Развитие
логического мышления
на уроках химии
Окончание. См. 30, 32/2004
2.3. Совершенствование логических
приемов
у учащихся 9–10 классов при изучении
окислительно-восстановительных реакций
Умения в составлении электронного баланса для
уравнений ОВР, приобретенные в 8-м классе,
совершенствуются в теме «Сера и ее соединения».
Здесь уже встречаются уравнения более сложного
уровня, например:
На этих и других примерах учащиеся продолжают
получать логическое подтверждение того, что
строение атома определяет его свойства. Так, атом
серы, имея шесть электронов на внешнем
энергетическом уровне, способен принимать еще
два электрона и проявлять при этом степень
окисления –2 ()
или отдавать либо два, либо четыре, либо шесть
электронов, проявляя при этом степень окисления
соответственно +2, +4, +6
Рассматривая окислительно-восстановительные
процессы, в примере а) учащиеся видят, что атом
серы со степенью окисления –2 переходит в
состояние со степенью окисления +4, отдавая шесть
электронов, а в примере б) атом серы в состоянии может только принимать
электроны. Таким способом учащиеся подводятся к
выводу о способности элементов с низшей степенью
окисления ее повышать, отдавая электроны, а с
высшей – ее понижать, принимая электроны.
Весь курс 9-го класса по химии элементов пронизан
вопросом участия их в
окислительно-восстановительных процессах.
Центральное место при этом занимает урок
«Закономерности окислительно-восстановительных
реакций», который проводится в теме «Подгруппа
азота» перед изучением азотной кислоты как
окислителя. На этом уроке после краткого
повторения определения ОВР ученики знакомятся с
закономерностями
окислительно-восстановительных процессов.
Первая закономерность –
связь окисления с восстановлением, равенство
числа отданных и принятых электронов в свете
понятий «окислитель», «окисление»,
«восстановитель», «восстановление».
Вторая закономерность –
протекание ОВР в сторону образования более
слабого окислителя или восстановителя из более
сильного. (Дается представление о ряде
окислительно-восстановительных потенциалов и
разбираются приемы его использования.)
Третья закономерность –
участие соединения в реакции с более сильным
окислителем или восстановителем, если их два.
Все закономерности разбираем на примерах по теме
«Азот и его соединения». Затем на следующем
уроке, используя знание учащимися
закономерностей ОВР, выясняем свойства молекулы
азотной кислоты, обусловленные наличием в ее
составе атома азота в высшей степени окисления.
Все новые умения закрепляются на
уроках-тренингах и проверяются на специально
проводимой по этой теме самостоятельной работе.
Таким образом, учащиеся, заканчивая изучение
неорганической химии, умеют рассматривать
окислительно-восстановительные процессы и могут
объяснять причины их протекания.
В органической химии при изучении различных
классов веществ стараемся рассматривать понятие
о cтепени окисления на конкретных примерах,
соблюдая известные с 8-го класса правила. Пример:
К этим записям учащиеся приходят после
рассуждения о полярности имеющихся в молекуле
связей и смещении электронной плотности к атомам
кислорода с учетом слабой полярности связей С–Н.
При составлении уравнений ОВР, протекающих с
участием органических веществ, в простейших
случаях можно применять понятие «степень
окисления». Приведем уравнения реакций, в
которых коэффициенты могут быть определены по
такому же правилу, что и для ОВР в неорганической
химии:
2.4. Повышение уровня логического
мышления
у старшеклассников на заключительном этапе
обобщающего повторения
В 11-м классе, обобщая знания о классификации
химических реакций, напоминаем об одной из
классификаций по изменениям степеней окисления
атомов, входящих в состав взятых и полученных
веществ. На этом уроке суммируем все имеющиеся у
учащихся знания об ОВР, используя понятия
«электроотрицательность», «степень окисления»,
«окислитель», «окисление», «восстановитель»,
«восстановление», закономерности ОВР, правила
составления уравнений ОВР и нахождения
коэффициентов с помощью метода электронного
баланса.
Для класса с более высокой работоспособностью
можно дать представление об электронно-ионных
уравнениях при рассмотрении ОВР. Пример:
На этих уроках напоминаем также, что в периодах
с увеличением порядкового номера элемента
восстановительные свойства простых веществ
понижаются, а окислительные повышаются.
Например, во втором периоде самый активный
восстановитель – литий, а самый активный
окислитель – фтор (это связано с числом
электронов на внешнем энергетическом уровне
атома и его радиусом).
У элементов главных подгрупп с увеличением
порядкового номера усиливаются
восстановительные свойства и ослабевают
окислительные (это связано с увеличением радиуса
атома). Лучшие восстановители – щелочные металлы
(Fr, Сs), лучшие окислители – галогены (F, Сl).
Неметаллы в отличие от металлов могут быть
окислителями и восстановителями. Примером
служит сера:
Вместе с учащимися отмечаем, что окислительные
и восстановительные свойства сложного вещества
зависят от степени окисления атома входящего в
него элемента. Например, в HNO3 атом азота
проявляет с.о. = +5, это высшая его степень
окисления. Значит, он может только принимать
электроны, понижая при этом свою степень
окисления. Поэтому азотная кислота – сильный
окислитель.
В NН3 атом азота проявляет низшую с. о. = –3,
он может только отдавать электроны. Поэтому
аммиак – восстановитель.
После суммирования у учащихся всех знаний по ОВР
даем классификацию самих ОВР, часть которой им
уже известна.
1) Реакции межмолекулярного
окисления-восстановления.
Это такие реакции, в которых окислитель и
восстановитель находятся в разных веществах:
2) Реакции внутримолекулярного
окисления-восстановления.
Это такие реакции, в которых окислитель и
восстановитель находятся в одном и том же
веществе:
3) Реакции диспропорционирования.
Такие реакции сопровождаются
одновременным увеличением и уменьшением степени
окисления атомов одного и того же элемента. Это
возможно для веществ, содержащих атомы с
промежуточной степенью окисления:
Завершается изучение ОВР рассмотрением их роли
в природе и технике. Говорим о связи с ними
дыхания, обмена веществ, гниения, брожения,
фотосинтеза. Напоминаем о том, что с их помощью
получают ценные для народного хозяйства
вещества, и о том, что они лежат в основе
преобразования химической энергии в
электрическую.
Заключение. Знание логических
закономерностей
в химии – повышение эффективности обучения
Анализ программ и учебников и постановка
процесса обучения на более логический путь
показывают, что этот путь более эффективен. Ведь
для учителя важно не только знать свой предмет,
но и иметь возможность обучить как можно больше
учеников в классе. Для этого учителю необходимо
понимать цели и задачи обучения, владеть
методикой обучения, разбираться в вопросах
возрастной психологии школьников.
Сравнивая работу по измененной программе с
процессом обучения по программе, предложенной
Министерством образования и науки РФ, необходимо
отметить следующее:
1) материал, излагаемый по-новому, соответствует
логическим закономерностям, присутствующим в
химической науке;
2) материал доступен по сложности для учеников
8-го класса независимо от уровня их развития;
3) у школьников не возникает недоумения, т.к.
учебный материал излагается логично и
последовательно;
4) ответы учащихся становятся научно
обоснованными и правильно сформулированными;
5) развивается логическое мышление, что является
одной из целей обучения.
Для иллюстрации повышения эффективности
обучения возьмем для сравнения два восьмых
класса, примерно одинаковых по уровню развития: в
8-м «В» средней школы № 59 преподавание химии
велось по старой программе; на следующий учебный
год в 8-м «В» той же школы преподавание химии
велось по измененной программе. Далее в таблице
представлены (в %) результаты срезов и
контрольных работ.
Эти результаты позволяют сделать следующие
выводы:
1) новый, логично выстроенный порядок изучения
химии в 8-м классе дает возможность усвоить
материал абсолютному большинству учащихся
(результат приближается к 100%);
2) перестроенная программа перспективна и должна
быть широко использована.
Таблица
Программа |
Учащиеся,
получившие положительные оценки,
% от общего числа присутствовавших |
Срез № 1 |
Kонтрольная
работа |
Kонтрольная
работа |
Срез № 2 |
Старая |
77 |
89 |
76 |
82 |
Измененная |
100 |
92 |
93 |
94 |
Работа учителя по развитию логического
мышления учащихся не исчерпывается сказанным.
Изучение предмета дает возможность для
развития умений излагать мысли ясно,
последовательно и аргументированно.
ЛИТЕРАТУРА
Андриенко А.Л. Формирование понятий об
окислении-восстановлении в курсе неорганической
химии средней школы. В сб.: Вопросы преподавания
химии в средней школе. Ульяновск, 1975.
Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса
неорганической химии. Книга для учителя. М.:
Просвещение, 1991, с. 3–6.
Гневина Н.А. Привитие интереса школьников к
знаниям. Сборник методических материалов.
В 2 ч. Ч. 2. Астрахань, 1993, с. 128–132.
Зуева М.В. Совершенствование организации
учебной деятельности школьников на уроках химии.
М.: Просвещение, 1989, с. 5–12.
Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий в
обучении химии. М.: Просвещение, 1989, с. 17–25.
Кудрявцев А.А. Составление химических
уравнений. Учебное пособие для высших
технических учебных заведений. 6-е изд., перераб. и
доп. М.: Высшая школа, 1991, с. 75, 136.
Макареня А.А. Методология химии. Пособие для
учителя. М.: Просвещение, 1985, с. 42.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая
психология. М.: Просвещение, 1973, с. 213.
Радугин А.А. Психология и педагогика. М.:
Центр, 1997.
Г.Б.КОЛЬЦОВА,
учитель химии средней школы № 59
(г. Астрахань);
Т.К.АБДРАХМАНОВА,
доцент, канд. хим. наук;
Т.Н.ПРОХОРОВА,
доцент, канд. пед. наук,
Астраханский институт
усовершенствования учителей
|