований учитываем только по первой
ступени. Например:
Аl(ОН)3 = Аl + ОH–,
Н3РO4 = Н+ + .
3. Ряд активности кислот (их силы):
4. Ряд активности оснований (их силы):
5. Чем правее в своем ряду стоит
кислота и основание, тем они слабее.
6. Количество молекул воды, участвующих
в гидролизе соли по схеме реакции, определяется
произведением валентности катиона на число его
атомов в формуле соли:
Na2SO3
2Na+ 1•2 = 2 (H2O),
ZnCl2 1Zn2+
2•1 = 2 (H2O),
Al2(SO4)3 2Al3+ 3•2
= 6 (H2O).
7. Гидролиз идет по катиону, если
основание слабое, и по аниону, если кислота
слабая. |
Применение данного алгоритма
способствует осознанному написанию учащимся
уравнений гидролиза и при достаточной
тренировке не вызывает никаких затруднений.
ЛИТЕРАТУРА
Антошин А.Э., Цапок П.И. Химия. М.: Химия, 1998;
Ахметов Н.С. Неорганическая химия. М.:
Просвещение, 1990;
Глинка Н.Л. Общая химия. Л.: Химия, 1978;
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. Химия. М.: Экзамен,
1998;
Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Попов В.А. Химия. М.:
Дрофа, 1997;
Кузьменко Н.Е., Чуранов С.С. Общая и
неорганическая химия. М.: Изд-во МГУ, 1977;
Метельский А.В. Химия. Минск: Белорусская
энциклопедия, 1997;
Полинг Л., Полинг П. Химия. М.: Мир, 1998;
Пиментел Д.С. Химия. М.: Мир, 1967;
Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия-9. М.:
Просвещение, 1997;
Холин Ю.В., Слета Л.А. Репетитор по химии.
Харьков: Фолино, 1998;
Хомченко Г.П. Химия. М.: Высшая школа, 1998.
А.А.ТРУСКОВ, учитель химии
магистральнинской средней школы № 2,
(п. Магистральный, Казачинско-Ленинский р-н,
Иркутская обл.)
|