Кристаллические решетки8 КЛАСС
* По учебнику: Габриелян О.С. Химия-8. М.: Дрофа, 2003. Цели. Обучающие. Дать понятие о
кристаллическом и аморфном состоянии твердых
веществ; познакомиться с типами кристаллических
решеток, их взаимосвязью с видами химической
связи и влиянием на физические свойства веществ;
дать представление о законе постоянства состава
веществ.
ХОД УРОКА УЧИТЕЛЬ. Кристаллы встречаются нам
повсюду. Мы ходим по кристаллам, строим из
кристаллов, создаем приборы и изделия из
кристаллов, широко применяем кристаллы в технике
и в науке, едим кристаллы, лечимся кристаллами,
находим кристаллы в живых организмах, выходим на
просторы космических дорог с помощью приборов из
кристаллов… Схема 1 Сказка о жадном хлореВ некотором царстве, химическом государстве,
жил-был Хлор. И хотя принадлежал он к старинному
роду Галогенов, да и наследство получил немалое
(на внешнем энергетическом уровне у него было
семь электронов), был он очень жадным и
завистливым, а от злости даже стал желто-зеленым.
Днем и ночью мучило его желание сделаться
похожим на Аргон. Думал он думал и наконец
придумал: «У Аргона на внешнем уровне восемь
электронов, а у меня только семь. Значит, мне надо
заполучить еще один электрон, тогда я тоже буду
благородным». На следующий день собрался Хлор в
дорогу за заветным электроном, но далеко идти ему
не пришлось: возле самого дома встретил он атом,
похожий на него как две капли воды. УЧИТЕЛЬ. Посмотрите на вещества на
ваших столах и распределите их на две группы.
Пластилин, жевательная резинка, смола, воск – это
аморфные вещества. У них часто нет постоянной
температуры плавления, наблюдается текучесть,
нет упорядоченного строения (кристаллической
решетки). Напротив, соль NaCl, графит и сахар –
кристаллические вещества. Для них характерны
четкие температуры плавления, правильные
геометрические формы, симметрия. Сказка про ковалентную полярную связьВ некотором царстве, в некотором государстве с названием «Периодическая система» жил-был маленький электрончик. У него не было друзей. Но однажды к нему в село под названием «Внешний уровень» пришел другой электрончик, точь-в-точь похожий на первого. Они сразу же подружились, ходили всегда вместе и даже не заметили, как оказались спаренными. Эти электроны прозвали ковалентными. Сказка про ионную связьВ доме периодической системы Менделеева жили
два друга – металл Na и неметалл Cl. Каждый жил в
своей квартире: Na – в квартире под № 11, а Cl – под
№ 17. УЧИТЕЛЬ. Вы хорошо разобрались в
типах химической связи? Эти знания пригодятся
при изучении кристаллических решеток. Мир
веществ велик и разнообразен. Они обладают
самыми разными свойствами. Различают физические
и химические свойства веществ. Какие свойства мы
отнесем к физическим? УЧИТЕЛЬ. Опишите физические
свойства веществ: O2, H2O, NaCl, графит
С. Таблица
УЧИТЕЛЬ. По физическим свойствам веществ можно определить их строение. Диапозитив.
УЧИТЕЛЬ. Кристалл – твердое тело, частицы которого (атомы, молекулы, ионы) расположены в определенном, периодически повторяющемся порядке (в узлах). При мысленном соединении узлов линиями образуется пространственный каркас – кристаллическая решетка. Различают четыре типа кристаллических решеток (схема 2, см. с. 24).
Схема 2 КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЕТКИ
УЧИТЕЛЬ. Какие кристаллические решетки у О2, Н2О, NaCl, С? Ответ учеников. О2 и Н2О –
молекулярные кристаллические решетки, NaCl –
ионная решетка, УЧИТЕЛЬ. Обратите внимание на типы
кристаллических решеток простых веществ в
зависимости от их положения в периодической
системе (с. 79 учебника).
УЧИТЕЛЬ. Для веществ с
молекулярной решеткой характерно явление
возгонки или сублимации. УЧИТЕЛЬ. Вещества с молекулярным
строением подчиняются закону постоянства
состава вещества; вещества молекулярного
строения имеют постоянный состав независимо от
способа их получения. Закон был открыт
Ж.Л.Прустом. Он разрешил долгий спор К.Л.Бертолле
и Дж.Дальтона в пользу первого. Графический диктант
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | – | – | + | + | – | – | + | – | + |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
– | + | – | – | – | + | + | – | – | – |
Вариант 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
– | – | + | – | – | + | – | – | + | – |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
– | – | + | – | + | + | – | + | + | – |
Вариант 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
– | – | + | – | + | – | + | – | – | – |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
+ | – | + | + | + | – | + | + | + | – |
Критерии оценки: 1–2 ошибки – «5», 3–4 ошибки – «4», 5–6 ошибок – «3».
Закрепление материала
• Кремний имеет атомную кристаллическую
решетку. Каковы его физические свойства?
• Какой тип кристаллической решетки у Na2SO4?
• Оксид СО2 имеет низкую tпл, а
кварц SiO2 – очень высокую (кварц плавится
при 1725 °С). Какие кристаллические решетки они
должны иметь?
УЧИТЕЛЬ. Мы заглянули в нутро вещей, не правда ли? В заключение хочется упомянуть драгоценные камни: алмаз, сапфир, изумруд, александрит, аметист, жемчуг, опал и др. Драгоценным камням издавна приписывали целебные свойства. Считали, что кристалл аметиста предохраняет от пьянства и навевает счастливые сны. Изумруд спасает от бурь. Алмаз бережет от болезней. Топаз приносит счастье в ноябре, а гранат – в январе.
|
|
Все вы знакомы с Хозяйкой медной горы из сказки П.Бажова «Малахитовая шкатулка». «Под землей у нее палаты каменные, а стены – из дорогих самоцветов. Деревья в горе каменные, каменные листья и сучки постукивают. На кустах зеленые колокольца малахитовые, и в каждом – сурьмяная звездочка».
|
Драгоценные камни служили мерой
богатств князей и императоров. Иноземные послы,
побывавшие в XVII в. в России, писали, что ими
овладел «тихий ужас» при виде роскошных нарядов
царской семьи, сплошь унизанных драгоценными
камнями.
На голове царицы Ирины Годуновой была корона,
«как стена с зубцами», разделенная на 12 башенок,
искусно выделанных из рубинов, топазов, алмазов и
«скатных жемчугов», кругом корона была унизана
огромными аметистами и сапфирами.
|
Известно, что шляпа князя Потемкина
Таврического так была усеяна бриллиантами и
из-за этого столь тяжела, что владелец не мог
носить ее на голове; адъютант нес шляпу в руках за
князем. На одном из платьев императрицы
Елизаветы было нашито столько драгоценных
камней, что она, не выдержав их тяжести, упала на
балу в обморок. Впрочем, еще раньше с супругой
царя Александра Михайловича случилось более
досадное происшествие: ей пришлось прервать
обряд венчания, чтобы снять с себя усыпанный
самоцветами наряд.
Самые большие в мире алмазы известны каждый под
своим названием: «Орлов», «Шах», «Конкур»,
«Регент» и др.
Кристаллы необходимы – в часах, эхолотах,
микрофонах; алмаз – «работник» (в подшипниках,
стеклорезах и др.).
«Камень сейчас в руках человека – не забава и
роскошь, а прекрасный материал, которому мы
сумели вернуть его место, материал, среди
которого прекраснее и веселее жить. Он не будет
“драгоценным камнем” – его время прошло: это
будет самоцвет, дающий красоту жизни. ...В нем
человек будет видеть воплощение непревзойденных
красок и нетленности самой природы, к которым
может прикоснуться только горящим огнем
вдохновения художник», – писал академик
А.Е.Ферсман.
Кристаллы можно вырастить даже в бытовых
условиях. Попробуйте выполнить творческое
домашнее задание по выращиванию кристаллов.
Домашнее задание
«Выращивание кристаллов»
Оборудование и реактивы. Чистые стаканы, картон, карандаш, нитки; вода, соль (NaCl, или СuSO4, или KNO3.)
Ход работы
Первый способ. Приготовьте
насыщенный раствор выбранной вами соли. Для
этого в горячую воду насыпьте порциями соль и
перемешивайте до растворения. Как только соль
перестанет растворяться, раствор насыщен.
Раствор профильтруйте через марлю. Этот раствор
налейте в стакан, положите карандаш с ниткой и
грузом (пуговичка, например). Через 2–3 дня груз
должен обрасти кристалликами.
Второй способ. Банку с насыщенным
раствором закройте картоном и подождите, пока
при медленном охлаждении на дно выпадут
кристаллы. Обсушите кристаллы на салфетке,
несколько самых привлекательных укрепите на
нитке, привяжите к карандашу и опустите в
насыщенный раствор, освобожденный от других
кристаллов. Кристаллы могут расти 2–3 недели.