РастворыОкончание. Начало см. в 33/2004 Конкурс головоломок. «Как их зовут?»Карточка для первой команды. Вставьте вместо черточек пропущенные буквы в словах и получатся названия хорошо вам известных растворов.
Карточка для второй команды. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились названия растворов.
Учитель. Молодцы, ребята! Вы славно потрудились и хорошо справились со всеми заданиями. А теперь давайте поиграем в игры. Игра «Лишний раствор»Задание для первой команды. Назовите «лишний» (выпадающий из ряда) раствор
из пяти предложенных. Почему вы считаете, что
именно он лишний? Что общего у четырех остальных
растворов? Игра «Недостающий раствор»Задание для второй команды. Какой из перечисленных ниже растворов (а–в) вы
поместили бы вместо знака вопроса в пункт 5?
Объясните, почему вы выбрали этот раствор. Почему
другие растворы не подходят? Игра «Крестики-нолики»Карточки для первой команды. а) На следующей таблице отметьте крестиками вещества, хорошо растворимые в воде, а ноликами – малорастворимые или нерастворимые.
Ответ.
б) На следующей таблице вычеркните крестиками вещества, которые относятся к аэрозолям, а ноликами отметьте прочие вещества.
Ответ.
Карточки для второй команды. а) Найдите выигрышный путь на следующей таблице, если он представлен веществами практически нерастворимыми в воде.
Ответ.
б) Найдите выигрышный путь на следующей таблице, если его составляют малорастворимые в воде вещества.
Ответ.
Учитель. Чтобы лучше запомнить названия растворов, решаем чайнворды. Конкурс «Чайнворды»Чайнворд «Восемь названий» для первой команды. Вспомните восемь названий растворов, оканчивающихся на «ный», и впишите их в клеточки чайнворда. 1. Раствор, в котором растворителем является вода. (Водный.) 2. Раствор, в котором растворителем служит не вода, а другая жидкость. (Неводный.) 3. Раствор, в котором частицы растворенного вещества имеют размеры, обычные для молекул (не превышают 1 нм = 1•10–9 м). (Истинный.) 4. Раствор, который содержит максимальное при данной температуре количество растворяемого вещества. (Насыщенный.) 5. Раствор, в котором размеры распределенных частиц промежуточные между присущими истинным растворам и взвесям и находятся в интервале от 1 до 100 нм. (Коллоидный.) 6. Раствор, который содержит меньше растворяемого вещества, чем насыщенный при данной температуре. (Ненасыщенный.) 7. Раствор, который содержит мало растворенного вещества. (Разбавленный.) 8. Раствор, содержащий много растворенного вещества. (Концентрированный.)
Чайнворд «Восемь названий» для второй команды. Впишите в каждую клетку чайнворда по одной букве, чтобы получились названия восьми растворов. Все названия имеют одинаковые три последние буквы. 1. Раствор, в 1 л которого содержится 1 моль растворенного вещества. (Молярный.) 2. Раствор с известным титром (концентрацией). (Титрованный.) 3. Раствор, обладающий физическими свойствами газа. (Газообразный.) 4. Раствор, в 1 л которого содержится 0,5 моль растворенного вещества. (Полумолярный.) 5. Раствор, в 1 л которого содержится 0,1 моль растворенного вещества. (Децимолярный.) 6. Раствор, в 1 л которого содержится 0,01 моль растворенного вещества. (Сантимолярный.) 7. Раствор, в 1 л которого содержится 0,001 моль растворенного вещества. (Миллимолярный.) 8. Раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в насыщенном растворе при тех же условиях. (Пересыщенный.) Конкурс «Кто лучше заполнит таблицу»Учитель. Сейчас мне хотелось бы увидеть, как вы заполните таблицы. Таблицу заполняет каждый участник команды индивидуально. По окончании отведенного времени все сдают листочки членам жюри, которые определяют общую сумму правильных ответов. Кроме того, каждый участник получает свою оценку за таблицу. Задание для первой команды. Используя данные о растворимости веществ, определите, какие из насыщенных растворов являются концентрированными, а какие – разбавленными, и поставьте в таблице буквы «К» и «Р».
* В скобках здесь и далее в таблицах приведены ответы, которые должны дать ученики.
Задание для второй команды. Впишите формулы перечисленных ниже солей в клетки таблицы в зависимости от цвета и типа солей: CuSO4, CuSO4•5H2O, NaCl, FeSO4•7H2O, Cu2CO3(OH)2, CaCl2, Na2CO3•10H2O.
Конкурс «Две снежинки» (для первой команды)У себя на рукаве пальто вы увидели две снежинки. Какая из них упала с большей высоты, а какая – с меньшей? (Чем сложнее форма снежинки, тем с
большей высоты Конкурс «Угадай!» (для второй команды)Что получается зимой, когда водяной пар быстро охлаждается? (Когда водяной пар быстро охлаждается, Конкурс «Насыщенный раствор»Задание для первой команды. Какой раствор из трех предложенных – насыщенный? Задание для второй команды. В трех стаканах – растворы: разбавленный, насыщенный и пересыщенный. В каждый стакан внесли по пять кристаллов соли. В 1-м стакане кристаллы растворились, во 2-м образовалась непрозрачная суспензия, в 3-м кристаллы, не изменяясь, осели на дно. Какой из исходных растворов был насыщенным? Конкурс «Химик-экспериментатор»К демонстрационному столу приглашаются два человека от каждой команды для выполнения практического задания. За ходом работы следит лаборант. Оценка за выполнение практического задания – 5 баллов. Остальные члены команд в это время проводят лабораторный опыт «Растворимость веществ в воде». Практическое задание для первой команды. Приготовить 200 г 2%-го раствора питьевой соды – лекарство для школьной аптечки. Практическое задание для второй команды. Приготовить раствор, используемый в быту: 1000 г 5%-го раствора поваренной соли для соления огурцов. Лабораторный опыт «Растворимость
веществ в воде»
Карточка для второй команды. В штатив поставьте две пробирки и в каждую налейте по 10 мл воды. Затем в 1-ю пробирку добавьте бензин, во 2-ю – нитрат аммония. Наблюдайте за растворимостью этих веществ. Выводы оформите в виде таблицы.
Учитель. Лабораторные работы сдайте на проверку членам жюри и выслушайте ответы учащихся по практическому заданию. Конкурс – домашнее задание «Расскажи сам»Учитель. Послушаем рассказы ребят,
подготовленные ими дома, о значении растворов и
кристаллов.
Чудо природы – кристаллыУченик первой команды. Само слово «кристалл» происходит от греч. – лед. Разнообразны формы кристаллов. Вот кубик из прозрачной каменной соли, галита – природного хлорида натрия. А рядом – кристалл берилла, похожий на шестигранный карандаш, только большой, толщиной в руку. Вот «карандашики» цвета морской волны, тоже бериллы, только они прозрачные и называются аквамаринами. Трехгранные призмы заманчивого дымчато-голубого цвета – природные топазы, а золотистые кубики – кристаллы пириты. Пластиночки прозрачной слюды мусковита и остроконечные глыбы кварца, «каменные розы» из минерала гематита и сросшиеся «щетки» столбчатых аметистов. Такой каменный «сад» вырастила природа.
Ученик второй команды. Очень быстро растут кристаллы из растворов. Например, из соляной воды озер и морей. Когда стоит жаркое лето, вода испаряется, концентрация соли становится все выше. Наконец раствор становится насыщенным. Теперь стоит ему чуть-чуть охладиться, как из него выпадут целые груды кристаллических солей. Почти так выглядит выделение поваренной соли из воды известнейших соляных озер России Эльтон и Баскунчак и глауберовой соли (мирабилита) из воды залива Кара-Богаз-Гол (в переводе с туркменского «Черная пасть») на Каспийском море. Озера и моря – настоящие природные лаборатории, где постоянно образуются новые порции кристаллических солей.
Подведение итогов. Оценивается деятельность каждого ученика, отмечаются самые интересные и содержательные ответы, поощряется командапобедительница. Учитель. Ребята, наш урок – смотр знаний подошел к концу. Скажите, как вы себя чувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Когда чувствовали себя комфортно? Какие чувства переживали? Какой вид работы был для вас интересен? В.А.БУДАРИНА,
|