Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №34/2004

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Электролитическая диссоциация

Урок «Реакции ионного обмена»

Цели урока.
· Углубление понятий «реакции обмена», «электролиты».
· Овладение умением составлять ионные уравнения реакций.
· Активизация познавательной деятельности учащихся в групповой работе по разрешению проблемной ситуации.
· Развитие навыков работы с химическими реактивами.

ХОД УРОКА

Повторение
Учитель напоминает учащимся тему, изучавшуюся на предыдущих уроках, и просит двоих учащихся составить уравнения диссоциации веществ:

В это время классу фронтально задаются вопросы.

?

1. Какие вещества называются электролитами?
2. Какие виды связей в молекулах электролитов?
3. Что показывает степень диссоциации?
4. Что представляют собой соли, кислоты, основания как электролиты?

Далее учитель вместе с классом анализирует работу учащихся у доски, акцентируя внимание на том, что Н2О и АgСl являются слабыми электролитами.

Создание проблемной ситуации

Вопросы учителя классу.
· Какие типы реакций вы знаете из курса химии для 8-го класса?
· Дайте определение реакциям обмена.
· Перечислите признаки протекания химических реакций.
На доске учитель пишет начала уравнений реакций:

Классу предлагается предсказать вещества, образующиеся в результате этих реакций.
Вызывается по одному ученику с каждого ряда для проведения реакций б), в), г). Реакцию а) учитель проводит сам.

В реакции а) нет признаков ее протекания.
В реакции б) наблюдается выпадение осадка.
В реакции в) наблюдается изменение цвета индикатора.
В реакции г) наблюдается выделение газа.

Проблема: почему реакция а) не имеет смысла и в каких случаях реакции обмена идут до конца?

Исследование проблемы

Класс делится на группы (по рядам). Учитель напоминает, что реакции проводились в растворе; сильные электролиты в растворах существуют в виде ионов, а слабые – в виде молекул.
Каждой группе предлагается составить уравнения реакций б), в), г) в ионном виде и попытаться выяснить, в чем заключается смысл каждой реакции.

Обмен информацией и ее обработка

К доске вызывается по одному представителю каждой группы. На доске пишутся полные и сокращенные (по подсказке учителя) ионные уравнения реакций б), в), г). Делается вывод об условиях протекания реакций обмена.
Вызывается следующий ученик, который поясняет с помощью ионного уравнения, почему не происходит реакция а).

Подведение итогов

Учитель с помощью всего класса формулирует понятие «реакция ионного обмена» и условия протекания таких реакций до конца. Учащиеся записывают в тетрадях эти формулировки, а также ионные уравнения реакций б), в), г).

Рефлексия. Закрепление знаний

Учитель и ученики оценивают свою работу на уроке. Если есть время на уроке (или в качестве домашней работы), учащимся предлагается выполнить задания из учебника, по которому ведутся занятия.

З.Г.ЗАХАРОВА
учитель химии НОУ ЭШЛ
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru