СОРОКОВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ХИМИИ
|
Герб города
Челябинска
|
Ровно 40 лет назад министр просвещения СССР,
заведующий кафедрой химии природных соединений
химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова,
чл.-корр. АН СССР М.А.Прокофьев подписал приказ о
проведении первой Всероссийской олимпиады
школьников по химии. Сороковая Всероссийская
олимпиада, которую по праву можно считать
юбилейной, состоялась с 12 по 16 апреля 2004 г. в
Челябинске.
Местом проведения олимпиады Челябинск выбран не
случайно. Это один из крупнейших
научно-педагогических центров России. Из года в
год челябинские школьники завоевывают призовые
места на всероссийских и международных
химических олимпиадах, тем самым обеспечивая
себе право на зачисление в химические вузы
страны. Например, на химическом факультете МГУ
учатся: дипломант II степени Всероссийской
олимпиады школьников по химии
2003 г. Константин Хиванцев, призер Всероссийской
олимпиады и Международной Менделеевской
олимпиады стран Содружества и Балтии школьников
по химии 1999–2000 гг. Андрей Асаченко, призер тех же
олимпиад 2002–2003 гг. Антон Меньшинин, призер
Всероссийской олимпиады и золотой призер
Всемирной олимпиады 2002 г. Алексей Кудринский.
В этом году во Всероссийской олимпиаде
школьников по химии участвовало четверо
школьников из Челябинска. Двое из них стали
призерами. Девятиклассник Александр Плеханов
награжден дипломом II степени, а Дмитрий Белов
завоевал абсолютное первое место. Мы будем рады
видеть его (как, впрочем, и всех остальных
призеров) среди студентов химического
факультета МГУ.
Как уже состоявшегося ученого можно вспомнить
бывшего олимпийца из Челябинска Евгения
Гудилина. Он – самый молодой доктор химических
наук (27 лет), лауреат премии И.И.Шувалова – высшей
награды Московского университета для молодых
ученых.
Сороковая Всероссийская олимпиада школьников по
химии — это важное событие для российского
образования. На олимпиаду съехались школьники —
победители федерального окружного этапа, их
наставники и учителя, ученые и преподаватели
различных вузов, сотрудники
научно-исследовательских институтов,
представители органов управления народным
образованием России.
География участников олимпиады охватывает все
уголки России. Всего приехало 164 участника из 57
регионов страны. В их числе не только школьники
из таких крупных научных и образовательных
центров, как Москва, Санкт-Петербург,
Новосибирск, Казань: доля москвичей, например,
составила лишь 10%, около 7% учащихся прибыли из
северной столицы, 6% – из Новосибирской области, 5%
– из Татарстана. Большинство же участников
(кстати говоря, и победителей) – это жители
отдаленных краев и областей Российской
Федерации: Приморского края, Чувашии,
Волгоградской, Алтайской, Калининградской
областей и др.
Победителями и призерами стали 18 школьников,
выступавших за 9-й класс (из них трое
восьмиклассников), 33 школьника, выступавших за
10-й класс, и 25 школьников, выступавших за 11-й класс
(из них трое десятиклассников).
По результатам заключительного этапа
Всероссийской олимпиады была отобрана команда
на летние и зимние сборы Всемирной олимпиады,
которая в этом году прошла в немецком городе
Киле. Кроме того, победители этой олимпиады вошли
в состав команды РФ для участия в Международной
Менделеевской олимпиаде стран Содружества и
Балтии. В 2004 г. она проходила в столице Молдовы, в
ней впервые приняли участие команды Румынии и
Болгарии. Все российские ребята показали очень
хорошие результаты – уехали с медалями.
Оглядываясь назад, в те поистине горячие дни,
вспоминаем, что на открытии олимпиады в
Челябинске было сказано много слов о значении
этого события, о готовности организаторов
сделать все, чтобы участники и гости чувствовали
себя комфортно, чтобы состязания прошли успешно
и встреча запомнилась надолго. Школьникам
пожелали творческих успехов и побед, честной
борьбы и бескомпромиссного судейства, новых
впечатлений от общения с интересными людьми. А
затем колесо закрутилось! В течение двух дней без
перерыва прошли два теоретических тура: в первой
половине дня за партами сидели школьники, а во
второй — члены жюри, срочно проверяющие их
работы. Уже на следующий день был проведен
практический тур, причем после обеда необходимо
было еще и организовать показ работ участникам
олимпиады. Итоги олимпиады были подведены далеко
за полночь, сроки поджимали: надо было передать
данные в оргкомитет и подготовиться к
торжественному закрытию, назначенному на
последний день. Таким образом, включая день
открытия, олимпиада прошла всего за пять дней.
Мы знаем, что сотрудники Челябинского
государственного педагогического университета
(ЧГПУ) и предметная методическая комиссия начали
готовиться к этому знаменательному событию за
несколько месяцев до его начала. Тогда
предполагалось провести заключительный этап в
течение восьми дней. Опыт показывает, что это
минимальный срок, необходимый для проведения
мероприятия такого масштаба. Организаторы
старались сделать все возможное, чтобы олимпиада
стала не только интеллектуальным соревнованием,
но и праздником для школьников, а также их
учителей и наставников. Было запланировано
знакомство с достопримечательностями
Челябинска, его культурой и историей, «круглые
столы» для учителей, членов методической
комиссии и жюри, обзорные лекции и интервью
ведущих ученых и преподавателей для школьников и
учителей. Но, увы…
В последний момент сроки проведения олимпиады
были сокращены на три дня. Оргкомитету и жюри
приходилось работать буквально и днями, и ночами.
Мероприятие было скомкано, и не обошлось без
накладок. Естественно, в такой ситуации не могло
быть и речи о свободном общении и культурной
программе.
А как ждут этих дней учителя, которые из года в
год привозят на олимпиаду своих питомцев! Как
необходим им обмен мнениями, эта
интеллектуальная подпитка, которую можно
получить только на Всероссийской олимпиаде, где
столь высока концентрация выдающихся людей и
имеется уникальная возможность пообщаться с
ними! Участвуя в проведении олимпиад не один
десяток лет, постоянно контактируя со всеми, кто
причастен к этому движению, мы все время
чувствуем большую нереализованную потребность
школьников и учителей в общении. Но в этот раз
можно было лишь издали поприветствовать друг
друга или в лучшем случае перекинуться
несколькими фразами. Вдобавок оказалось, что
многие команды вынуждены уехать до или во время
торжественного закрытия: уже были куплены билеты
домой. Праздник, к сожалению, был омрачен. На душе
остался неприятный осадок.
Безусловно, администрация области, управление
образования и науки, преподаватели и сотрудники
ЧГПУ сделали все, что было в их силах. Они
готовились к этому событию с огромным
энтузиазмом и желанием. Проблема – в
финансировании. В этом году олимпиада
финансировалась из государственного бюджета.
Не за горами очередная Всероссийская олимпиада.
Хочется надеяться, что за год ситуация изменится
к лучшему и правительство России будет на деле
проводить политику поддержки предметных
олимпиад — важных государственных мероприятий,
выявляющих одаренных детей, которые, по сути, и
составляют самое ценное богатство любой страны.
Давайте попробуем сделать Всероссийскую
олимпиаду праздником не только для учащихся, но и
для тех, кто поддерживает и наставляет
школьников, для тех, кто принимает участие в
организации состязаний юных интеллектуалов. И
детям, и взрослым необходимо сочетание
интеллектуального труда с культурными,
спортивными мероприятиями, встречи с
организаторами олимпиады, работниками культуры,
науки и искусства, беседы в узком кругу, в
неформальной обстановке. Иначе выхолащивается
сама идея олимпиады как интеллектуального
форума.
На предметных олимпиадах всех уровней, а
особенно на заключительном этапе участники
олимпиады и их учителя должны чувствовать, что
Всероссийская олимпиада – государственное
событие в российском образовании, каждый
участник должен ощутить свою нужность,
востребованность, повысить культурный уровень,
получить определенные жизненные уроки, сделать
важные выводы.
Уезжая из Челябинска, каждый участник олимпиады,
каждый учитель, член оргкомитета и жюри увозил с
собой замечательный сувенир — подарок
организаторов: содержательный и прекрасно
оформленный диск, посвященный юбилейной
олимпиаде. Смотрим видеозапись и понимаем, что
все-таки в течение этих пяти суматошных дней было
очень много хорошего. Вопреки трудностям
Челябинск будет вспоминаться с теплотой,
чувством глубокой благодарности и
признательности организаторам и, как ни странно,
с оптимизмом.
Не успела закончиться сороковая Всероссийская
олимпиада, а методическая комиссия уже готовится
к следующей, сорок первой. И призеры нынешней
олимпиады спешат предложить свои хитрые задачки
и химические головоломки для тех, кто окунется в
этот мир в будущем году.
В.В.ЛУНИН, академик РАН,
декан химического факультета МГУ;
О.В.АРХАНГЕЛЬСКАЯ,
доцент химического факультета МГУ,
кандидат химических наук;
И.А.ТЮЛЬКОВ, сотрудник
химического факультета МГУ
(Москва)
|