36 Международная химическая
олимпиада школьников
Победно для нашей страны
завершилась 36-я Международная химическая
олимпиада школьников, которая состоялась в г.
Киле (Германия). Десятиклассник из Вологды
Алексей Зейфман стал абсолютным чемпионом,
опередив 237 других участников из 60 стран мира.
Серебряные медали завоевали Егор Воронцов
(Волжский, Волгоградская обл.) и Иван Бушмаринов
(Москва), бронзу получил Антон Дерендяев (Оса,
Пермская обл.). В неофициальном командном зачете
Россия стала 5-й, поднявшись на одно место по
сравнению с прошлым годом, а 1-е место, как и
последние четыре года подряд, заняла команда
Китая.
Алексей Зейфман и до этой олимпиады был хорошо
известен в мире химии. В этом году он занял 2-е
место на Всероссийской олимпиаде, 1-е место на
Менделеевской олимпиаде школьников и даже
участвовал в интернет-олимпиаде для студентов,
где ему совсем немного не хватило до призового
места. Секрет его успеха, на мой взгляд, в редком
сочетании хороших счетных способностей (ведь
химия – наука количественная) с отменным
трудолюбием и целеустремленностью. Готовясь к
олимпиаде, Алексей решил огромное число сложных
задач из самых разных областей химии и провел
много часов в школьной лаборатории, шлифуя
экспериментальные навыки. С сентября он
собирается без отрыва от учебы в 11-м классе
заняться научной работой под руководством
ученых Московского университета.
Трое других наших участников олимпиады уже стали
студентами: двое из них будут учиться в
Московском университете, а один – в Высшем
химическом колледже РАН.
Олимпиада состояла из двух туров –
теоретического и экспериментального. На каждый
тур отводилось по 5 ч. Теоретический тур состоял
из восьми задач, посвященных прикладным и
фундаментальным аспектам современной химии. В
экспериментальном туре было всего две задачи:
школьники выполнили двухстадийный органический
синтез и провели качественный и количественный
анализ состава высокотемпературного
сверхпроводника.
Как всегда, основные проблемы нашей команды были
связаны с экспериментом. Решение олимпиадных
задач очень жестко рассчитано по времени и
требует четко отработанных навыков выполнения
стандартных действий вроде приготовления и
титрования растворов. В то же время на российских
олимпиадах экспериментальная часть сведена к
минимуму из-за недостатка средств, поэтому нашим
школьникам просто не хватило опыта в прямом и
переносном смысле.
Научная программа в этом году была очень
интересной. Впервые в истории химических
олимпиад каждый автор, представляя свою задачу
на международном научном комитете, готовил
специальную презентацию. Все задачи имели
солидную основу: интересную научную идею,
любопытный исторический факт или возможность
практического использования. Ниже мы рассмотрим
наиболее интересные задачи теоретического тура.
ЗАДАЧА 2.
Кинетика реакций на
поверхности катализаторов
Задача демонстрирует позитивное значение
химии в жизни общества. Она знакомит школьников с
принципами гетерогенного катализа, который
играет огромную роль в защите атмосферы от
промышленных загрязнений.
2.1. В выхлопных газах двигателя
основными загрязнителями окружающей среды
являются угарный газ, оксид азота(II) и
несгоревшие углеводороды, например октан. Для
того чтобы уменьшить вредные выбросы, эти
продукты превращают в углекислый газ, азот и воду
в трехходовом каталитическом конвертере.
Запишите уравнения химических реакций,
протекающих в каталитическом конвертере с
участием этих веществ.
2.2. Для контроля степени очистки выхлопных
газов используется -датчик, который расположен в
выхлопной трубе между двигателем и
катализатором. Датчик измеряет величину , которая
определяется так:
На графике приведены зависимости степени
конверсии (у) загрязнителей от величины ,
где w – -окно,
y – степень конверсии (%), z – углеводороды.
Используя график, выберите правильный
вариант для каждого утверждения.
1) Если значение находится в -окне, угарный газ и углеводороды могут
быть окислены в трехходовом конверторе.
2) При > 1
угарный газ и углеводороды могут быть окислены в
трехходовом конвертере.
3) При < 0,975
оксид азота(II) почти не восстанавливается.
2.3. Адсорбция молекул газа на твердой
поверхности может быть описана простой моделью,
использующей уравнение изотермы Лэнгмюра:
где – доля
адсорбционных центров на поверхности, которые
заняты молекулами газа,
p – давление газа, K – константа.
Адсорбция некоторого газа при 25 °C может быть
описана уравнением изотермы Лэнгмюра с
K = 0,85 кПа–1.
а) Рассчитайте долю поверхностных
адсорбционных центров , занятых молекулами, при давлении газа
0,65 кПа.
б) Рассчитайте давление р, при котором 15%
поверхностных адсорбционных центров будет
занято молекулами газа.
в) Скорость r разложения молекул газа на
поверхности твердого тела зависит от доли
занятых молекулами поверхностных адсорбционных
центров (обратный
процесс не протекает) следующим образом:
r = k • .
Какой порядок имеет реакция разложения
при низких и высоких давлениях газа в
предположении справедливости изотермы Лэнгмюра
(продукты не принимайте во внимание)?
г) Результаты измерения адсорбции некоторого
газа на поверхности металла (при 25 °C)
приведены на графике, где по оси x – p (Па),
по оси y – p•Va–1 (Па•см–3),
Va – объем адсорбированного газа.
Используя уравнение изотермы Лэнгмюра,
определите объем газа Va, max,
необходимый для полного заполнения всех
адсорбционных центров на поверхности металла, и
значение константы K.
Подсказка: примите
2.4. Каталитическое окисление CO на
однородной поверхности Pd протекает следующим
образом. На первой стадии адсорбированные CO и O2
образуют адсорбированный CO2 в результате
быстрого равновесного процесса:
На второй, медленной стадии CO2 необратимо
десорбируется с поверхности:
Выведите формулу для зависимости
скорости реакции образования газообразного CO2
от парциальных давлений всех участников реакции.
Решение
2.1. Угарный газ и углеводороды
окисляются кислородом, а оксиды азота
восстанавливаются угарным газом:
2CO + O2 = 2CO2,
2C8H18 + 25O2 = 16CO2 + 18H2O,
2NO + 2CO = N2 + 2CO2.
2.2. При большом количестве воздуха
(большом значении )
угарный газ и углеводороды окисляются полностью,
зато оксиды азота не восстанавливаются и
загрязняют атмосферу. При низком значении картина обратная:
атмосферу загрязняют CO и углеводороды.
Существует некоторый оптимальный диапазон
значений – так
называемое -окно, в
котором степень конверсии всех загрязнителей
атмосферы довольно высока.
1) Из графика видно, что, если значение близко к 1, степень
конверсии угарного газа и углеводородов
достаточно велика. Утверждение истинно.
2) При > 1 степень
конверсии угарного газа и углеводородов
увеличивается по сравнению с
-окном.
Утверждение истинно.
3) При < 0,975
степень конверсии оксида азота(II) велика, он
восстанавливается почти полностью. Приведенное
утверждение ложно.
2.3. а) Подставим значения p = 0,65 кПа и K
= 0,85 кПа–1 в уравнение Лэнгмюра:
б) Найдем зависимость давления от доли занятых
адсорбционных центров:
в) Скорость реакции на поверхности твердого
тела зависит от давления газа следующим образом:
При достаточно низких давлениях: 1 + K•p 1, поэтому скорость
оказывается прямо пропорциональной давлению: r
(k•K)•p, и реакция
имеет первый порядок.
При высоких давлениях: 1 + K•p K•p, скорость перестает
зависеть от давления:
т.е. реакция имеет нулевой порядок.
г) Перепишем уравнение Лэнгмюра, представив его в
линейной форме и выразив долю занятых центров
через объем адсорбированного газа:
Разделив обе части уравнения на K•Va•Va,
max, находим:
Это уравнение имеет линейный вид и описывается
прямой линией в координатах p/Va p. Согласно уравнению
тангенс угла наклона равен 1/Va, max, а
отрезок, отсекаемый прямой от оси ординат,
составляет 1/(K•Va, max).
Прямая линия, приведенная на графике
(определенная методом наименьших квадратов),
описывается уравнением:
y = 600 + 1,87x (y = 600 при x = 0, y
= 2470 при x = 1000).
1/Va, max = 1,87 см–3, Va,
max = 1/1,87 = 0,53 см3;
1/(K•Va, max) = 600 Па•см–3,
K = 1/(600•0,53) = 3,1•10–3 Па–1 = 3,1 кПа–1.
2.4. Скорость реакции образования
газообразного CO2 равна скорости самой
медленной, последней ее стадии:
На первой стадии – обратимого окисления CO –
скорость прямой реакции равна скорости обратной:
Отсюда можно найти долю центров, занятых CO2,
и подставить в уравнение (1):
Осталось выразить доли занятых центров через
парциальные давления. В случае смеси газов доля
адсорбционных центров, занятых молекулами i-го
газа, описывается модифицированным уравнением
Лэнгмюра:
(суммирование в знаменателе проводится по всем
газам, находящимся в смеси).
Записав соответствующие уравнения для CO и O2
и подставив их в формулу (2), находим зависимость
скорости реакции от парциальных давлений всех
участников реакции (в том числе и CO2):
Ответы.
2.2. 1) Истинно; 2) истинно; 3) ложно.
2.3. а) = 0,36;
б) p = 0,21 кПа; в) при низких давлениях – первый
порядок, при высоких – нулевой; г) Va, max
= 0,53 см3, K = 3,1•10–3 Па–1.
ЗАДАЧА 4.
Определение атомных масс
Задача интересна с методической точки зрения. В
ней представлены три принципиально разных
способа определения атомных масс химических
элементов.
4.1. В реакции простого вещества,
образованного элементом X, с водородом
получаются соединения, принадлежащие к классу,
аналогичному углеводородам. При гидрировании 5,000
г вещества X образовалось 5,628 г смеси X-аналогов
метана и этана в мольном отношении 2:1.
Определите атомную массу элемента X.
Приведите химический символ X и изобразите
пространственное строение обоих продуктов
реакции.
4.2. Данные, приведенные ниже, имеют
большое историческое значение. Минерал
аргиродит – это стехиометрическое соединение,
которое содержит серебро (степень окисления +1),
серу (степень окисления –2) и неизвестный элемент
Y (степень окисления +4). Массовое соотношение
серебра и элемента Y в аргиродите равно: m(Ag):m(Y)
= 11,88:1.
Элемент Y образует красновато-коричневый низший
сульфид (где Y имеет степень окисления +2) и белый
высший сульфид (где Y имеет степень окисления +4).
Низший сульфид образуется при нагревании
аргиродита в токе водорода. Другие продукты этой
реакции – Ag2S и H2S. Для
количественного восстановления 10,0 г аргиродита
потребовалось 0,295 л водорода при 400 K и
100 кПа.
Используя эту информацию, определите
атомную массу элемента Y. Приведите
химический символ Y и эмпирическую формулу
аргиродита.
4.3. Атомные массы можно определять по
спектроскопическим данным. Колебательную
частоту в
ИК-спектре можно рассчитать по закону Гука:
где –
колебательная частота связи (см–1), c –
скорость света, k – силовая постоянная связи
(Н•м–1 = кг•с–1), – приведенная масса, которая для
молекул типа AB4 дается выражением:
где m(A), m(B) – массы атомов.
Колебательная частота связи C–H в метане равна
3030,00 см–1, а колебательная частота для
Z-аналога метана составляет 2938,45 см–1.
Энергия связи C–H в метане равна 438,4 кДж•моль–1,
а энергия связи Z–H в Z-аналоге метана составляет
450,2 кДж•моль–1.
Используя закон Гука, определите силовую
постоянную k связи C–H. Рассчитайте силовую
постоянную k связи Z–H, считая, что силовые
постоянные прямо пропорциональны энергиям
связей.
Определите атомную массу элемента Z.
Приведите химический символ Z.
Решение
4.1. Запишем уравнение реакции
образования двух гидридов элемента X в
соотношении 2:1:
4X + 7H2 = 2XH4 + X2H6.
Разница в массах продуктов реакции и простого
вещества равна массе прореагировавшего
водорода:
m(H2) = 5,628 – 5,000 = 0,628 г,
(H2)
= 0,628/2 = 0,314 моль,
(X) =
0,314•4/7 = 0,179 моль.
А(X) = 5,000/0,179 = 28 г•моль–1 – это
кремний Si.
Пространственное строение гидридов кремния
такое же, как у соответствующих углеводородов:
4.2. Запишем эмпирическую формулу
аргиродита в виде aAg2S•bYS2.
Обозначим атомную массу элемента Y через А.
Используем массовое соотношение элементов Ag и Y:
11,88:1 = m(Ag):m(Y) = (2a•108):(b•А).
Откуда a:b = 0,055А.
Теперь запишем уравнение реакции
восстановления аргиродита водородом:
aAg2S•bYS2 + bH2
= aAg2S + bYS + bH2S.
(H2)
= рV/RT = 100•0,295/(8,314•400) = 8,87•10–3 моль,
(aAg2S•bYS2)
= 8,87•10–3/b моль,
M(aAg2S•bYS2) = 10,0b/(8,87•10–3)
= 1127b = (2•108 + 32)a + (А + 2•32)b.
Откуда 248a = (1063 – А)b,
a:b = (1063 – А)/248 = 0,055А,
А = 72,6 г/моль–1,
a:b = 0,055•72,6 = 4:1.
Неизвестный элемент – германий Ge.
Именно из минерала аргиродита немецкий химик
К.Винклер в 1886 г. выделил неизвестный ранее
элемент и назвал его германием в честь своей
родины. Винклер определил некоторые свойства
нового элемента и его соединений и обнаружил, что
они в точности совпадают с теми, которые были
предсказаны за 15 лет до этого Д.И.Менделеевым на
основании периодического закона.
Эмпирическая формула аргиродита – 4Ag2S•GeS2,
или Ag8GeS6.
4.3. Найдем приведенную массу CH4:
Силовая постоянная связи C–H:
Силовую постоянную связи Z–H найдем по
пропорции с энергиями связей:
Из силовой постоянной находим приведенную
массу ZH4 и атомную массу Z:
Неизвестный элемент – германий Ge.
Ответы.
4.1. A(X) = 28 г•моль–1, X – Si;
4.2. A(Y) = 72,6 г•моль–1, Y – Ge, Ag8GeS6;
4.3. k(С–H) = 492,2 Н•м–1, k(Z–H)
= 505,4 Н•м–1, A(Z) = 72,2 г•моль–1, Z – Ge.
Окончание следует
Материал подготовил В.В.ЕРЕМИН,
научный руководитель сборной России,
доцент химического факультета МГУ
|