Кроссворд «Ученые-химики»
Предлагаю вашему вниманию несколько
кроссвордов, составленных учениками 8-х классов
нашей школы.
В течение нескольких лет в конце III четверти,
когда основной учебный материал курса химии для
8-го класса практически пройден, я предлагаю
учащимся за время весенних каникул попытаться
составить кроссворды, используя полученные
знания по химии. После каникул, как правило, 10–12
учеников из каждого класса приносят свои работы.
Конечно, они разные по объему, оформлению и
содержанию и не всегда строго соответствуют
требованиям составления кроссвордов. Но это же
детские творческие работы во внеурочное время!
Эти работы, безусловно, необходимо проверять, т.к.
бывают неточности в формулировках, некорректно
поставленные вопросы, да и просто грамматические
ошибки.
В конце учебного года лучшие работы мы
используем на уроках обобщения и повторения
пройденного материала в разных формах. Сделав
несколько копий одного несложного кроссворда,
можно их использовать как раздаточный материал
для части учащихся. Или, заранее подготовив на
большом листе вариант более сложного кроссворда,
попытаться отгадать его на уроке вместе со всеми
учениками, задавая по мере необходимости
дополнительные вопросы. Как правило, к концу
урока кроссворд бывает разгадан полностью.
Такая форма работы ребятам очень нравится, и они
в ней активно участвуют, тем более что в ее основе
лежит их собственное творчество.
Наиболее сложные кроссворды я использую для
внеурочной работы с ребятами, которые хотят
более глубоко изучать предмет.
Очевидно, что составление кроссвордов – занятие
не только очень увлекательное, но и полезное. Для
такой работы необходимо еще раз перелистать
страницы учебника, почитать дополнительную
литературу, посмотреть справочники, продумать
краткие и точные формулировки вопросов и
попытаться дать на них ответы. В итоге это
приводит к лучшему усвоению пройденного
материала и расширению кругозора учащихся.
Возможно, мой опыт работы поможет учителям химии
и других предметов внести новые элементы в
методику проведения своих уроков.
Г.С.ЛОСЕВА,
учитель химии
школы № 1282
(Москва)
Кроссворд «А»
По горизонтали:
1. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая
его химические свойства.
2. Серебристо-белый, очень мягкий металл.
3. Элемент IV группы периодической системы
химических элементов
Д.И.Менделеева.
4. Самый распространенный химический элемент на
Земле.
5. Цифра, указывающая число атомов химического
элемента в молекуле.
6. Самый легкий газ.
7. Известный английский химик (1733–1804).
8. Старинная химическая посуда.
9. Великий французский химик (1743–1794).
Кроссворд «Б»
По
горизонтали:
1. Индикатор, изменяющий свой цвет в кислой
среде на красный.
2. Основание, растворимое в воде.
3. Элемент III группы периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева.
4. Одна из областей применения кислорода.
5. Металл, используемый для обеззараживания воды.
6. Вещество, вызывающее ожоги.
7. Свойство атомов элементов присоединять
определенное число атомов других химических
элементов.
8. Элемент VI группы периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева.
9. Месяц, в котором был открыт периодический
закон.
Кроссворд «В»
По
горизонтали:
1. Главный участник школьного химического
практикума (посуда).
2. Условная запись состава вещества.
3. Положительно заряженная частица.
4. Стеклянный химический сосуд круглой
формы.
5. Определенный вид атомов.
6. Элемент IV группы периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева.
7. Драгоценный металл.
8. Мутный раствор.
В выделенных по вертикали столбцах
кроссвордов «А», «Б», «В» – фамилии известных
русских ученых-химиков.
Составитель Наталья МИШИНА,
8-й класс школы № 1282
(Москва)
|