Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №34/2004

Я ИДУ НА УРОК

Растворы

Окончание. Начало см. в 33/2004

Конкурс головоломок. «Как их зовут?»

Карточка для первой команды.

Вставьте вместо черточек пропущенные буквы в словах и получатся названия хорошо вам известных растворов.

к-нц-нтр-р-в-нн-- ,
п-р-с-щ-нн-- ,
р-зб-вл-нн-- ,
н-н-с-щ-нн-- ,
к-лл--дн-- ,
н-с-щ-нн-- ,
-ст-нн-- ,
м-лл-м-л-рн-- ,
с-нт-м-л-рн-- ,
д-ц-м-л-рн-- .

Карточка для второй команды.

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились названия растворов.

войнедын, дикийж, ярмонлый, донвый,
вертыйд, молярыйдвун, образногазный,
стонаящий, помолулярный, локолныйид.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы славно потрудились и хорошо справились со всеми заданиями. А теперь давайте поиграем в игры.

Игра «Лишний раствор»

Задание для первой команды.

Назовите «лишний» (выпадающий из ряда) раствор из пяти предложенных. Почему вы считаете, что именно он лишний? Что общего у четырех остальных растворов?
1) Сплав меди с цинком (латунь);
2) раствор йода в спирте (йодная настойка);
3) сплав меди с оловом (бронза);
4) сплав меди с никелем (мельхиор);
5) сплав алюминия с медью (дюралюминий).

Игра «Недостающий раствор»

Задание для второй команды.

Какой из перечисленных ниже растворов (а–в) вы поместили бы вместо знака вопроса в пункт 5? Объясните, почему вы выбрали этот раствор. Почему другие растворы не подходят?
1) Раствор кислорода в воде;
2) раствор серной кислоты в воде;
3) раствор сахара в воде;
4) раствор азотной кислоты в воде;
5) ?
    а) Углекислый газ в воздухе;
    б) раствор хлорида натрия в воде;
    в) сплав золота и серебра.

Игра «Крестики-нолики»

Карточки для первой команды.

а) На следующей таблице отметьте крестиками вещества, хорошо растворимые в воде, а ноликами – малорастворимые или нерастворимые.

Азот Стекло Хлороводород
Kислород Медный
купорос
Золото
Сахар Серебро Гипс

Ответ.

0 0 Х
0 Х 0
Х 0 0

б) На следующей таблице вычеркните крестиками вещества, которые относятся к аэрозолям, а ноликами отметьте прочие вещества.

Туман Майонез Суп
Молоко Смог Чай
Уличная
дорожная
грязь
Лосьон Изморозь

Ответ.

Х 0 0
0 Х 0
0 0 Х

Карточки для второй команды.

а) Найдите выигрышный путь на следующей таблице, если он представлен веществами практически нерастворимыми в воде.

Kарбонат свинца Нитрат бария Сульфат алюминия
Растительное масло Kарбонат натрия Угольная кислота
Фосфат железа(II) Фосфат калия Спирт

Ответ.

Х 0 0
Х 0 0
Х 0 0

б) Найдите выигрышный путь на следующей таблице, если его составляют малорастворимые в воде вещества.

Фосфат серебра Серная кислота Сульфат свинца
Сульфат магния Сульфат бария Фосфат магния
Фосфорная кислота Нитрат
калия
Сульфит цинка

Ответ.

0 0 Х
0 0 Х
0 0 Х

Учитель. Чтобы лучше запомнить названия растворов, решаем чайнворды.

Конкурс «Чайнворды»

Чайнворд «Восемь названий» для первой команды.

Вспомните восемь названий растворов, оканчивающихся на «ный», и впишите их в клеточки чайнворда.

1. Раствор, в котором растворителем является вода.

(Водный.)

2. Раствор, в котором растворителем служит не вода, а другая жидкость.

(Неводный.)

3. Раствор, в котором частицы растворенного вещества имеют размеры, обычные для молекул (не превышают 1 нм = 1•10–9 м).

(Истинный.)

4. Раствор, который содержит максимальное при данной температуре количество растворяемого вещества.

(Насыщенный.)

5. Раствор, в котором размеры распределенных частиц промежуточные между присущими истинным растворам и взвесям и находятся в интервале от 1 до 100 нм.

(Коллоидный.)

6. Раствор, который содержит меньше растворяемого вещества, чем насыщенный при данной температуре.

(Ненасыщенный.)

7. Раствор, который содержит мало растворенного вещества.

(Разбавленный.)

8. Раствор, содержащий много растворенного вещества.

(Концентрированный.)

 

Чайнворд «Восемь названий» для второй команды.

Впишите в каждую клетку чайнворда по одной букве, чтобы получились названия восьми растворов. Все названия имеют одинаковые три последние буквы.

1. Раствор, в 1 л которого содержится 1 моль растворенного вещества.

(Молярный.)

2. Раствор с известным титром (концентрацией).

(Титрованный.)

3. Раствор, обладающий физическими свойствами газа.

(Газообразный.)

4. Раствор, в 1 л которого содержится 0,5 моль растворенного вещества.

(Полумолярный.)

5. Раствор, в 1 л которого содержится 0,1 моль растворенного вещества.

(Децимолярный.)

6. Раствор, в 1 л которого содержится 0,01 моль растворенного вещества.

(Сантимолярный.)

7. Раствор, в 1 л которого содержится 0,001 моль растворенного вещества.

(Миллимолярный.)

8. Раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в насыщенном растворе при тех же условиях.

(Пересыщенный.)

Конкурс «Кто лучше заполнит таблицу»

Учитель. Сейчас мне хотелось бы увидеть, как вы заполните таблицы. Таблицу заполняет каждый участник команды индивидуально. По окончании отведенного времени все сдают листочки членам жюри, которые определяют общую сумму правильных ответов. Кроме того, каждый участник получает свою оценку за таблицу.

Задание для первой команды.

Используя данные о растворимости веществ, определите, какие из насыщенных растворов являются концентрированными, а какие – разбавленными, и поставьте в таблице буквы «К» и «Р».

Формула вещества NaNO3 NaBr CaSO4 Ca(OH)2 KNO3 AgNO3 Ag2SO4 HgBr2
Буквы ... (K)* ... (K) ... (P) ... (P) ... (K) ... (K) ... (P) ... (P)
Растворимость
при 20 °С, г/л
876 908 2 1,6 316 2225 8 5,5

* В скобках здесь и далее в таблицах приведены ответы, которые должны дать ученики.

 

Задание для второй команды.

Впишите формулы перечисленных ниже солей в клетки таблицы в зависимости от цвета и типа солей: CuSO4, CuSO4•5H2O, NaCl, FeSO4•7H2O, Cu2CO3(OH)2, CaCl2, Na2CO3•10H2O.

Тип соли Химический состав соли
Соль белого цвета Соль не белого, а другого цвета
Kристаллогидраты ...
(Na2CO3•10H2O)
голубой – ...
(CuSO4•5H2O),

желтоватый – ...
(FeSO4•7H2O)

Безводные соли ...
(CuSO4, NaCl, CaCl2)
зеленый – ...
(Cu2CO3(OH)2)

Конкурс «Две снежинки» (для первой команды)

У себя на рукаве пальто вы увидели две снежинки. Какая из них упала с большей высоты, а какая – с меньшей?

(Чем сложнее форма снежинки, тем с большей высоты
она упала, т.к. в течение всего времени падения продолжается
процесс кристаллизации – присоединения все новых частиц влаги.
Следовательно, снежинка, изображенная на рисунке слева,
упала с меньшей высоты, чем правая.)

Конкурс «Угадай!» (для второй команды)

Что получается зимой, когда водяной пар быстро охлаждается?

(Когда водяной пар быстро охлаждается,
получается иней, который морозной зимой
украшает деревья.)

Конкурс «Насыщенный раствор»

Задание для первой команды.

Какой раствор из трех предложенных – насыщенный?

Задание для второй команды.

В трех стаканах – растворы: разбавленный, насыщенный и пересыщенный. В каждый стакан внесли по пять кристаллов соли. В 1-м стакане кристаллы растворились, во 2-м образовалась непрозрачная суспензия, в 3-м кристаллы, не изменяясь, осели на дно. Какой из исходных растворов был насыщенным?

Конкурс «Химик-экспериментатор»

К демонстрационному столу приглашаются два человека от каждой команды для выполнения практического задания. За ходом работы следит лаборант. Оценка за выполнение практического задания – 5 баллов. Остальные члены команд в это время проводят лабораторный опыт «Растворимость веществ в воде».

Практическое задание для первой команды.

Приготовить 200 г 2%-го раствора питьевой соды – лекарство для школьной аптечки.

Практическое задание для второй команды.

Приготовить раствор, используемый в быту: 1000 г 5%-го раствора поваренной соли для соления огурцов.

Лабораторный опыт «Растворимость веществ в воде»
Карточка для первой команды.
В штатив поместите две пробирки, в каждую из которых налейте по 10 мл воды. Затем в 1-ю пробирку добавьте песок, во 2-ю – хлорид натрия. Наблюдайте за растворимостью предложенных веществ. Результаты оформите в виде таблицы.

Название и
формула
вещества
Растворимость
в воде
Источник
загрязнения
Последствия для
окружающей среды при
большой концентрации
вещества
Песок SiO2 ... (Нерастворим.) ...
(Естественные залежи.)
...
(Нет последствий.)
Хлорид натрия
(поваренная соль) NaCl
...
(Хорошо растворим.)
...
(Горнодобывающая
отрасль промышленности,
производственные процессы,
естественные залежи,
орошение земель.)
...
(Засоление почв,
явная и скрытая
интоксикация
людей и животных.)

Карточка для второй команды. В штатив поставьте две пробирки и в каждую налейте по 10 мл воды. Затем в 1-ю пробирку добавьте бензин, во 2-ю – нитрат аммония. Наблюдайте за растворимостью этих веществ. Выводы оформите в виде таблицы.

Название
или формула
вещества
Растворимость
в воде
Источник
загрязнения
Последствия для
окружающей среды при
большой концентрации
вещества
Бензин
(смесь
углеводородов)
...
(Нерастворим, образует
на поверхности пленку.)
...
(Нефтеперерабатывающая отрасль промышленности, станции техобслуживания.)
...
(Ограничивает доступ
кислорода и света в водоемы,
тормозит рост и развитие
организмов, может привести
к их гибели.)
Нитрат аммония
NH4NO3
...
(Хорошо растворим.)
...
(Бытовые и
промышленные сточные
воды, вода с полей.)
...
(Зарастание водоемов, явная
и скрытая интоксикация
людей и животных.) 

Учитель. Лабораторные работы сдайте на проверку членам жюри и выслушайте ответы учащихся по практическому заданию.

Конкурс – домашнее задание «Расскажи сам»

Учитель. Послушаем рассказы ребят, подготовленные ими дома, о значении растворов и кристаллов.
Ученик первой команды. Растворы широко применяются в различных сферах деятельности человека: в фармацевтической и пищевой отраслях промышленности, в химической лаборатории, сельском хозяйстве, быту. Человек, животные и растения усваивают питательные вещества в виде растворов. Растворами являются физиологические жидкости – плазма крови, лимфа, желудочный сок. В медицине применяют водные растворы солей, которые по составу соответствуют плазме крови. Эти растворы называют физиологическими. Их вводят в вену при некоторых заболеваниях.
Коллоидные растворы используют в различных технологических процессах: в мыловаренной, бумажной и текстильной отраслях промышленности, в фармацевтическом производстве. Коллоидные растворы играют важную роль в жизнедеятельности организмов. Протоплазма живых клеток, кровь, сок растений – это коллоидные растворы (золи).

Ученик второй команды. Природная вода является раствором. Минеральные воды представляют собой растворы углекислого газа, сероводорода, соединений брома, йода. Минеральную воду применяют при лечении различных заболеваний. Например, минеральная вода «Пухлековская» применяется при лечении хронических гастритов, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, печени, желчевыводящих путей, мочекаменной болезни почек, панкреатита, сахарного диабета, ожирения. Послушайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

«Уже пустыни сторож вечный,
Стесненный холмами вокруг,
Стоит Бешту остроконечный
И зеленеющий Машук,
Машук, податель струй целебных;
Вокруг ручьев его волшебных
Больных теснится бледный рой:
Кто жертва чести боевой,
Кто почечуя, кто Киприды;
Страдалец мыслит жизни нить
В волнах чудесных укрепить,
Кокетка злых годов обиды
На дне оставить, а старик
Помолодеть – хотя на миг».

 

Чудо природы – кристаллы

Ученик первой команды. Само слово «кристалл» происходит от греч. – лед. Разнообразны формы кристаллов. Вот кубик из прозрачной каменной соли, галита – природного хлорида натрия. А рядом – кристалл берилла, похожий на шестигранный карандаш, только большой, толщиной в руку. Вот «карандашики» цвета морской волны, тоже бериллы, только они прозрачные и называются аквамаринами. Трехгранные призмы заманчивого дымчато-голубого цвета – природные топазы, а золотистые кубики – кристаллы пириты. Пластиночки прозрачной слюды мусковита и остроконечные глыбы кварца, «каменные розы» из минерала гематита и сросшиеся «щетки» столбчатых аметистов. Такой каменный «сад» вырастила природа.

Галит – каменная соль

Берилл

Галит – каменная соль
Берилл

Ученик второй команды. Очень быстро растут кристаллы из растворов. Например, из соляной воды озер и морей. Когда стоит жаркое лето, вода испаряется, концентрация соли становится все выше. Наконец раствор становится насыщенным. Теперь стоит ему чуть-чуть охладиться, как из него выпадут целые груды кристаллических солей. Почти так выглядит выделение поваренной соли из воды известнейших соляных озер России Эльтон и Баскунчак и глауберовой соли (мирабилита) из воды залива Кара-Богаз-Гол (в переводе с туркменского «Черная пасть») на Каспийском море. Озера и моря – настоящие природные лаборатории, где постоянно образуются новые порции кристаллических солей.

Кварц

Аметист

Кварц
Аметист

Подведение итогов. Оценивается деятельность каждого ученика, отмечаются самые интересные и содержательные ответы, поощряется командапобедительница.

Учитель. Ребята, наш урок – смотр знаний подошел к концу. Скажите, как вы себя чувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Когда чувствовали себя комфортно? Какие чувства переживали? Какой вид работы был для вас интересен?

В.А.БУДАРИНА,
учитель химии
(г. Шахты, Ростовская обл.)

Рейтинг@Mail.ru