Нужные книги
Аршанский Е.Я.
Методика обучения химии в классах гуманитарного
профиля.
М.: Вентана-Граф, 2002, 170 с.
Наш белорусский коллега
подготовил пособие, отражающее направление, по
которому последовательно движется российская
школа, – создание профильных классов. Правда,
если будет принята концепция, изложенная в
сегодняшних проектах, то настоящая методика
потеряет свою актуальность, ведь в профильных
классах гуманитарного направления не будет
предмета «химия», а будет предмет
«естествознание».
Поэтому поспешим изучить данную книгу сейчас,
сегодня, т.к. она содержит весьма полезные
материалы. Методика интересна прежде всего тем,
что в ней после изложения методических аспектов
содержания курса химии в гуманитарных классах (историко-методологического,
искусствоведческого, филологического,
экологического, прикладного и регионального)
автор предлагает свой принцип отбора содержания
гуманитарного компонента школьного курса химии (с.
37). Естественно, что вся эта теория предваряется
рассмотрением психофизиологических
особенностей учащихся-гуманитариев и
обоснованием сущности, целей и задач
гуманитаризации школьного химического
образования.
Затем автор рассматривает отдельные вопросы
методики обучения химии в классах гуманитарного
профиля: методические подходы к проведению
химического эксперимента. По мнению Аршанского,
эксперимент в этих классах должен быть особенно
эффектным, иллюстрировать изучаемый химический
материал, моделировать процессы, происходящие в
природе, показывать практическое значение
отдельных веществ, позволять воспроизвести
практическую часть на основе исторического
материала (с. 39–40). Перечисленные особенности нам
кажутся надуманными, в любых классах от этого
нельзя отступать. А вот карты-инструкции,
приведенные в книге, интересны и нужны. Решения
химических задач с гуманитарным содержанием –
историко-искусствоведческим, литературным,
экологическим, задачи с региональным
компонентом и практической направленностью (с. 56–65)
– вполне уместны и в химических классах. Дана
поэтапная методика составления задач с
гуманитарным содержанием.
В книге приводятся конкретные разработки уроков
с гуманитарным содержанием (с. 65–85), оценивается
готовность учителя химии к работе с
гуманитарными классами. Автором выделены
следующие специально-методические компоненты
такой готовности: культурологический,
гуманистический и психофизиологический.
Рассматривается концептуальная модель системы
подготовки будущего учителя химии к работе в
гуманитарных классах.
В приложении дана программа подготовки учителя
для такой работы на 38 часов, что позволяет
использовать ее не только в стенах учебных
заведений для студентов, но и в системе
переподготовки и повышения квалификации
учителей (возможно, с выделением большего числа
часов на практические аспекты).
Приводится также диагностический
инструментарий учителя: карта самооценки
отношения учащихся-гуманитариев к учебе вообще и
к предмету «химия» в частности, анкета для
выяснения склонностей и предпочтений учащихся,
опросник для учителя о его готовности работать в
таких классах. Полезен и целый блок отрывков из
литературных произведений на темы химии (41 автор,
34 произведения). Дана также история открытия 109
химических элементов (в таблице). Книга
сопровождается достаточно полным
библиографическим указателем (169 названий). |