Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №38/2004

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

 

Р.Г.ИВАНОВА, И.Н.ЧЕРТКОВ

Программа курса химии для
8–9 классов основной и
10–11 классов средней (полной)
общеобразовательной школы
(базовый уровень образования)

Р.Г.Иванова, кандидат педагогических наук, автор методических пособий, учебников

И.Н.Чертков, кандидат педагогических наук, автор методических пособий, учебников по органической химии

Р.Г.Иванова,
кандидат педагогических наук,
автор методических пособий,
учебников
И.Н.Чертков,
кандидат педагогических наук,
автор методических пособий,
учебников по органической химии

Предлагаемая программа курса химии – это новый вариант, соответствующий учебникам Р.Г.Ивановой и др. За восемь лет, в течение которых эти учебники действуют во многих российских школах, изменялись условия и задачи модернизации образования. Переработка программы и была проведена с учетом этих изменений.
Прежде всего было обращено внимание на соответствие содержания курса разработанному новому проекту федерального компонента государственного стандарта по химии. Стандарт теперь утвержден (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.). В соответствии с этим документом усилена прикладная направленность содержания программы курса и общекультурная составляющая знаний, что позволит доказательно раскрыть сущность экологических проблем, особенности обращения с веществами в повседневной жизни и т.д.
Новые условия создаются в связи с экспериментом по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии. Результаты ЕГЭ требуют обратить особое внимание на плохо усвоенные знания. Эти элементы знаний названы в содержании программы (например, сведения о процессах электролиза и гидролиза солей).
Обновление программы осуществлено, кроме того, с учетом предложений учителей по поводу рассмотрения первоначальных химических понятий в начале курса, несмотря на то, что они изучаются на уроках естествознания (этот предмет не всегда есть в школах), а также предложений по сокращению материала (например, свойств солей).
Наконец, изменения в программе появились в связи с выводами о результатах эксперимента, начавшегося в 2001 г., по обновлению структуры и содержания общего образования (см.: Химия в школе, 2001, № 3, с. 2–3). Итоги эксперимента показали целесообразность более раннего изучения (в 10-м классе) органической химии. Такое преобразование структуры и проведено.
Программа позволит учителю увереннее работать с соответствующими учебниками как прежних лет, так и с новыми, готовящимися к изданию.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа определяет базовый уровень содержания подготовки по химии учащихся основной и полной средней общеобразовательной школы.

Задачи обучения химии1:
усвоение учащимися знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
формирование умений грамотно применять знания по химии в трудовой деятельности, в общении с природой и в повседневной жизни;
раскрытие гуманистической направленности химии, ее роли в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, обогащении энергетическими ресурсами, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;
раскрытие вклада химии в научную картину мира, в формирование диалектико-материалистического мировоззрения;
развитие гуманистических черт личности и формирование творческих задатков;
воспитание экологической культуры.
Основные идеи курса:
единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав клеток живых организмов;
зависимость свойств веществ от их состава и строения, обусловленность применения веществ их свойствами;
качественная новизна любого химического соединения как результат взаимного влияния атомов образующих его элементов;
управляющая функция объективных законов природы в отношении химических реакций, особенностей их протекания;
развитие науки под влиянием требований практики и в свою очередь влияние науки на успехи практики;
направленность химической технологии на решение экологических проблем как важнейший путь ее дальнейшего развития.
Основное содержание раздела общей и неорганической химии составляют знания о свойствах и строении веществ, химических реакциях, позволяющие подготовить учащихся к восприятию периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атомов.
В связи с положением химических элементов в периодической системе рассмотрены неметаллы и их типичные соединения, некоторые органические вещества (соединения на основе углерода), металлы и их соединения, раскрыты общие научные принципы важнейших химических производств в свете учения о скорости химической реакции и химическом равновесии, что позволит учащимся осознать сущность сырьевой, экологической проблем и роль химии в их решении.
Теоретической основой раздела органической химии служит учение о химическом строении веществ А.М.Бутлерова. Последовательность изучения веществ позволяет раскрыть принцип усложнения их строения и генетического развития от углеводородов до белков. Одновременно с изучением низкомолекулярных веществ учащиеся знакомятся с важнейшими высокомолекулярными соединениями.
Курс химии завершает обобщение знаний по неорганическим и органическим веществам, обсуждение мировоззренческого значения химии, ее роли в осуществлении научно-технического прогресса.
Решению задач усвоения химии служат разнообразные методы и организационные формы обучения.
Важную роль имеет исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий. При этом показано, как возникают и разрешаются противоречия, как совершаются открытия, каковы жизненные позиции и судьбы ученых.
Школьный химический эксперимент выполняет роль источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний и умений, методом контроля усвоения материала и сформированности умений и навыков. Химический эксперимент сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными, средствами новых информационных технологий.
Учитель может по своему усмотрению решать, в каком виде использовать химический эксперимент: некоторые опыты из числа демонстрационных могут стать лабораторными или перейти в разряд практических работ. Возможна также замена перечисленных в программе опытов другими, которые учитель сочтет более целесообразными, в зависимости от состояния оборудования кабинета химии, но с учетом их безопасности.
В программе названы учебные темы и подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент – демонстрации, лабораторные опыты, практические работы.
Для каждого года обучения перечислены основные требования к результатам усвоения знаний и сформированности умений.
Курс рассчитан на 272 ч, по 2 ч в неделю в каждом классе. Распределение времени по темам ориентировочное. Учитель может обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучение.
Экскурсии проводятся за счет учебного времени. Проведение их и всех других форм должно предусматривать ознакомление учащихся с правилами техники безопасности.
Данная программа реализована в учебниках: «Химия-8, 9» автора Р.Г.Ивановой (М.: Просвещение, 2004); «Химия-10. Органическая химия» авторов И.Н.Черткова, Р.Г.Ивановой (М.: Просвещение, 2004); «Химия-11» авторов Р.Г.Ивановой, А.А.Кавериной (М.: Просвещение, 2004).

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

8 КЛАСС
(2 ч в неделю; всего 68 ч,
из них 6 ч – резервное время)

Предмет химии. Правила работы в химической лаборатории. Методы познания веществ и их превращений.
Практическая работа. Ознакомление с правилами работы в химическом кабинете и лабораторным оборудованием (2 ч).

Тема 1. Общие сведения о веществах (34 ч)

Вещества, их строение. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простое и сложное вещество. Валентность. Химические знаки и формулы. Реакции разложения и соединения: разложение (анализ) воды; соединение с кислородом угля, серы, фосфора, железа; получение (синтез) сульфида железа(II). Воздух – смесь веществ.
Состав воздуха и его охрана от загрязнений.
Металлы и неметаллы – простые вещества. Физические свойства и значение некоторых металлов (железа, алюминия, меди) и неметаллов (кислорода, водорода).
Атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в веществе.
Качественный и количественный состав веществ.
Количество вещества. Моль. Молярная масса.
Строение атомов водорода, натрия, магния, хлора, кислорода. Заряд ядра атома. Электронные слои в атоме, распределение электронов по слоям в атомах.
Образование молекул водорода и хлороводорода. Атомная (полярная и неполярная) химическая связь. Образование ионных соединений: хлорида натрия, оксида магния. Ионная химическая связь. Заряд иона.
Типы кристаллических решеток: молекулярная, атомная, ионная, металлическая. Молекулярное и немолекулярное строение веществ.
Электролиты и неэлектролиты. Вода и ее роль при растворении веществ. Кислоты, щелочи, соли как электролиты, диссоциация их в воде. Катионы и анионы.
Классификация неорганических веществ.
Расчетные задачи. 1. Вычисление массы растворяемого вещества и воды, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей вещества.
2. Вычисление молекулярной и молярной масс веществ по химическим формулам. 3. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его химической формуле.
Демонстрации. 1. Образцы металлов, неметаллов, оксидов, оснований, кислот, солей.
2. Разложение воды (электролиз). 3. Горение угля, серы, фосфора, железа в кислороде. 4. Реакция соединения серы с железом. 5. Распознавание растворов щелочей и кислот индикаторами.
6. Образцы веществ количеством вещества 1 моль. 7. Горение магния в воздухе, горение водорода и натрия в хлоре. 8. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, йода, алмаза. 9. Возгонка йода. 10. Испытание на электрическую проводимость электролитов, неэлектролитов, их растворов и расплавов.
Лабораторный опыт. Изучение физических свойств предложенных веществ.
Практическая работа. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворяемого вещества.

Тема 2. Химические реакции (25 ч)

Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Условия возникновения и признаки химических реакций. Химические уравнения. Значение работ М.В.Ломоносова в развитии химических знаний.
Реакции, подтверждающие генетическую связь между металлами и их соединениями. Реакции, подтверждающие генетическую связь между неметаллами и их соединениями.
Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции.
Реакция нейтрализации. Реакции ионного обмена. Обратимые и необратимые реакции.
Скорость химической реакции. Условия, влияющие на изменение скорости химической реакции.
Каталитические реакции. Экзо- и эндотермические реакции.
Классификация химических реакций по различным признакам.
Систематизация знаний о химических свойствах оксидов, оснований и кислот. Понятие о круговоротах химических элементов в природе.
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям. Нахождение массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или получающихся в результате реакции веществ.
Демонстрации. 1. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. 2. Горение кальция в кислороде, растворение оксида кальция в воде и испытание раствора индикатором; пропускание углекислого газа в известковую воду; горение серы в кислороде, растворение оксида серы(IV) в воде, испытание полученного раствора лакмусом. 3. Поглощение оксида углерода(IV) оксидом кальция. 4. Опыты по установлению зависимости скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, от площади поверхности их соприкосновения, от концентрации и температуры. 5. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
Лабораторные опыты. 1. Реакция нейтрализации хлороводородной кислоты раствором гидроксида натрия. 2. Взаимодействие гидроксида меди(II) с серной кислотой (раствор).
Практические работы. 1. Химические свойства основных и кислотных оксидов. 2. Химические свойства оснований. 3. Химические свойства кислот (3 ч).

9 КЛАСС
(2 ч в неделю; всего 68 ч,
из них 5 ч – резервное время)

Повторение основных вопросов курса 8 класса (3 ч)

Металлы и неметаллы, особенности химических свойств металлов, неметаллов, основных и кислотных оксидов, оснований, кислот. Атомная масса и валентность химических элементов.

Тема 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атомов (30 ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Естественные семейства щелочных и щелочно-земельных металлов, галогенов, халькогенов, инертных газов. История открытия периодического закона. Периодический закон Д.И.Менделеева. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Порядковый номер элемента – заряд ядра его атома. Распределение электронов по слоям в атомах элементов от водорода до кальция. Развитие понятия «химический элемент». Изотопы.
Периодическая система химических элементов. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе и особенностями строения их атомов на примере металлов.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и практики. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Демонстрации. 1. Образцы щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, галогенов. 2. Модели атомов. 3. Получение оксидов элементов 3-го периода, растворение их в воде и испытание растворов индикаторами.
Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка (или алюминия) реакцией обмена.
2. Изучение амфотерности полученного гидроксида.

Тема 2. Неметаллы и их соединения (30 ч)

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов. Распределение электронов в атомах неметаллов 2-го и 3-го периодов.
Газообразные водородные соединения неметаллов 2-го и 3-го периодов, их состав и свойства в связи с положением химических элементов в периодической системе.
Молярный объем газов.
Высшие оксиды неметаллов 2-го и 3-го периодов, особенности их свойств в связи с положением химических элементов в периодической системе.
Общая характеристика химических элементов VIIa группы. Свойства галогенов и некоторых их соединений, лежащие в основе их практического применения.
Общая характеристика химических элементов VIa группы. Кислород и озон. Свойства серы, ее оксидов, кислот, солей.
Общая характеристика химических элементов Va группы. Свойства азота, аммиака, азотной кислоты. Азотные и фосфорные удобрения.
Общая характеристика химических элементов IVa группы. Кремний – важнейший элемент земной коры. Оксид кремния(IV). Углерод и его аллотропные видоизменения, оксиды углерода, карбонаты.
Органические вещества. Разнообразие органических веществ как соединений углерода. Углеводороды: метан и этилен, их практическое значение. Природные источники углеводородов: газ, нефть, каменный уголь.
Спирты: метиловый и этиловый, их практическое значение. Вредное действие спиртов на организм. Глицерин.
Уксусная и стеариновая кислоты.
Углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка. Нахождение их в природе, значение.
Белки, их роль и значение.
Белки, жиры, углеводы – основа пищи. Понятие о калорийности пищи. Консерванты пищевых продуктов: уксусная кислота, поваренная соль.
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям. Расчет массы, объема газа или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, которое может содержать определенную долю примесей.
Демонстрации. 1. Образцы неметаллов. 2. Получение хлороводорода синтезом из простых веществ; распознавание соединений галогенов с помощью раствора нитрата серебра.
3. Поглощение активированным углем газов и растворенных в воде веществ. 4. Восстановление меди из оксида меди(II) углем. 5. Получение хлорида аммония. 6. Получение хлороводорода реакцией обмена и растворение его в воде.
Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с минеральными удобрениями. 2. Ознакомление с образцами природных силикатов. 3. Ознакомление с нефтью, каменным углем и продуктами их переработки (изучение коллекции). 4. Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов, ионов аммония в растворах. 5. Ознакомление с образцами изученных органических веществ.
Практические работы. 1. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств (1 ч). 2. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы и их соединения» (1 ч).

Требования к результатам усвоения
учебного материала курса химии.
Базовый уровень образования2.
Основная школа

8 КЛАСС

Знать виды химической связи (ковалентная, ионная) и типы кристаллических решеток (молекулярная, атомная, ионная, металлическая).
Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и химическим свойствам, объяснять зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки, определять неизвестную степень окисления элемента бинарного соединения по известной степени окисления другого элемента в химической формуле данного вещества, записывать уравнения диссоциации хлорида натрия и хлороводорода.
Знать закон сохранения массы веществ при химических реакциях, понятия о генетической связи веществ, о скорости химической реакции, о круговоротах химических элементов в природе.
Уметь записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов, оснований и кислот, а также амфотерных гидроксидов; определять по уравнениям реакций принадлежность их к окислительно-восстановительным или реакциям ионного обмена.
Уметь вычислять по химической формуле молекулярную массу вещества и определять его молярную массу; рассчитывать массовую долю химического элемента в веществе по формуле вещества, массовую долю растворяемого вещества в растворе; вычислять по химическим уравнениям массу, объем газа или количество вещества одного из участвующих в реакции веществ.
Уметь выполнять несложные химические опыты; пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдая правила техники безопасности; приготавливать растворы с определенной массовой долей растворенного вещества.

9 КЛАСС

Знать периодический закон и структуру периодической системы химических элементов, зависимость свойств химических элементов от зарядов ядер атомов и от строения атомных электронных оболочек, значение периодического закона для развития науки и практики.
Уметь характеризовать химические элементы от водорода до кальция; указывать распределение электронов по слоям в атомах этих химических элементов; записывать химические формулы высших оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов металлов и кислот; определять характер их химических свойств.
Знать положение металлов и неметаллов в периодической системе, особенности строения их атомов.
Уметь характеризовать свойства металлов а-подгрупп и железа, общие свойства неметаллов на основе представлений об окислительно-восстановительных реакциях; составлять химические формулы водородных соединений неметаллов; характеризовать их свойства, особенности химических свойств кислотных оксидов и кислот в зависимости от положения химических элементов в периодической системе.
Знать практическое применение меди, алюминия, железа, изученных неметаллов, их важнейших соединений.
Уметь распознавать хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы, ионы аммония; собирать приборы для получения газов; проводить опыты с углекислым газом.
Уметь вычислять по химическим уравнениям массу или объем газа по массе исходного вещества, содержащего примеси.

 

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

10 КЛАСС
(2 ч в неделю; всего 68 ч,
из них 5 ч – резервное время)

Углерод в периодической системе химических элементов, строение его атома. Органическая химия – химия соединений углерода.
Органические вещества в природе и жизни человека. Значение органической химии.

Тема 1. Строение органических соединений (5 ч)

Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Ковалентная химическая связь – основа строения органических соединений. Изомерия.

Тема 2. Предельные углеводороды (4 ч)

Состав и физические свойства предельных углеводородов.
Метан. Тетраэдрическое строение молекулы метана.
Пространственное строение предельных углеводородов, их гомологический ряд. Химические свойства: горение, хлорирование. Промышленное значение предельных углеводородов.
Циклопарафины, их строение, свойства, нахождение в природе.
Демонстрации. 1. Визуальное определение относительной плотности метана по воздуху.
2. Определение качественного состава метана по продуктам сгорания. 3. Взрыв смеси метана с воздухом. 4. Модели молекул метана и других углеводородов. 5. Отношение предельных углеводородов к бромной воде и раствору перманганата калия.
Лабораторный опыт. Изготовление моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных.

Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч)

Состав и физические свойства этиленовых углеводородов.
Этилен, его структурная формула. Двойная связь между атомами углерода. Гомологический ряд этиленовых углеводородов.
Виды изомерии: изомерия углеродного скелета и изомерия положения двойной связи. Химические свойства: присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов, полимеризация.
Получение непредельных углеводородов реакцией дегидрирования.
Ацетилен, его структурная формула.
Химические свойства ацетилена: горение, присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов. Получение ацетилена из метана. Применение ацетилена.
Демонстрации. 1. Горение этилена, взаимодействие его с бромной водой и раствором перманганата калия. 2. Образцы изделий из полиэтилена и полипропилена. 3. Отношение каучука и резины к органическим растворителям. 4. Получение ацетилена карбидным способом, горение ацетилена, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия.
Лабораторный опыт. Получение этилена и опыты с ним.

Тема 4. Ароматические углеводороды (7 ч)

Бензол, его структурная формула. Химические свойства бензола: бромирование, присоединение водорода, хлора. Понятие о ядохимикатах. Гомологи бензола. Получение ароматических углеводородов при коксовании каменного угля и переработке других углеводородов. Взаимосвязь предельных, непредельных, ароматических углеводородов.
Демонстрации. 1. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. 2. Горение бензола.

Тема 5. Источники углеводородного сырья
и его использование (3 ч)

Углеводородное сырье как источник энергии и основа для органического синтеза.
Природный и попутный нефтяной газы. Нефть и нефтепродукты, получаемые перегонкой и крекингом.
Продукты, получаемые из каменного угля.
Охрана окружающей среды от промышленных загрязнений при переработке углеводородного сырья.
Демонстрации. 1. Нефть и продукты ее переработки (коллекции). 2. Каменный уголь и кокс.

Тема 6. Спирты, фенолы, альдегиды,
карбоновые кислоты (9 ч)

Состав и строение предельных одноатомных спиртов. Понятие о функциональной группе. Химические свойства: горение, взаимодействие с натрием и галогеноводородами, дегидратация.
Глицерин как представитель многоатомных спиртов.
Фенолы, их строение. Физические свойства фенола, его физиологическое действие. Реакция фенола со щелочами.
Строение альдегидов. Химические свойства альдегидов: присоединение водорода, окисление. Получение альдегидов из спиртов.
Строение карбоновых кислот. Карбоксильная группа.
Уксусная кислота. Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Мыла как соли высших карбоновых кислот.
Олеиновая кислота как представитель непредельных карбоновых кислот. Понятие о синтетических моющих средствах.
Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот.
Демонстрации. 1. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду: растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием. 2. Взаимодействие этанола с бромоводородом.
3. Взаимодействие стеариновой и олеиновой кислот со щелочами. 4. Отношение олеиновой кислоты к бромной воде и раствору перманганата калия.
Лабораторные опыты. 1. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди(II).
2. Окисление муравьиного или уксусного альдегида оксидом серебра(I). 3. Окисление спирта в альдегид. 4. Получение уксусной кислоты и опыты с ней.

Тема 7. Сложные эфиры, жиры (3 ч)

Строение сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Применение сложных эфиров.
Состав, строение, свойства жиров. Жиры в природе. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности.
Демонстрация. Получение изобутилового эфира уксусной кислоты (или другого сложного эфира).
Лабораторные опыты. 1. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера.
2. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.

Тема 8. Углеводы (5 ч)

Классификация углеводов: моно- и полисахариды.
Глюкоза, нахождение в природе. Альдегидная форма строения глюкозы. Химические свойства: окисление, восстановление, брожение. Применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы.
Сахароза, ее свойства, нахождение в природе и получение.
Крахмал и целлюлоза как природные полимеры, их строение, свойства, применение. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Демонстрации. 1. Гидролиз солей. 2. Гидролиз целлюлозы.
Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие глюкозы с оксидом серебра(I) и гидроксидом меди(II).
2. Взаимодействие крахмала с йодом. 3. Гидролиз крахмала. 4. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Тема 9. Амины, аминокислоты, белки (9 ч)

Строение аминов предельного ряда. Аминогруппа. Амины как органические основания. Взаимодействие аминов предельного ряда с водой и кислотами. Анилин как ароматический амин, его практическое значение.
Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Значение аминокислот в природе. Синтез пептидов.
Белки как природные полимеры. Множественность химических функций белков. Химические свойства: гидролиз, денатурация, цветные реакции. Проблема синтеза белков.
Демонстрации. 1. Опыты с метиламином или другим летучим амином: щелочные свойства раствора; образование солей. 2. Доказательство наличия функциональных групп у аминокислот в растворах. 3. Окраска ткани анилиновым красителем.
Лабораторные опыты. 1. Растворение и осаждение белков. 2. Денатурация белков. 3. Цветные реакции белков.

Тема 10. Синтетические полимеры и полимерные материалы
на их основе (5 ч)

Общие понятия о синтетических полимерах: мономер, средняя молекулярная масса, геометрическая структура полимеров, аморфное и кристаллическое строение.
Пластмассы: полиэтилен, полипропилен, фенолформальдегидные пластмассы.
Синтетические волокна: лавсан, капрон.
Натуральный каучук.
Синтетические каучуки, резина. Синтез бутадиенового каучука С.В.Лебедевым.
Демонстрации. Образцы материалов из полимеров.
Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.

Обобщение знаний по органической химии (5 ч)

Основные положения теории химического строения. Гомология и изомерия. Виды химической связи и важнейшие функциональные группы, их влияние на свойства органических веществ.
Генетическая связь важнейших классов органических соединений.
Мировоззренческое значение органической химии. Практическое значение органического синтеза и производства полимерных материалов.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ; получение изученных веществ и исследование их химических свойств.

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

11 КЛАСС
(2 ч в неделю; всего 68 ч,
из них 3 ч – резервное время)

Тема 1. Теоретические основы химии (10 ч)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (повторение и обобщение). Этапы развития знаний о периодическом законе химических элементов: химический (менделеевский) и физический.
Строение атомов. Атомные орбитали, s- р-, d-элементы.
Общая характеристика химических элементов в связи с их положением в периодической системе и строением атомов.

Тема 2. Неметаллы (10 ч)

Простые вещества-неметаллы. Аллотропия (повторение). Относительная электроотрицательность химических элементов.
Химические свойства неметаллов на примере серы, азота и их соединений: процессы окисления и восстановления.
Углерод – основа всех органических соединений.
Причины многообразия органических веществ (повторение).
Демонстрации. 1. Образцы простых веществ-неметаллов – оксидов, кислот, солей. 2. Получение пластической серы. 3. Соединение серы с кислородом и получение сернистой кислоты растворением в воде оксида серы(IV). 4. Получение аммиака из солей аммония. 5. Растворение аммиака в воде и подтверждение его основных свойств.

Тема 3. Металлы и их соединения (18 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов, общее в строении их атомов. Металлическая связь и кристаллические решетки металлов. Физические свойства металлов. Сплавы.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Отношение металлов к растворам солей и кислот.
Коррозия металлов. Меры защиты от коррозии.
Электролиз солей на примере хлорида меди(II). Значение электролиза.
Оксиды металлов 2-го и 3-го периодов, их свойства в связи с положением элементов в периодической системе. Применение некоторых оксидов металлов.
Гидроксиды металлов 2-го и 3-го периодов, их свойства в связи с положением элементов в периодической системе химических элементов. Общие свойства щелочей как электролитов.
Гидролиз солей.
Общая характеристика щелочных металлов. Применение натрия, калия и их соединений. Щелочные металлы в природе.
Общая характеристика щелочно-земельных металлов. Оксид и гидроксид кальция. Карбонат кальция. Превращение в природе карбоната кальция в гидрокарбонат. Применение соединений щелочно-земельных металлов, их роль в природе. Понятие о жесткости воды и способах ее устранения.
Алюминий. Свойства алюминия и его соединений. Применение алюминия и его сплавов. Соединения алюминия в природе.
Железо. Свойства железа и его соединений. Применение железа и его сплавов. Соединения железа в природе.
Демонстрации. 1. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, растворами кислот и солей.
2. Электролиз растворов хлорида меди(II) и йодида калия. 3. Опыты по коррозии металлов и защите их от коррозии. 4. Опыт: механическая прочность оксидной пленки алюминия. 5. Образцы металлов и сплавов.
Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие металлов с растворами солей. 2. Ознакомление с образцами соединений натрия, кальция, алюминия, железа. 3. Качественные реакции на ионы серебра и бария. 4. Устранение жесткости воды.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
(2 ч).

Тема 4. Промышленное получение важнейших
неорганических веществ (12 ч)

Общие способы получения металлов. Производство чугуна и стали.
Общие научные принципы химического производства на примерах производства серной кислоты и аммиака.
Факторы, влияющие на изменение скорости химических реакций (повторение). Химическое равновесие и условия его смещения.
Промышленный органический синтез (повторение). Охрана окружающей среды от загрязнений.
Расчетные задачи. 1. Определение практического выхода продукта от теоретически возможного.
2. Вычисление массы или количества вещества одного из продуктов реакции по данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке.
Демонстрации. 1. Получение оксида серы(IV) и окисление его в присутствии катализатора.
s2. Синтез аммиака.

Тема 5. Обобщение по курсу химии (15 ч)

Основные химические понятия: вещество, атом, химический элемент. Теории и законы химии, изученные в курсе. Учение о химической связи.
Закономерности в проявлении свойств химических элементов и их соединений в связи с положением элементов в периодической системе. Классификация неорганических веществ. Характерные свойства веществ важнейших классов соединений. Классификация химических реакций. Реакции окислительно-восстановительные и ионного обмена.
Химия и научно-технический прогресс. Химия и экология.

Требования к результатам усвоения
учебного материала курса химии.
Базовый уровень образования3.
Средняя (полная) школа

10 КЛАСС

Знать основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова, понятия об изомерии и гомологии, простых и кратных связях между атомами, важнейшие функциональные группы органических соединений.
Знать химическое строение, свойства, нахождение в природе и практическое значение изученных углеводородов, кислород- и азотсодержащих органических веществ.
Уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь, важнейшие способы получения; объяснять свойства веществ на основе их химического строения.
Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ.
Уметь выполнять простейшие опыты с органическими веществами, распознавать соединения и полимерные материалы по известным признакам.
Уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.

11 КЛАСС

Знать положение неметаллов в периодической системе, особенности строения их атомов, практическое значение изученных химических элементов и их соединений.
Уметь характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в электрохимическом ряду напряжений металлов, особенности химических свойств основных и амфотерных оксидов, гидроксидов металлов в зависимости от положения химических элементов в периодической системе.
Знать химические реакции, лежащие в основе получения чугуна и стали, основные принципы химического производства и их реализацию при производстве серной кислоты и аммиака.
Уметь выполнять химические опыты, подтверждающие химические свойства изученных металлов и их важнейших соединений; распознавать катионы серебра, бария в растворах.
Уметь вычислять практический выход продукта от теоретически возможного.


1 Цели изучения химии сформулированы в проекте документа «Образовательный стандарт по химии» (см.: Химия, 2004, № 10, с. 6–13).
2 Требования, изложенные в программе, соответствуют тем, которые приведены в проекте документа «Образовательный стандарт основного общего образования по химии» (2004 г.).
3 Требования в целом соответствуют указанным в проекте документа «образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по химии. Базовый уровень» (2004 г.).

Рейтинг@Mail.ru