Новые книги
Зеленин К.Н., Ноздрачев
А.Д., Поляков Е.Л.
Нобелевские премии по химии за 100 лет.
СПб.: Гуманистика, 2003, 872 с.
Последние
годы много и многие говорят о необходимости
гуманитаризации учебных предметов. Однако
издательства мало что реально предлагают в этом
плане. Школьный учитель, по сути, остается
предоставлен самому себе в решении этой важной
проблемы.
Авторский коллектив ученых-естествоиспытателей
из Санкт-Петербурга разработал и осуществил
уникальный для российского образования проект.
Это фактически энциклопедия нобелевского
движения по химии (возникновение и развитие
химической мысли человечества последнего
столетия). «Изобретения повышают уровень жизни,
которая становится прекрасной благодаря
искусству» – вот девиз, достойный для
национальной идеи гуманитаризации школы. Кстати,
этот девиз начертан на оборотной стороне
нобелевских медалей. Ведь гуманитарные ценности
в жизни цивилизованных народов приобретают все
большее значение, не правда ли?
Авторы провели аналитическое обобщение первой
нобелевской эры, программа которой выступает в
качестве единого целого, некоей популяции
(нобелевской, естественно) величайших умов нашей
цивилизации. В книге на многочисленных примерах
удалось раскрыть такие важные и существенные
традиции науки, как гуманистические цели
химических исследований и гуманистическую
трактовку их результатов. Чтобы следовать
этим традициям, ученые привлекают
многочисленные сведения из сопредельных с
химией научных областей, применяют системный
подход. Разве не прекрасно, что теперь учитель
химии может повести со своими учениками
конкретный разговор на такие важные темы?
Не лишним будет отметить, что в книге ярко
показана и деятельность российских химиков,
прежде всего академика Н.Н.Зинина, которые
сыграли существенную роль в образовательной
подготовке Альфреда Нобеля. Причем глава
«Альфред Нобель как химик-технолог» (с. 11–45)
насыщена уникальными фактами и создана в таком
изумительном языковом стиле, что достойна
внимательнейшего прочтения и изучения как
самодостаточное произведение.
94 статьи о нобелевских лауреатах по химии (1901–2002)
построены динамично и очень удачно методически:
формулировка Нобелевского комитета – сущность
открытия – предыстория открытия – история
открытия – значение для человечества –
биография лауреата – библиография важнейших
работ лауреата и о лауреате. Очерки украшены
многочисленными фотоматериалами, изображениями
почтовых миниатюр и иногда дружескими шаржами на
лауреатов. В отдельном разделе приводятся такие
сведения о лауреатах, как их гражданство, возраст
на момент присуждения премии, образование, место
работы. Показана роль научных школ в становлении
этих ученых.
В особом разделе – «Нобелевская химическая
популяция» – представлены малоизвестные
широкому кругу читателей сведения о всех
номинантах (кандидатах в лауреаты) на премии с 1901
по 1950 г. включительно и о номинаторах этих
кандидатов.
А кто такие номинаторы и как определяется
победитель из большого числа претендентов,
читатель узнает из главы «Механизм работы
Нобелевского комитета по химии» (с. 46–61). Здесь же
поясняется ситуация с российскими номинантами
на Нобелевскую премию: Д.И.Менделеевым,
М.С.Цветом, П.И.Вальденом, В.Н.Ипатьевым,
А.Е.Арбузовым и др.
Первые сто лет Нобелевских премий, безусловно,
дают представление и об общих тенденциях
развития современной химической науки, помогают
осуществлять системный анализ истории мировой
химии за ХХ в. В главе «Сто лет Нобелевским
премиям по химии» авторы классифицируют и
характеризуют направления, оцененные
Нобелевскими премиями по химии – науке, которая
находится в центре естествознания (физика, химия
и биология).
Завершается книга-энциклопедия именным (на
русском и иностранных языках) и предметным
указателями.
Этот капитальный и прекрасно изданный труд
украсит библиотеку любого учебного заведения (а
личную и подавно). Книгу-энциклопедию можно
читать не останавливаясь, на одном дыхании.
Хотите попробовать? Ищите в интернете по адресу: www.humanistica.ru, ибо тираж книги
ограничен.
С.В.ТЕЛЕШОВ
|