Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №33/2004

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

Нужные книги

 

Аршанский Е.Я.
Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля.
М.: Вентана-Граф, 2002, 170 с.

Наш белорусский коллега подготовил пособие, отражающее направление, по которому последовательно движется российская школа, – создание профильных классов. Правда, если будет принята концепция, изложенная в сегодняшних проектах, то настоящая методика потеряет свою актуальность, ведь в профильных классах гуманитарного направления не будет предмета «химия», а будет предмет «естествознание».
Поэтому поспешим изучить данную книгу сейчас, сегодня, т.к. она содержит весьма полезные материалы. Методика интересна прежде всего тем, что в ней после изложения методических аспектов содержания курса химии в гуманитарных классах (историко-методологического, искусствоведческого, филологического, экологического, прикладного и регионального) автор предлагает свой принцип отбора содержания гуманитарного компонента школьного курса химии (с. 37). Естественно, что вся эта теория предваряется рассмотрением психофизиологических особенностей учащихся-гуманитариев и обоснованием сущности, целей и задач гуманитаризации школьного химического образования.
Затем автор рассматривает отдельные вопросы методики обучения химии в классах гуманитарного профиля: методические подходы к проведению химического эксперимента. По мнению Аршанского, эксперимент в этих классах должен быть особенно эффектным, иллюстрировать изучаемый химический материал, моделировать процессы, происходящие в природе, показывать практическое значение отдельных веществ, позволять воспроизвести практическую часть на основе исторического материала (с. 39–40). Перечисленные особенности нам кажутся надуманными, в любых классах от этого нельзя отступать. А вот карты-инструкции, приведенные в книге, интересны и нужны. Решения химических задач с гуманитарным содержанием – историко-искусствоведческим, литературным, экологическим, задачи с региональным компонентом и практической направленностью (с. 56–65) – вполне уместны и в химических классах. Дана поэтапная методика составления задач с гуманитарным содержанием.
В книге приводятся конкретные разработки уроков с гуманитарным содержанием (с. 65–85), оценивается готовность учителя химии к работе с гуманитарными классами. Автором выделены следующие специально-методические компоненты такой готовности: культурологический, гуманистический и психофизиологический. Рассматривается концептуальная модель системы подготовки будущего учителя химии к работе в гуманитарных классах.
В приложении дана программа подготовки учителя для такой работы на 38 часов, что позволяет использовать ее не только в стенах учебных заведений для студентов, но и в системе переподготовки и повышения квалификации учителей (возможно, с выделением большего числа часов на практические аспекты).
Приводится также диагностический инструментарий учителя: карта самооценки отношения учащихся-гуманитариев к учебе вообще и к предмету «химия» в частности, анкета для выяснения склонностей и предпочтений учащихся, опросник для учителя о его готовности работать в таких классах. Полезен и целый блок отрывков из литературных произведений на темы химии (41 автор, 34 произведения). Дана также история открытия 109 химических элементов (в таблице). Книга сопровождается достаточно полным библиографическим указателем (169 названий).

Рейтинг@Mail.ru