В ПОМОЩЬ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
Из опыта
работы |
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ
ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Со мной рядом живет замечательная
учительница химии Августа Александровна Ослина.
Она более 30 лет ведет химию в школе № 14 г.
Тобольска. В сборнике лучших докладов учителей
города за 2002 г. я увидела и ее выступление. Мне
очень нравится ее учительский почерк.
Н.С.КРЮКОВА,
учитель истории и краеведения
школы № 1
(г. Тобольск)
Снижение интереса подростка к естествознанию
вообще и к химии в частности – проблема
школьного образования, общая для всех учителей, и
не только учителей нашей страны, но и зарубежных.
«Трудная», «невыносимая», «опасная», «ненужная»,
«скучная» – вот так характеризуют школьники наш
предмет. Это стало очень заметно в последние
два-три года. Престиж образования упал до
критического предела, а химия – наука серьезная,
ею невозможно заниматься кое-как, совмещать,
например, с продажей мороженого. На моем отрезке
времени работы учителем программа по химии
перекраивалась уже много раз, и то, что мы имеем
сейчас, – не лучший вариант программы. По-моему,
даже возрастные особенности не учтены в этой
программе.
Программа начальной химии настолько насыщена,
что не остается времени для решения задач,
упражнений, консультаций. А ведь в 8-м классе
решается судьба предмета: быть ему любимым или
ненавидеть и его, и учителя, и кабинет, в котором
ученик и учитель говорят «на разных языках».
Поэтому перед собой ставлю задачу: раскрыть суть
этой науки, ее полезность, ее красоту, ее
необходимость.
К первому в их жизни уроку химии я каждый год
готовлюсь очень тщательно. Они попадают в
кабинет, оформленный специально для первого
урока. Готовлю эффектные опыты, но говорю и о
трудностях, и об особенностях этого предмета.
Конечно, первый урок никого не оставит
равнодушным, но ведь более трудное – это
закрепить интерес, вызванный внешними эффектами.
А когда начинаются темы «Валентность»,
«Периодический закон» или другая теория – вот
здесь творчество учителя, его мастерство должно
проявляться в большей степени.
Одним из сильных и верных способов поддержания
интереса к химии, на мой взгляд, является
создание эмоционального настроя. Я убеждена, что
без человеческих эмоций никогда не было, нет и
быть не может искания истины. Вот тут мне
помогает художественное слово, живопись,
пословицы и загадки. Особенно я ценю те уроки, где
могу создать эмоциональный настрой в самом
начале урока. Тогда я не объявляю тему урока, а
подвожу к ней через это начало.
Например, приступая к изучению темы «Вода», я
читаю стихи. Это служит эпиграфом ко всей теме. А
ребята получают задание оформить альбомы с
загадками, пословицами, поговорками, с
высказываниями великих людей о воде, с подборкой
стихов. Идет целая исследовательская работа с
газетами, журналами, книгами.
Материалы, подготовленные учащимися, прозвучат
на конференции «Вода – самое необыкновенное
вещество в мире». Эта конференция проходит как
большой химический праздник, куда
восьмиклассники приглашают ребят 6–7-х классов и
старших, девятиклассников.
Вообще, связи с художественной литературой я
придаю большое значение. В результате
усиливается общекультурная направленность в
обучении естественно-математическим
дисциплинам, особенно химии. Таким путем
осуществляется гуманитаризация обучения.
«Наведение мостов» между химией и литературой
полезно по ряду причин. Использование отрывков
из художественных произведений на уроках
способствует поддержанию у учащихся интереса,
оживляет урок, привлекает внимание, помогает
увидеть химические явления в окружающей жизни.
Образная яркая речь художественного
произведения повышает эмоциональность
восприятия, содействует эстетическому
воспитанию учащихся. Произведения
художественной литературы, совершенствуя
образное мышление, оказывают благотворное
влияние на развитие их воображения, способность
высказывать оригинальные идеи, т.е. воспитывают
те качества, которые необходимы для творчества.
Отечественный химик А.Е.Арбузов по этому поводу
сказал так: «Не могу представить себе химика,
незнакомого с высотами поэзии, с картинами,
живописью, с хорошей музыкой. Вряд ли он создает
что-то значительное в своей области...» Методика
использования художественных произведений
может быть различной. Особенно полезно работать
с отрывками, в которых химическое явление дается
неточно. В этом случае ребята получают задание
найти неточности и объяснить их.
Незаменима роль художественного слова на
химических конференциях, вечерах. Я каждый год
провожу в 10-м классе краеведческую конференцию
«Нефть и газ Тюменской области» после изучения
темы «Природные источники углеводородов».
Ребята читают стихи, звучит музыка о
первопроходцах этого края, есть даже записи с
торжественных собраний того времени, с
разговорами у костра тех людей, которые принесли
славу нефтяному краю. Ни на минуту не теряют
ребята интереса к этой конференции, хотя длится
она 1,5–2 часа.
Последние годы в нашем методическом журнале
много внимания уделяется привлечению на уроки
химии юмористического содержания, связанного с
именами прославленных химиков. Рубрика «Улыбка
для учителя» поможет оживить урок, подключить
внимание. Но все это надо делать умело, тонко,
чтобы смешные подробности естественным образом
вплетались в канву урока.
В 8-м классе на протяжении всего года не пропадает
интерес к химии. Помогают и различного рода игры,
особенно если они имеют состязательный характер.
С самого начала года я разбиваю класс на три
команды. Они сами себе выбирают название, девиз.
На каком-нибудь этапе урока им приходится
мериться силами. Например, на разминке (я отвожу
3–5 мин каждый урок): кто правильнее даст ответ на
вопрос, кто не ошибется в названии, в чтении
формулы и т.д.
На самых первых шагах изучения химии учу ребят
работать с дополнительной литературой, даю
образцы сообщений, рефератов, докладов, знакомлю
с требованиями к этим видам работ, с отбором
материала. Эта работа очень сложная, кропотливая
и индивидуальная. Но в 10–11-м классах это время и
усилия окупаются.
|
Губернская классическая гимназия (конец XVIII в.) в
г. Тобольске.
Здесь прошли первые годы жизни композитора
А.А.Алябьева,
работал отец Д.И.Менделеева, учился сам Дмитрий
Иванович,
работал поэт-сказочник П.П.Ершов, часто бывали
декабристы
|
И вот заканчивается первый год
изучения химии. Почти ежегодно предлагаю анкеты:
выясняю интерес к предмету, любимые темы,
понравившиеся виды деятельности, степень
усвоения материала. Это дает возможность
прочитать между строчек свои ошибки,
недоработки, упущения. И все годы, пока я работаю,
меня не удовлетворяет следующее:
неприспособленность кабинета, дефицит реактивов
и оборудования, хроническая нехватка времени,
отсутствие необходимой литературы для
индивидуальной самостоятельной работы учащихся.
А.А.ОСЛИНА,
учитель химии школы № 14
(г. Тобольск)
|