Атмосфера в классе
I. Примем, что площадь класса равна 80 м2, его высота – 3 м. В свежем воздухе содержится по объему: азота – 78,09%, кислорода – 20,95% (23,10% по массе), аргона – 0,932% (1,286% по массе), диоксида углерода – 0,032% (0,046% по массе), ксенона – 0,86•10–5%. Вопросы. 1) Какова масса всего воздуха в классе? II. В классе 25 учеников и учениц, а также учитель. Длительность урока – 45 мин. Известно, что каждый человек в состоянии покоя вдыхает и выдыхает 5–8 л/мин, а при интенсивной работе – до 100 л/мин воздуха. Поскольку выполнение заданий (и контроль за выполнением заданий со стороны учителя) требует определенных усилий, примем, что каждый присутствующий в классе вдыхает воздуха 10 л/мин. Вопросы. 4) Какая масса воздуха приходится на каждого
присутствующего в классе? III. Объем выдоха у людей меньше объема вдоха примерно на 2%. Вопросы. 6) Какова доля выдохнутого учениками воздуха в
том воздухе, который вдыхает учитель в конце
урока? IV. В начале урока атмосферное давление составляло 750 мм рт. ст. Вопрос. 8) Насколько уменьшилось бы давление воздуха в классе в течение урока, если бы класс был герметически закрыт? V. Допустим, что в выдыхаемом воздухе концентрация кислорода снижается до 16,0% по объему, а концентрация углекислого газа увеличивается до 4,4% по объему. Вопрос. 9) Насколько изменится состав воздуха в классе за время урока? VI. Масса всего атмосферного воздуха
составляет 5,2•1015 т. Римский диктатор и
писатель Юлий Цезарь свой последний выдох со
словами «И ты, Брут!» сделал 15 марта 44 г. до Р. Х.,
или 2048 лет назад*.
РЕШЕНИЯ И ВЫВОДЫ 1) Объем класса равен: 80•3 = 240 м3, что
соответствует 240•103 л, или 10 714 (240•103/22,4)
моль воздуха (н.у.). Принимая молекулярную массу
воздуха равной 28,9 г, находим, что общая масса
воздуха в классе равна: 10 714•28,9•10–3) = 309,6
кг. 2) Масса аргона в классе составляет: 309,6•1,286•10–2 = 3,98 кг. Вот сколько, оказывается, благородства у учеников! 3) Объем ксенона в классе равен: 240•0,86•10–5•10–2•106 = 20,6 мл. Его масса равна: 20,6•131,3•10–3/22,4 = 0,121 г. Не такой уж он редкий, этот редкий благородный газ. Непонятно только, много или мало этого веселящего газа (см.: «Химия», 1999, № 26) для поддержания доброжелательной атмосферы в классе. 4) На каждого присутствующего в классе
приходится: 309,6/26 = 11,9 кг воздуха. 5) На дыхание за 45 мин урока ушло воздуха: 45•10•26
= 11 700 л, или: 11 700•28,9/22,4 = 15 095 г, или более 15 кг. 6) Ученики к концу урока выдохнули: 45•9,8•25 = 11 025
л, что составляет 11 025/240 000 = 0,04594 объемной доли
воздуха в классе, или почти 4,6% по объему. Каждый
из присутствующих в классе, в том числе и учитель,
вдыхает воздух, который примерно на 1/20 уже
побывал в легких других учеников. 7) Объем воздуха в герметически закрытом классе
уменьшился бы за время урока на 234 л (11 700•0,02),
что составляет: 234•102/240 000 = 0,0975% по
объему. 8) Давление воздуха в герметически закрытом
классе за время урока уменьшится на те же 0,0975% и
составит 749,3 мм рт. ст. 9) В классе перед уроком объем кислорода
составлял: 240•20,95•10–2 = 50,28 м3. 11 700•10–3•20,95•10–3 – 11 025•10–3 •16•10–2 = 0,687 м3. Осталось кислорода 49,593 м3, что отвечает
концентрации: 49,593/(240•0,999025) = 0,2068, или 20,68% по
объему. 240•0,032•10–2 = 0,0768 м3. При дыхании выделилось еще: 11 025•10–3•4,4•10–2 – 11 700•10–3•0,032•10–2 = 0,48 м3. Общий объем увеличился до 0,56 м3, что
соответствует концентрации: 0,56/(240•0,999025) = 0,0023,
или 0,23% по объему. О2 (вдох) + С (компон. пищи) СО2 (выдох). Тогда объем (число молей) израсходованного О2 должен равняться объему (числу молей) выделенного СО2, т.е. 0,687 м3 за урок. Разница с полученным ранее значением объясняется неточностью принятой концентрации углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Общее количество диоксида углерода при таком расчете возрастет до 0,764 м3, а его концентрация – до 0,319% по объему, или почти в 10 раз за урок.
Вывод из расчетов очевиден: надо обязательно проветривать класс на перемене. 10) Сам П.Борроуз дал весьма приближенное
решение своей задачи: «Округляя, можно принять,
что объем каждого вдоха и выдоха равен 1 л, т.е. 1/24
моль, или (6/24)•1023 = 2,5•1022 молекул.
Принимая молекулярную массу воздуха равной ~28,9 г
и массу атмосферы ~5•1021 г, найдем, что в
атмосфере находится 1,7•1020 моль воздуха,
или округленно 1044 молекул.
* М.Ю.Брут – глава (вместе с Г.Кассием) заговора против Ю.Цезаря. По преданию, одним из первых нанес ему удар кинжалом во время заседания сената. Э.Г.РАКОВ
|