Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №35/2004

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Из опыта работы

Интегральная технология

Разработка уроков химии

С 1995 г. мы в школе работаем по «интегральной технологии» В.Гузеева. За эти годы убедились в том, что применение этой технологии повышает самостоятельность и ответственность учащихся, а учителю позволяет дифференцировать работу с учащимися, дойти до каждого ученика и способствует качественному усвоению учебного материала. Каждая тема разрабатывается в виде типового блока уроков.
УРОК 1 – ВП – вводное повторение.
УРОК 2 – ИНМ(o) – изучение нового материала (основной объем – лекция).
УРОК 3 – ТМ – тренинг-минимум. Выполнение заданий минимального уровня сложности. Доведение процедуры решения шаблонных задач до автоматизма.
УРОК 4 – ИНМ(д) – изучение нового материала (дополнительный объем). Классический семинар. Учащиеся выступают с докладами.
УРОК 5 – РДО – развивающее дифференцированное обучение. Семинар-практикум. Работа в группах. На этом уроке необходимо реализовать схему развития для каждого ученика.
УРОК 6 – ОП – обобщающее повторение (урок-консультация). На этом уроке проводится индивидуальная работа. Учащиеся могут задать учителю любые вопросы, касающиеся домашнего задания.
УРОК 7 – контрольная работа трех уровней сложности. Особенность этой контрольной работы в том, что она состоит из трех частей: минимальный уровень, 1-й уровень (общий) и 2-й уровень (продвинутый). Слова «общий» и «продвинутый» до сведения учащихся не доводятся. Правила для учащихся жесткие: задания выполняются по порядку – от первого до последнего. Проверяется контрольная до первой ошибки. Если ошибка на минимальном уровне, ученик получает оценку «2», ошибка на 1-м уровне – соответственно «3», и, если ошибка на
2-м уровне – оценку «4». Оценка выставляется в углу контрольной работы. Ошибки не исправляются и не подчеркиваются.
УРОК 8 – урок-коррекция. На этом уроке проводится работа над ошибками. Ученики могут объединяться в группы и искать ошибки сообща. Эта деятельность для ученика полезнее, чем следование учительским исправлениям. Ученики, получившие оценку «5», могут решать нестандартные задачи.
То, что контрольная работа проверяется до первой ошибки, очень дисциплинирует учащихся и вырабатывает внимательность. В действительности вся работа каждого ученика досконально проверяется, поскольку цель ее – получение информации учителем об успешности блока уроков.
На первом уроке типового блока дается домашнее задание на всю тему, которое вывешивается в кабинете. Структура домашнего задания та же, что и у контрольной работы: три задания минимального уровня, два задания 1-го уровня и одно задание 2-го уровня. Каждый ученик имеет право выполнять любую часть или не выполнять ничего, что исключает списывание. Отдельным ученикам могут быть даны особые задания.
Приведенный выше блок уроков – подвижный. Учитель может переставить модули по своему усмотрению, увеличить количество уроков на любой из этих модулей, включить уроки практических работ и т.д. В интегральной технологии мы встретились с новой формой уроков – семинар-практикум.
Организационная схема семинара-практикума меняется от урока к уроку, изменяется состав групп в зависимости от результатов предшествующих уроков и успешности продвижения каждого ученика. Результаты контроля заносятся в специальную таблицу, где указаны три уровня усвоения.
Это помогает вести индивидуальную работу.

Список класса Минимальный уровень 1-й уровень 2-й уровень
1. ...
2. ...
3. ...
и т. д.
+
+
+
+
+
+

Разрабатывая блок уроков по конкретной теме, можно больше внимания уделить отработке тех или иных навыков (решению задач, написанию уравнений химических реакций, отработке экспериментальных умений и др.).
Приводим два блока уроков для 9-го класса.

Тема «Подгруппа кислорода» (9 ч)

В этом блоке основное внимание уделяем написанию ионных уравнений и уравнений окислительно-восстановительных реакций.
УРОК 1 (ВП). Рассматриваем положение серы и кислорода в таблице Д.И.Менделеева, повторяем определение степени окисления элементов, закрепляем умение составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций на примере серы. На этом уроке выставляется большое количество оценок, т.к. материал известен учащимся.
УРОК 2 (ИНМ(о)). Урок-лекция включает вопросы: аллотропия кислорода и серы, физические и химические свойства серной кислоты.
УРОК 3 (ТМ). В этот урок включаем лабораторную работу «Распознавание сульфат-ионов в растворе».
УРОК 4 (ТМ). Практическая работа «Решение экспериментальных задач». На этом уроке идет отработка навыка записывать ионные уравнения и уравнения окислительно-восстановительных реакций. Все получают оценки.

Урок тренинг-минимум (ТМ) включает лабораторную работу
Урок тренинг-минимум (ТМ)
включает лабораторную работу

УРОК 5 (ИНМ(д)). Классический семинар. Ребята выступают с докладами «Особые свойства серной кислоты», «Соли серной кислоты», «Применение серной кислоты». Все получают оценки.
УРОК 6 (РДО). Семинар-практикум. Ученики работают в группах.

Пример задания для группы.

1. H2SO4 + ... BaSO4 + ... .

Для этой реакции написать молекулярное и сокращенное ионное уравнения.

2. H2SO4 (конц.) + Zn ... .

Разобрать это уравнение с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.

3. Задача. Сколько соли образуется при сливании растворов, один из которых содержит 10 г серной кислоты, а другой – 10 г гидроксида натрия?

В каждой группе свое задание. Группы формируются так, чтобы в каждой группе были слабые и сильные ученики. На этом уроке много оценок, но они не всегда объективные, и это учитывается в дальнейшем. На этом семинаре-практикуме решаются задачи 1-го уровня сложности.

УРОК 7 (ОП). Урок-консультация. На этом уроке проводится индивидуальная работа. Группы формируются отдельно из слабых и сильных учеников. С самыми слабыми учитель занимается сам. Сильные ученики работают самостоятельно, решая задачи 2-го уровня сложности.
Примеры задач для сильных учеников
1. Технический сульфид железа(II) содержит несульфидные примеси, массовая доля которых равна 4%. Рассчитайте объем сероводорода, приведенный к нормальным условиям, который образуется при действии серной кислоты на технический сульфид железа массой 44 г.
2. Через раствор сульфата меди пропустили сероводород объемом 2,8 л (н.у.), при этом образовался осадок массой 11,4 г. Рассчитайте массовую долю выхода малорастворимого продукта реакции.
3. Оксид серы(VI) массой 12 г растворили в воде массой 148 г. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в полученном растворе.
УРОК 8. Контрольная работа трех уровней сложности. Структура контрольной работы: первое задание – минимальный уровень на оценку «3», второе задание – 1-й уровень на оценку «4», третье задание – 2-й уровень на оценку «5». Проверяется контрольная работа, как было сказано выше, до первой ошибки.
Приводим два варианта контрольной работы.

Вариант 1

1. С какими из перечисленных веществ: Ag, P2O5, CuO, КОН, Al, Cu(ОН)2, Na2CO3,
BaCl2будет взаимодействовать раствор серной кислоты? Составьте, где необходимо, уравнения химических реакций в сокращенном ионном виде или уравнения электронного баланса.
2. Сколько соли получится при взаимодействии 2 моль меди с концентрированной серной кислотой?
3. В лаборатории имеется раствор с массовой долей серной кислоты 0,1. Какая масса этого раствора потребуется для растворения 1,8 г магния?

Вариант 2

1. С какими из перечисленных веществ: Fe, Cu, СO2, Al2О3, NaOH, Pb(OH)2, Ba(NO3)2,
CaCO3будет взаимодействовать раствор серной кислоты?
2. Какова масса соли, полученной при взаимодействии 2 моль концентрированной серной кислоты с избытком серебра?
3. К 50 мл раствора с массовой долей серной кислоты 12% (плотность 1,08 г/мл) добавили избыток раствора хлорида бария. Определите массу образовавшегося осадка.

На первых порах работа по этой технологии дает много отрицательных оценок, но у каждого ученика есть право переписать контрольную работу, это право он может использовать только один раз.

УРОК 9. Урок-коррекция. Работа над ошибками. Можно переписать контрольную работу. Как правило, большинство ребят находят свою ошибку и переписывают контрольную работу.

Тема «Подгруппа углерода» (9 ч)

Разрабатывая этот блок, основное внимание мы уделили отработке навыка решения задач.
УРОК 1 (ВП). На этом уроке рассматриваем положение углерода и кремния в таблице химических элементов Д.И.Менделеева и отрабатываем написание всех уравнений, которые встретятся в данной теме на уроке-лекции. Ребята получают много оценок, т.к. этот материал они должны знать.
УРОК 2 (ИНМ(о)). Урок-лекция включает вопросы: углерод и его соединения, кристаллические решетки алмаза и графита, адсорбция угля, получение оксида углерода(IV), взаимодействие его с водой и щелочью, восстановительные свойства углерода. На этом уроке ставятся только высокие оценки – поощрительные.
УРОК 3 (ТМ). Доведение процедуры решения шаблонных задач до автоматизма. Это задачи минимального уровня сложности – простые расчеты по уравнениям химических реакций.
Задачи минимального уровня.
1. Сколько граммов кристаллической соды Na2CO3•10H2О необходимо для нейтрализации 49 г серной кислоты?
2. Сколько граммов карбоната кальция необходимо для получения 1,12 л (н.у.) углекислого газа при действии на него кислоты?
3. Какой объем (н.у.) углекислого газа выделится при разложении 42 г гидрокарбоната натрия?
4. Какой объем (н.у.) углекислого газа выделится при действии кислоты на 42 г гидрокарбоната натрия?

Всего на урок подбираем не менее 15 задач. Решая эти задачи, ученики повторяют и теоретические вопросы данной темы. Оценки на этом уроке не ставятся, т.к. задачи легкие, и оценка может быть только «3». Если класс хорошо решает задачи минимального уровня, то на этом же уроке приступаем к задачам 1-го уровня сложности (общий уровень).

УРОК 4 (ИНМ(д)). Классический семинар. Тема «Кремний и его соединения. Силикатная отрасль промышленности». Учащиеся выступают с докладами. (Все докладчики получают, как правило, высокие оценки.)
УРОК 5 (РДО). Семинар-практикум. Работа в группах. В каждой группе есть сильные и слабые ученики. Решаются задачи 1-го уровня сложности.
Примеры задач
1. Сколько граммов углекислого газа должно выделиться при обжиге 500 кг известняка, содержащего 92% карбоната кальция?
2. 11,44 г кристаллического карбоната натрия образуют 4,24 г безводной соли. Вычислите число молекул воды в кристаллической соли.
3. Какая масса оксида кремния с массовой долей примеси 0,2 необходима для получения 6,1 кг силиката натрия?
4. Какой объем (н.у.) углекислого газа выделится при взаимодействии 1 моль оксида кремния и
80 г мела, содержащего 80% карбоната кальция?

Всего подбирается не менее восьми задач. Группы получают задания на карточках.

УРОК 6. Практическая работа «Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов». Все учащиеся получают оценки.
УРОК 7 (ОП). Урок-консультация. Групповая работа, но группы формируются по иному принципу – отдельно из слабых и сильных учеников – с тем, чтобы учитель смог поработать со слабыми учениками. Сильные учащиеся решают задачи 2-го уровня сложности.
Примеры задач для сильных учеников
1. Растение в солнечный день поглощает около 5 г углекислого газа на каждый квадратный метр своей листовой поверхности. Рассчитайте, сколько приблизительно граммов углерода накопит за день подсолнечник, листовая поверхность которого равна 1,8 м2.
2. При обжиге 100 г известняка получилось 40 г углекислого газа. Считая, что карбонат кальция разложился весь, найдите содержание (в %) в этом образце примесей.
3. При сжигании 16 мл смеси оксида углерода(II) с оксидом углерода(IV) в избытке кислорода общий объем смеси уменьшился на 2 мл (н.у.). Каково объемное содержание (в %) оксида углерода(IV) в этой смеси?
4. При горении угля в замкнутом объеме воздуха последний постепенно обогащается углекислым газом. Сколько кислорода (в %) будет в таком измененном по составу воздухе, когда содержание углекислого газа в нем достигнет 2,5% (по объему)?
УРОК 8. Контрольная работа трех уровней сложности. Структура контрольной работы: две задачи минимального уровня, по одной задаче 1-го и 2-го уровней. Принцип проверки контрольной работы описан выше (до первой ошибки).
Приводим один вариант.
1. Сколько литров (н.у.) углекислого газа получится при сжигании 48 г углерода?
2. Сколько карбоната кальция получится при пропускании 48 г углекислого газа через известковую воду?
3. Какой объем (н.у.) углекислого газа выделится при обжиге 100 кг известняка, содержащего 15% примеси?
4. 146 г смеси, состоящей из карбоната и гидрокарбоната натрия, сильно прокалили. Остаток после прокаливания весил 137 г. Выразите состав смеси в массовых долях.
Урок 9.
Урок-коррекция. Методика его описана выше.

* * *

Работая по интегральной технологии, мы получили более высокие результаты по сравнению с традиционной методикой. Эта технология позволяет следить за развитием каждого ученика. Большинство учащихся выходят на общий и продвинутый уровень, а неусвоение минимального уровня практически исключено.

Ю.А.КУДРЯВЦЕВА,
учитель химии
(п. Кутулик, Иркутская обл.)

Рейтинг@Mail.ru