Фосфор и его соединения9 КЛАСС
*УЭ – учебный элемент.
Цели. Узнать особенности строения атома фосфора, свойства фосфора и его соединений, биологическую роль и области применения соединений фосфора; научиться записывать уравнения химических реакций фосфора и его соединений; продолжить формировать навыки самостоятельной работы.
Цель. Определить исходный
уровень знаний о химических элементах V группы
главной подгруппы, в том числе и фосфора. (1 балл.) 2) Каковы особенности строения внешнего
энергетического уровня атомов химических
элементов (2 балла.) 3) В чем отличие строения атомов азота и фосфора? (2 балла.)
Цель. Углубить и конкретизировать знания о строении атома фосфора. Последовательность действий (2 балла.) 2) Какими свойствами – восстановительными или окислительными – обладает фосфор? Почему? (2 балла.) 3) Перечислите степени окисления, которые может проявлять фосфор, и приведите примеры соединений с этими степенями окисления. (3 балла.) 4) Какая степень окисления более и какая менее характерна для фосфора? (3 балла.) 5) Составьте и напишите формулы следующих соединений фосфора: а) фосфид магния; (4 балла.) 6) Найдите и исправьте ошибки в следующем задании. 1-й вариант (4 балла.) 2-й вариант (4 балла.) Проверьте и оцените свою работу, правильные ответы возьмите у учителя.
Цель. Самостоятельно изучить и конкретизировать физические и химические свойства простого вещества фосфора. Последовательность действий (2 балла.) 2) Почему светится в темноте белый фосфор? (3 балла.) 3) Сколько атомов содержится в молекуле белого фосфора? (3 балла.) 4) Какой опыт доказывает, что белый фосфор огнеопасен? (3 балла.) 5) Может ли произойти ошибка при выполнении письменного заказа на реактивы, в котором сказано: «...фосфора – 0,5 кг»? Ответ поясните. (4 балла.) 6) В чистом виде кристаллы белого фосфора совершенно прозрачны и бесцветны, но на свету, находясь в безвоздушном пространстве, они мутнеют и краснеют. Чем это объясняется? (5 баллов.)
3. Выполните упражнение в
тетради для контрольных работ. Пользуйтесь
опорным конспектом. (5 баллов.) 1-й вариант а) К + Р … ; б) Ba + Р ... ; в) Р + О2 (изб.) … ; г) Мg3Р2 + НСl … ; д) Р + О2 (недост.) … .
2-й вариант а) Р + О2 (недост.) … ; б) Na + Р … ; в) Mg + P … ; г) Р + О2 (изб.) … ; д) Ba3Р2 + HCl … .
Цели. Самостоятельно изучить соединения фосфора, углубить знания о химических свойствах фосфора и его соединений. Последовательность действий (4 балла.) 2) Какими физическими свойствами обладает оксид фосфора(V)? Кислотные или основные свойства проявляет Р2О5? Что это значит? (4 балла.) 3) Запишите уравнения реакций взаимодействия
оксида фосфора(V): (4 балла.) 4) Какая кислота соответствует оксиду Р2О5? Охарактеризуйте ее физические свойства. (3 балла.) 5) Почему ортофосфорная кислота образует три ряда солей? Приведите примеры этих солей. (3 балла.) 6) Назовите качественный реактив на Н3РО4 и ее соли. Запишите уравнение соответствующей химической реакции в молекулярном и ионном видах. (3 балла.) 7) Что представляет собой фосфин? Похож ли он на аммиак? Почему? (3 балла.) 3. В тетрадях для контрольных работ напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. (8 баллов.) 1-й вариант 2-й вариант
Цели. Самостоятельно изучить биологическое значение фосфора, сформулировать и записать значение и применение фосфора и его соединений.
Последовательность действий (2 балла.) 2) В состав каких органических веществ входит химический элемент фосфор? Какова роль этих органических веществ в жизнедеятельности человека? (3 балла.) 3) Каков смысл высказывания академика А.С.Ферсмана о фосфоре, что это «элемент жизни и мысли»? (3 балла.) 4) Как осуществляется круговорот фосфора в природе? (4 балла.) 5) Где применяется фосфор и его соединения? (4 балла.) 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь краткие сообщения: «Биологическое значение фосфора» и «Применение фосфора и его соединений». (4 балла.)
1. Прочитай еще раз цели урока. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ЛИСТ КОНТРОЛЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ Строение атомов элементов V группы – N, P, As, Sb, Bi Физические свойства Фосфор – твердое белое вещество, существует в
виде нескольких аллотропных модификаций: Химические свойства Активность фосфора значительно выше, чем у
азота. 5О2 (изб.) + 4Р = 2Р2О5, 3О2 (недост.) + 4Р = 2Р2О3, 3Сl2 + 2P = 2PCl3, PСl3 + Cl2 = PCl5, 3P + 5HNO3 + 2H2O = 3H3PO4 + 5NO, 4P + 16H2O = 4H3PO4 + 10H2. Фосфор – окислитель: 2Р + 3Mg = Mg3P2. В природе фосфор в свободном виде не существует. Известны фосфориты: Ca3(PO4)2, апатиты: Ca3(PO4)2 + СаХ2, где Х = F–, Cl–, OH–. Соединения фосфора Кислородные соединения фосфора более
устойчивы, чем у азота (сравни Р2О5 и N2О5,
H3PO4 и HNO3). Cоединение с водородом
– фосфин РН3 – менее устойчиво, чем
соединение азота – аммиак NH3. 2HNO3 + Р2О5 = 2HPO3 + N2O5. Свойства Р2О5 как кислотного оксида: Р2О5 + 3BaO = Ba3(РO4)2, 6NaOH + Р2О5 = 2Na3РO4 + 3H2O, Р2О5 + 3H2O = 2H3РO4. Три ряда солей фосфорной кислоты:
Качественная реакция на фосфат-ион : Применение соединений фосфора. Удобрения Сa3(РO4)2 – молотая «фосфоритная мука» – нерастворим в воде, Преципитат применяют только на кислых почвах. Смесь аммофоса и соли калия – аммофоска. Ю.П.КОЗЛОВИЧ,
|