Углерод и его соединения
Урок-сказка
Я преподаю в 8–11-х классах, занимаюсь
разработками нетрадиционных уроков, чтобы
привить учащимся любовь к предмету. Веду
экологическую работу: экологизирую предмет,
занимаюсь исследованием воды, воздуха и почвы в
своем районе. Ученики со своими научными
работами успешно выступают на областных
научно-практических конференциях. Сочиняю стихи
для своего предмета. Представляю на суд
читателей разработку урока по теме «Углерод и
его соединения».
Цель. Закрепить знания по теме в
игровой, занимательной форме. Подготовить
учащихся к самостоятельной работе. Вызвать у них
интерес к предмету.
Тип урока. Сценка по мотиву сказки
«Теремок».
Наглядный и раздаточный материал.
Вывеска «Теремок», эмблемы углерода и его
соединений в виде знаков или формул, жетоны
разного цвета; набор реактивов для проведения
демонстрационных опытов.
Предварительно было дано задание на дом –
сочинить стихи. На голове каждого действующего
ли-
ца – корона с формулой вещества. Ведущий имеет
жетоны разного цвета.
ХОД УРОКА
Организационный момент: психологический
настрой, постановка цели и задачи, выбор жюри
(учитель и два ученика).
Ведущий.
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Вот подходит углерод,
Слышим мы его вопрос.
Углерод.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
А нельзя ли здесь пожить
И друг другу послужить?
Ведущий.
Но никто не отвечал.
Углерод к двери привстал,
В дверь тихонько постучал,
А потом и внутрь заходит.
Не прошло минут и пять –
Кто-то подошел опять.
Углерод успел воспрять,
Решил хозяином тут стать.
(Подходит Оксид СО.)
Слышит бодрый Углерод:
У двери какой-то стук
И знакомый нам вопрос:
«Кто тут в тереме живет?»
Как хозяин Углерод
Отвечает на вопрос.
Углерод.
Зовут меня на букву «С»,
Все видно на моем лице,
Валентность у меня IV,
Бывает иногда и II.
По атомной 12 массе
Встречаюсь я везде, всегда.
В свободном виде – крайне редко
Алмазом крепким я лежу.
А вот графитом – очень часто,
Везде и всюду я пишу.
Но это только в чистом виде,
А если посмотреть вокруг –
В живых и мертвых организмах,
В угле, и торфе, и оксидах,
В солях, кислотах, даже в меле –
Везде и всюду я живу.
Углерод рассказывает о химических свойствах
углерода, записывая уравнения химических
реакций.
Ведущий.
А вы, ребята, не сидите –
И что не так, мне подскажите.
А я наградой отдарю –
Жетончик свой вам подарю.
Ребята могут дополнить рассказ о строении
атома углерода, строении алмаза и графита, об
адсорбционных свойствах углерода. Ведущий дарит
им красные жетоны. Выслушав дополнения учащихся,
Углерод продолжает.
|
Строение алмаза (а) и графита (б)
|
Углерод.
Но что-то я тут разболтался.
Откуда сам-то ты здесь взялся?
И как зовут тебя, мой друг,
Ты рассказать нам должен.
Оксид СО.
Меня зовут СО, дружище.
Я по природе – сильный яд.
Бесцветен, запах не имею,
В воде почти нерастворим,
Чуть легче воздуха бываю,
При минус двести закипаю.
А получить меня легко –
Зажги в печи дрова иль уголь,
Повсюду вдруг пойдет тепло,
Увидишь: голубеет уголь,
То значит, я тебе свечу.
А если нагреваешь ты кислоты,
То в них ты муравьиную добавь –
Вот так-то, брат, родиться мне пришлось.
А все, что делаю, совсем пустяк –
Восстановителем в реакциях бываю
То с кислородом, то с оксидом –
просто факт.
Оксид СО рассказывает о химических свойствах
оксида углерода(II), записывая уравнения
химических реакций, о том, как его получают в
газогенераторах в промышленности.
Ведущий.
А вы, ребятки, не сидите –
И что не так, мне подскажите.
А я наградой отдарю –
Жетончик свой вам подарю.
Ученики дополняют рассказ о строении СО, его
применении, подробно объясняют способ получения
этого оксида в газогенераторах, предупреждают,
что он – сильный яд. Ведущий дарит им синие
жетоны.
Углерод.
Ну ладно, братец, принимаю,
Входи, и будем вместе жить,
И пусть ребята пожелают
Нам этой дружбой дорожить.
Ведущий.
Не прошло секунд и пять –
Кто-то в дверь стучит опять.
Углерод с оксидом вместе
У двери успели встать.
(Подходит Оксид СО2.)
Слышат тихий шепоток
И знакомый нам вопрос:
«Чей тут в тереме басок
И нельзя ль к вам на часок?»
|
Схема газогенератора
для получения водяного газа
(СО + Н2)
|
Углерод.
Кто ты, милый, назовись
И подробно объяснись.
Оксид СО2.
СО2, друзья милые,
Называют все родные.
Получаюсь окисленьем,
И гниеньем, и броженьем.
Цвета вовсе не имею,
Развестись в воде сумею,
Тяжелее воздуха.
Испаряясь, в сухой лед превращаюсь.
С водой, основаньем, оксидом,
С металлом я химически справляюсь –
В результате я везде применяюсь.
Оксид СО2 рассказывает о химических
свойствах оксида углерода(IV), записывая
уравнения химических реакций.
Ведущий.
Вы, ребята, не проспите –
Что не так, мне подскажите.
А я наградой отдарю –
И жетончик подарю.
Учащиеся дополняют рассказ о строении молекулы
СО2, получении углекислого газа, его
применении, а ведущий дарит им желтые жетоны.
Углерод.
Ну ладно, братец, принимаем,
Входи, и будем вместе жить.
И пусть все дружно пожелают
Добра, богатства нам нажить.
Ведущий.
Не прошло секунд и пять –
Кто-то вновь стучит опять.
И знакомый нам вопрос:
«Кто тут в тереме живет?»
Братья вместе улыбнулись,
Быстро к двери все вернулись
И спросили осторожно,
Вдруг заслышав голос нежный:
«Кто ты, милая, скажи
И подробно объясни».
Угольная кислота.
Я Угольною кислотою называюсь,
Очень просто получаюсь.
Смешать с водою СО2 –
И получилась я тогда.
В свободном виде не встречаюсь,
Поскольку быстро распадаюсь,
Имею свойства всех кислот
И специфических чуть-чуть.
Одно лишь место в примененье –
В напитках пьют без промедленья.
Угольная кислота рассказывает о химических
свойствах Н2СО3, записывая уравнения
химических реакций.
|
Основные области применения
углекислого газа
|
Ведущий.
Ну что, ребята, вы молчите?
Что тут не так, вы говорите.
А я наградой отдарю –
И жетончик подарю.
Ученики дополняют рассказ о строении молекулы H2CO3,
получении угольной кислоты, а ведущий дарит им
черные жетоны.
Углерод.
Ну что ж, иди и ты сюда,
Отныне будешь нам сестра.
Мы будем жить все в терему,
Не будет скучно никому.
Ведущий.
В тот же миг к ним постучались
Да про себя все рассказали.
Соли.
Соли мы, друзья, свои.
Карбонатами называют.
Получить нас так нетрудно,
Как и соли все вокруг.
В твердом виде мы появляемся,
В воде практически не растворяемся,
С кислыми солями уживаемся,
Гидрокарбонатами которые называются.
Они еще в воде хорошо растворяются,
Близкими друзьями у нас считаются.
Имеем свойства всех солей,
А специфических – скорей
Лишь с кислотой вскипанье происходит,
Еще гидролиз к щелочной среде приводит.
Соли рассказывают о химических свойствах
карбонатов и гидрокарбонатов, записывая
уравнения химических реакций.
Ведущий.
А ну, ребятушки, не спите –
Что не так, мне подскажите.
А я наградой отдарю –
И жетончик подарю.
Учащиеся дополняют рассказ о карбонатах,
гидрокарбонатах, их получении, применении,
растворении в воде, а ведущий дарит им фиолетовые
жетоны.
|
Основные области применения углерода
|
Углерод.
Друзья, садимся все в кружок
И скажем, кто главнее:
Кого попроще получать
И кто из нас нужнее.
Вот я хоть с виду и урод,
Но послушайте значенье
И мое вы примененье.
Из меня готовят, братцы,
Сахар, краску, спирт, бензин,
Карбид кальция, резину, адсорбент…
Я в медицине и везде незаменим.
А искусственные алмазы
Разбираются все сразу.
До чего же хороши,
Их поносишь от души.
Демонстрация веществ, содержащих углерод.
Оксид СО.
Я похвастаюсь лишь тем:
Топливом служу я всем.
В синтез я порой вступаю –
Вещества из меня получают.
Демонстрация схемы производства СО.
Оксид СО2.
Тушат мною все пожары.
Водицу с газом получают.
Сахар, соду и лекарства
Вмиг со мною получают.
А еще вдобавок, други,
«Сухой лед» во всей округе
Понаделали из меня,
Чтоб кататься на коньках.
Демонстрация приготовления газированной воды.
Угольная кислота.
Про меня нет важных слов:
Я гожусь лишь для напитков.
Соли.
В применении мы сходны с СО2 –
Получают с нами соду для стекла,
Порошок, а также мыло,
Чтоб у всех все чисто было.
Демонстрация соды, стекла, мыла, стирального
порошка.
Ведущий.
Милые мои друзья!
Поздравляю всех я от себя.
Каждый из вас по-своему хорош:
Для людей, для дела всем пригож.
А теперь, ребята, не грустите
И задачки разрешите.
Ну же, смело налетай
И заданья получай.
Ведущий раздает карточки с заданиями. Ученики
составляют чайнворды или кроссворды по
указанной теме.
В заключение жюри подводит итоги, проверяет
правильность написания уравнений химических
реакций, подсчитывает число жетонов у
школьников, дополнивших рассказы о химических
свойствах углерода и его соединений, оценивает
выступления и дополнения.
Учитель благодарит участников сценки, хвалит
отличившихся, указывает на недостатки,
недоработки, объявляет выставленные оценки.
Г.Л.КАРИНА,
учитель химии
октябрьской средней школы № 1
(п. Октябрьский, Пермская обл.)
|