Проблемное обучение
|
Уровень | Kоличество
звеньев, сохраняемых за учителем |
Kоличество
звеньев, передаваемых ученику |
Что
делает учитель |
Что
делает ученик |
---|---|---|---|---|
0 | 3 | 0 | Ставит проблему, формулирует ее, решает проблему |
Запоминает решение проблемы |
1 | 2 | 1 | Ставит проблему, формулирует ее |
Решает проблему |
2 | 1 | 2 | Ставит проблему | Формулирует
проблему, решает проблему |
3 | 0 | 3 | Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство |
Осознает
проблему, формулирует ее, решает проблему |
Для реализации проблемной технологии необходимы:
отбор самых актуальных, сущностных задач;
определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
построение оптимальной системы проблемного обучения;
создание методических пособий;
подбор средств обучения;
личностный подход учителя, способный вызвать и направлять активную познавательную деятельность ученика.
Методические рекомендации к разработке и проведению проблемного урока
Назначение проблемного урока
· Приобретение ЗУН.
· Активизация и развитие мыслительных
действий (анализ, синтез, аналогии, сравнение,
обобщение и т. д.).
· Развитие креативности (творческого
начала).
· Выход на проектную, исследовательскую
деятельность.
Проблемный урок обязательно базируется на
проблемной ситуации, в основе которой может
лежать:
· несоответствие жизненного опыта
реальной (новой) ситуации, научным сведениям;
· несоответствие имеющихся знаний и
новых фактов;
· столкновение нескольких точек зрения,
проблема выбора;
· прогноз (развитие) событий, явлений,
предполагаемый результат;
· недостаток (недоступность)
информации.
Методы решения проблемной ситуации
· Исследовательский: индуктивное (от
частного к общему) и дедуктивное (от общего к
частному) исследование.
· Проектирование.
Средства решения проблемной ситуации (проблемы)
· Эксперимент.
· Работа с информацией (текстовой,
визуальной и др.).
· Наблюдение.
· Моделирование.
Формы работы учащихся
· Беседа (эвристическая, дискуссия,
диспут и т. д.).
· Лекция.
· Экскурсия.
· Лабораторный опыт.
· Теоретическая работа в группе.
Этапы урока
1. Мотивация. Создание проблемной ситуации.
2. Выдвижение гипотез и их запись на доске.
3. Исследование (теоретическое, практическое).
4. Обмен информацией (при работе в группах).
Представление работы.
5. Обработка информации (выделение значимой
информации, подтверждение или опровержение
высказанных ранее гипотез).
6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения
проблемы.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
ЛИТЕРАТУРА
Селевко Г.К. Педагогические технологии на
основе активизации и интенсификации
деятельности учащегося. М., 1998;
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001;
Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные
вопросы теории. М., 1975;
Крутецкий В.А. Основы педагогической
психологии. М., 1972.
(Разработано коллективом учителей НОУ ЭШЛ.)