Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №35/2004

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Убойная сила

Интеллектуальная игра

Желание ощутить себя взрослым, так свойственное подросткам стремление к самоутверждению сталкиваются порой с незнанием правильных форм поведения, ведут к разного рода неудачам, разочарованиям, а отсюда и к употреблению наркотических веществ.
Как подсчитали психологи, современный человек в течение года имеет столько контактов с другими людьми, а возможно, и такое же количество стрессов, как человек в начале века имел за всю свою жизнь. Нарастающий темп жизни – одна из причин наркозависимости подрастающего поколения, но не единственная.
Наркомания – одна из проблем, нависшая над современным обществом. И приятно, что общество это начало понимать и всерьез принимать. Более того, все активнее ищутся пути решения данной проблемы.
Не остаются в стороне и педагогические коллективы школ. Зная особенности современных подростков, я разработала интеллектуальную игру «Убойная сила».

Эта игра для учеников 7–9-х классов, однако форму игры можно использовать для школьников любого возраста. Играют три команды, число участников в команде определяется заранее, могут играть целыми классами. Для игры потребуется диск с дорожками (по типу детской игры «Попади в цель»), его вывешивают на доску. Диск разбит на четыре сектора, в каждом по девять вопросов, т.е. каждый сектор разделен на девять подсекторов. В творческом секторе девятый вопрос – «У» – удача. При выпадении этого сектора свое выступление за данную команду предлагают болельщики, а оценку за их выступление получает команда. Кроме того, надо приготовить картонные стрелы и кружочки разных цветов, песочные часы, карточки с заданиями и учетные листы для команд.
Каждая команда выбирает капитана. Во время игры капитан назначает отвечающих на вопросы и помощника, который фиксирует в учетном листе правильные ответы членов команды, версии и дополнения. Представитель команды метает стрелы и тем самым выбирает номер вопроса для обсуждения. Если дважды выпадает один и тот же номер сектора, то команда отвечает на следующий вопрос, двигаясь по часовой стрелке.

Диск с секторами
Диск с секторами

Игра – это общешкольный праздник, на котором могут присутствовать гости: родители, ученики других классов, учителя… За неделю до назначенной даты игры проводится 1-й этап (теоретический) – «Независимое расследование» – под девизом:

«Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет...
Для чего? Ищите свой ответ!»

Все изучают теоретический материал по проблеме, готовят творческие задания, в том числе и для подсектора «У».

Перечень вопросов для
предварительной подготовки

1. Определения понятий «наркотики», «наркотическое воздействие».
2. Классификация наркотических веществ.
3. Влияние наркотиков на организм.
4. «Социальное зло» наркотиков.
5. Использование наркотических веществ в разных сферах.
6. История открытия наркотических веществ.
7. Отражение проблемы наркотиков в произведениях искусства, литературы.
8. Борьба с курением и наркоманией в различных странах.
9. Предельно допустимые концентрации наркотических веществ для организма человека.
10. Оказание помощи пострадавшим, подвергнувшимся воздействию негативных привычек.

Во время игры на обсуждение вопроса дается одна минута. Если команда дает неправильный ответ, то право ответа переходит к другой команде и у нее появляется шанс заработать дополнительное очко. За правильный ответ команда получает одну стрелу, за дополнение – один кружок. Три кружка можно обменять на одну стрелу.
В конце игры подводятся итоги. Побеждает та команда, которая набрала больше стрел. Капитаны сдают листы учета. По их анализу можно отметить вопросы, которые вызвали затруднения, и в дальнейшей работе по данной проблеме найти возможность их решить.
Цель игры. Выработка сдержанности, самообладания, сильной воли и характера, стремления к совершенствованию и борьбе против негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи игры. Формирование потребности в труде, познании и творчестве.
Оформление зала. На стенах – плакаты с пословицами, поговорками об алкоголе, курении, наркотиках. На сцене – транспарант, на нем большими буквами написано название игры. В зале – удобно расставленные столы и стулья для команд, стенды с фотоматериалом о вреде и влиянии наркотических веществ на человека.

ХОД ИГРЫ

Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята. Отгадайте, пожалуйста, совсем короткую загадку, но в ней заложен глубокий смысл: что дороже всего на свете? Правильно, это – здоровье. Здоровье – самое главное наше богатство. Конечно, это звучит банально, но до тех пор, пока его не потеряешь. Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся.
Ведущий 2. Огромный вред здоровью приносят наркотические вещества. Наркомания – это болезненное влечение или пристрастие к наркотическим препаратам, вызывающим одурманивающее состояние. Наука установила, что это одно из наиболее опасных явлений, которое скажется на будущем человечества. В результате научных исследований установлено, что из 1000 детей с тяжелыми нарушениями психики у 471 были пьяницами отцы, у 84 – матери, у 65 – оба родителя. Страшные цифры.
Ведущий 1. Миллионы лет трудилась природа над созданием человека, одарив его «серым веществом», которое позволяет мыслить. Наш мозг – это наше богатство.
Ведущий 2. Давайте же силой своего разума, своими знаниями дадим отпор, нанесем удар по надвигающейся «чуме» – наркомании. Выразим свое «нет» алкоголю, курению, наркотикам. Приглашаю вас к участию в игре.
Ведущие представляют команды, приглашают капитанов для жеребьевки (определяется команда, которая начинает игру), знакомят с помощниками, которые выдают стрелы и кружочки, объясняют правила игры; ведущие руководят игрой, предоставляя возможность выступать игрокам каждой команды, в конце игры подводят итог.

ВОПРОСЫ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ

1. Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее трезвого?

(Ответ. Алкоголь расширяет кровеносные сосуды и увеличивает теплоотдачу.)

2. Какие изменения возникают в организме человека под влиянием алкоголя?

(Ответ. Снижение внимания и работоспособности, ослабление слуха, зрения, воли и рефлексов, гастрит и язва желудка, цирроз печени, заболевание нервной и выделительной систем.)

3. Опровергните утверждение:

«Пиво не пьянство, а наслаждение.
Пиво нам служит средством общения».

(Ответ. Пиво – алкогольный напиток. Как и спирт, первоначально приводит в возбуждение нервную систему, а в дальнейшем – к одурманивающему состоянию. Чтобы его испытывать, требуется с каждым разом все большая доза, иначе человек испытывает угнетенное состояние.)

4. Приведите факты пагубного влияния наркотического «дурмана» на социальную среду (не менее десяти).

(Ответ. Ссоры, скандалы, разводы, самоубийства, изнасилования, избиение детей, нарушение санитарно-гигиенических правил в общественных местах, пожары, взрывы по вине лиц в состоянии наркотического опьянения, передача инфекционных болезней.)

5. Как в законах разных стран отражена проблема борьбы с алкоголем, курением, наркотиками (не менее трех примеров)?

(Ответ. В Швейцарии ограничена розничная продажа спиртного. В Ливии, Иране, Пакистане наказание за провоз, изготовление, продажу спиртного – до 100 ударов плетью. В России предприятия, продающие водку лицам до 21 года, лишаются лицензии. В Нью-Йорке (США) штраф до 1000 долларов ждет того, кто закурит в ресторане или кафе. В Италии курильщика в общественных местах оштрафуют на 125 долларов. В Дании пачка сигарет стоит 5 долларов. В США некурящие сотрудники получают надбавку к зарплате.)

6. Какова средняя смертельная доза алкоголя для взрослого человека?

(Ответ. 7 г на 1 кг массы: при 70 кг – 500 г чистого спирта, 4 л 12-градусного напитка, 1 л 48-градусной водки.)

7. Какие вещества содержатся в табачном дыме?

(Ответ. Никотин, сажа, углекислый газ, угарный газ, муравьиная кислота, уксусная кислота, аммиак, мышьяк, синильная кислота, формальдегид, сероводород, ацетилен.)

8. Какое воздействие на организм оказывает никотин?

(Ответ. Вызывает сужение и спазмы сосудов мозга, сердца, приводит к стенокардии, гипертонии, язве желудка, развитию атеросклероза, снижает аппетит, ухудшает зрение, отрицательно влияет на половую систему.)

9. Снижают ли фильтры токсичность табачного дыма?

(Ответ. Лишь на 8–12%, что практически не уменьшает отрицательного воздействия курения; наличие мундштука почти не влияет на состав табачного дыма.)

ВОПРОСЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ

1. С какого года Всемирная организация здравоохранения рекомендовала все фармацевтические препараты, содержащие наркотики, отпускать в аптеках по рецепту врачей, регламентировать их продажу?

(Ответ. С 1961 г.)

2. Назовите первое наркотическое вещество, выделенное в чистом виде.

(Ответ. Морфин.)

3. Когда и где было изобретено пиво?

(Ответ. В Древней Месопотамии. Булочники заметили, что в тепле мокрое хлебное зерно начинает бродить и получается хлебное зелье.)

4. По расчетам ученых, доля алкоголиков среди населения бывшего СССР достигнет к 2005 г. 65%. Как это отражается на средней продолжительности жизни мужчин?

(Ответ. Средняя продолжительность жизни мужчин снижается с 65 до 55 лет.)

5. У человека под влиянием алкоголя развивается состояние опьянения. Различают исторически сложившиеся и медицински обоснованные три степени опьянения. Дайте им характеристику.

(Ответ. 1-я – легкая: беззаботность, беспечность, приятные мысли начинают преобладать над неприятными, невозможность критически оценивать свое поведение; 2-я – средней степени: громкая, частая, неразборчивая речь, склонность к бестактным шуткам, стремление вмешиваться не в свое дело, раздражение, угнетение, грубость, обидчивость, легкий переход от грубых слов к физическому насилию, сильное нарушение координации движения; 3-я – тяжелая: особая бессмысленность и нелепость поведения, немотивированная агрессивность, глубокий сон, при котором человек не реагирует ни на какие раздражители, ничего не помнит.)

6. С давних пор бытует мнение, что употребление алкоголя улучшает аппетит. Как медицина отвечает на этот вопрос?

(Ответ. Это мнение ложное, благодаря ему формируется болезненное пристрастие к алкоголю.)

7. Когда в Европе узнали о курении?

(Ответ. После открытия Америки: в конце XV в. Христофор Колумб впервые увидел курящих индейцев.)

8. В какие исторические времена пьянство в России особенно начало расти? С чем это связано?

(Ответ. Пьянство в России особенно начало расти с развитием капиталистического строя, что было связано с миграцией сельского населения в город, куда они привносили свои традиции потребления алкоголя.)

9. В какое время в России особенно жестокой была политика против пьянства?

(Ответ. Во время правления М.С.Горбачева. В ходе горбачевской антиалкогольной кампании средняя продолжительность жизни россиян увеличилась на два года.)

ВОПРОСЫ В ПРАКТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ

1. Записать последствия (не менее десяти), которые ожидают в конечном итоге наркоманов.

(Ответ. Раздражительность, агрессия, депрессия, галлюцинации, потеря аппетита, потеря веса, психозы, бессонница, тошнота, рвота.)

2. Записать названия наркотических веществ (не менее десяти.)

(Ответ. Морфин, спирт, героин, кодеин, марихуана, гашиш, анаша, кокаин, эфедрин, кофеин, теобромин, никотин.)

3. Назовите твердое вещество, фиксирующее на своей поверхности ядовитые вещества, используемое в домашней аптечке.

(Ответ. Активированный уголь.)

4. Как называют наркомана, делающего инъекцию морфина?

(Ответ. Морфинист.)

5. Этиловый спирт используют для приготовления многих лекарственных препаратов, экстрактов, настоек. Но почему же его прозвали «чумой» XX века?

(Ответ. Он вызывает патологию внутренних органов, приводит к белой горячке.)

6. Гиподинамия – малоподвижный образ жизни, при котором наступает ожирение, леность. Как этого избежать?

(Ответ. Заниматься спортом, физическим трудом, зарядкой по утрам, делать физкультминутки, ходить в походы, играть в подвижные игры, ездить на велосипеде, плавать.)

7. Сколько часов в неделю следует заниматься физическими упражнениями?

(Ответ. Не менее 13–15 ч в неделю.)

8. Во сколько раз следовало бы разбавить чистым воздухом табачный дым, чтобы он был нетоксичен?

(Ответ. Суммарный показатель токсичности табачного дыма составляет 384 000 единиц ПДК. Во столько раз следовало бы разбавить табачный дым чистым воздухом.)

9. Какие средние дозы алкоголя смертельны для детей и подростков?

(Ответ. Для детей – 3 г на 1 кг массы тела (80–100 мл водки), для подростков –
4–5 г на 1 кг массы тела (0,25–0,5 л водки).)

ВОПРОСЫ В ТВОРЧЕСКОМ СЕКТОРЕ

1. Назвать пословицы и поговорки на тему «Алкоголь, курение, наркотики».

(Ответ.
«За чужое здоровье выпиваешь – свое пропиваешь».
«Водка – растрата, горька за нее расплата».
«Он ее пил за здоровье, она пила его здоровье».
«В молодости – бутылки и кабаки, в старости – травы и врачи».
«Счастлив тот, кто без порока живет».
«Вино с разумом не ладит».)

2. Представить стенгазету на тему игры.

3. Представить антирекламу на алкоголь, курение, наркотики, токсичные вещества.

4. Представить рисованный мультфильм на тему игры.

5. Представить рекламу на тему «“Да” – здоровому образу жизни!».

6. Исполнить песни, отдельные куплеты, в которых пропагандируется здоровый образ жизни (о еде, спорте, физкультуре и др.).

7. Подобрать загадки на тему игры.

8. Сочинить кроссворд на тему игры.

9. Представить свод законов под девизом
«“Нет” – алкоголизму, курению, наркотикам!».

Примечание. Творческие задания (по два для каждой группы) распределяются заранее – за неделю до игры. При выпадении данного сектора команда представляет их. Одно творческое задание выбирают болельщики и в случае выпадения сектора «У» представляют это задание.

Ведущий 1. Вот закончилась наша игра. Самую мощную убойную силу наркотическим веществам нанесла команда… Всем спасибо. Вы смогли сегодня доказать, что наркотики – «опиум», «чума» нашего века, что можно и нужно жить без них. Им есть взамен очень эффективные средства. Ученые подсчитали: чтобы жить на свете долго-долго, в день надо улыбаться минимум 17 минут. Одна минута смеха полезней, чем килограмм орехов.
Ведущий 2. Мне хочется вам пожелать, чтобы в жизни у вас было больше радостей, счастливых моментов и хорошее настроение не покидало бы вас никогда (повторяет девиз этапа «Независимое расследование»).

С.Н.ШЕСТЕРИКОВА,
учитель химии
Октябрьской средней школы
(пос. Октябрьский, Ярославская обл.)

Рейтинг@Mail.ru