РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
|
Pb(NO3)2 | NiSO4 | MnCl2 | MgSO4 | AgNO3 | KCl | Hg(NO3)2 | HCl | |
Cu | ||||||||
Fe | ||||||||
Zn |
Пример 6. Тема «Альдегиды»
В школьном курсе органической химии представления о степени окисления выполняют значительно меньшую дидактическую роль, чем в темах, связанных с изучением неорганических веществ. В связи с этим мы ограничиваемся только иллюстрацией применения данного понятия на примере изучения химических свойств альдегидов.
* * *
При заключительном повторении (в конце учебного года и в конце курса химии) можно предложить дополнительные задания. При их решении ученики самостоятельно указывают продукты реакций, степени окисления атомных частиц в исходных и полученных веществах, выполняющих окислительно-восстановительные функции, расставляют коэффициенты известными им способами (табл. 2, см. с. 16).
Таблица 2
Задание | Ответ |
---|---|
Закончить уравнения реакций | Возможные продукты реакций (без коэффициентов) |
CuS + HNO3 = … | S + Cu(NO3)2 + NO + H2O |
P + HNO3 + H2O = … | H3PO4 + NO |
P2S3 + HNO3 = … | H3PO4 + NO2 + H2SO4 + H2O |
C + KNO3 + S = … | N2 + CO2 + K2S |
NiS + H2O2 + CH3COOH = … | S + Ni(CH3COO)2 + H2O |
K2Cr2O7 + H2SO4
+ C2H5OH = … (эта реакция используется для определения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе) |
CH3COOH + K2SO4 + Cr2(SO4)3+ H2O |
C6H12O6 + KMnO4 + H2SO4 = … | CO2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O |
CH3CHО + Cu(OH)2 = … | CH3COOH + Cu2O + H2O |
I2 + HNO3 = … | HIO3 + NO + H2O |
C10H16 + HNO3
(безводн.) = … скипидар |
CO2 + H2O + NO2 |
Можно обсудить некоторые теоретические вопросы.
1. Как можно получить чистый кремний, исходя из диоксида кремния?
2. Почему при взаимодействии хлора с железом образуется соединение, в котором железо имеет степень окисления +3, а взаимодействие железа с хлороводородной кислотой приводит к образованию соединения со степенью окисления железа +2?
3. Почему при взаимодействии железа с серой степень окисления железа в полученном сульфиде железа +2, а в хлориде железа, полученном при взаимодействии железа с хлором, +3?
4. Почему при первоначальном добавлении хлора в раствор йодида калия наблюдается желтоватая окраска раствора, которая при дальнейшем добавлении хлора исчезает?
5. Укажите, какое вещество является окислителем, а какое восстановителем при взаимодействии магния с диоксидом углерода.
6. Оцените (устно или письменно), что произойдет при поджигании следующих смесей:
а) 30 г диоксида кремния и 24 г магния;
б) 15 г диоксида кремния и 24 г магния;
в) 90 г диоксида магния и 24 г кремния.
7. Какие вещества образуются при взаимодействии йодоводорода и азотной кислоты?
Весь наш педагогический опыт показывает, что
предложенный подход к изучению химических
реакций активизирует мыслительную деятельность
учащихся, усиливает их интерес к предмету, а в
целом – развивает интеллект. К сожалению, курс
«Естествознание», вводимый в школе вместо химии,
не сможет в такой же мере развивать логику и
смекалку учащихся.
Авторы опирались в своей работе на достижения
отечественной психолого-педагогической науки,
изложенные в трудах В.В.Давыдова, Л.С.Занкова и
М.Н.Скаткина [8–10], использование которых
помогает достигнуть высоких результатов в
практической деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ходаков Ю.В. Развитие логического
мышления на уроках химии. М., 1958, 40 с.
2. Шелинский Г.И. Методика изучения основных
типов химических взаимодействий в курсе химии
средней школы. Л., 1955.
3. Писаржевский Л.В. Электрон в химии
растворов и в электрохимии. Харьков, 1923, 138 с.
4. Шилов Н. О сопряженных реакциях окисления.
М., 1905, 304 с.
5. Сморгонский Л.М. С.В.Даин – один из
основоположников электронной теории химических
реакций. Химия в школе, 1952, № 3, с. 33–35.
6. Шмуклер Е.Г. Собрание химических этюдов.
Славута, 2000, 111 с.
7. Шмуклер Е.Г. Ретроспектива творчества.
Львов, 2003.
8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.,
1972, 423 с.
9. Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1975, 440 с.
10. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса
обучения. М., 1971, 206 с.
доктор педагогических наук, профессор,
С.В.ТЕЛЕШОВ,
учитель, кандидат педагогических наук
(Санкт-Петербург)