Развитие логического мышления
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение. Глава 1. Теоретические аспекты логического мышления. 1.1. Виды мышления. Глава 2. Методические рекомендации по развитию логического мышления у школьников на уроках химии. 2.1. Школьная программа в свете
логического мышления. Заключение. Знание логических закономерностей в химии – повышение эффективности обучения. Литература. |
Ничто в мире не дает любящему науку
человеку столь приятного и сильного чувства
самопознания, как постоянная работа мысли,
ведомой по его воле из одной сферы ясности
в другую, соединяемые им друг с другом, работа над
ее шлифовкой и оформлением.
И вот торжество: мысль приведена к цели, как бы
сама по себе создалась четкая и ясная
картина, мысль определила и выверила себя.
И.Г.Фихте
Введение
Актуальность. В
последнее время в методической литературе
справедливо отмечается, что в школе химия
преподается не как научная дисциплина, а как
собрание сведений для запоминания, в особенности
это касается курса неорганической химии.
За время обучения химии – науки о химических
превращениях веществ – учащиеся не получают
ответа на главный вопрос: почему протекают
химические реакции?
В книге Н.С.Ахметова «Актуальные вопросы курса
неорганической химии» эта сторона обучения
химии характеризуется так: «Отсутствие стройной
системы изучения фундаментальных основ теории
строения и учения о химическом процессе не
позволяет раскрыть причинно-следственные связи,
и поэтому учащиеся за химическими формулами и
уравнениями часто не видят конкретного вещества
с присущей ему совокупностью свойств и не видят
сущности химических превращений».
Таким образом, фактически отсутствует логика в
последовательности изложения материала.
Логика (от греч. logos) – наука об общих законах
развития объективного мира и познания.
Мышление – способность рассуждать и мыслить.
Логическое мышление – способность мыслить,
основанная на правильном умозаключении.
Цель. К овладению логикой учащиеся
приходят не произвольно, а в результате решения
продуманной системы вопросов, упражнений и
задач. Мышление формируется в единстве
противоположных приемов умственной
деятельности логического анализа и синтеза,
абстрагирования и конкретизации, классификации
и систематизации. Логический синтез знаний и
труда оказывает глубокое воздействие на
личность ученика. В психологии большое значение
в развитии мышления отводится памяти.
Задача. Для соединения логического
мышления и памяти ученик должен уметь
анализировать учебный материал, находить в нем
главное, сущностное. При этом задача учителя –
помочь учащимся представить результаты анализа
через синтез учебного материала в виде
различного рода блоков или укрупненных единиц.
Практическая значимость. Рассмотрен
вопрос о развитии логического мышления при
изучении окислительно-восстановительных
реакций (ОВР) в курсе химии (из опыта работы).
Проанализирована логика построения и изложения
материала в курсе химии для 8-го класса. Предложен
подход к изучению данной темы. Показана методика
более системного подхода на примере изучения
ОВР.
Представлена результативность нового подхода к
изучению последовательности изложения за два
года работы.
Глава 1.
Теоретические аспекты
логического мышления
1.1. Виды мышления
Выделяют разные виды мышления. Теоретическое
или абстрактное (научное) мышление подразумевает
решение проблемы с помощью логики и имеющегося
материала. Такое мышление гарантирует полноту и
надежность исходных данных.
Образно-теоретическое (образное) мышление
проявляется в использовании преобразований
формы объекта путем перестройки зрительной
структуры.
Наглядно-действенное (практическое) мышление
основывается на личном опыте человека. Знания
закрепляются в структуре практического опыта
субъекта, мышление осуществляется с помощью
соответствующих преобразований.
Мышление, заменяющее действия с реальными вещами
оперированием понятиями по правилам логики,
называют логическим мышлением.
Какой именно тип мышления будет формироваться у
ребенка в данной педагогической ситуации,
зависит от характера материала, с которым имеет
дело ученик, от возраста и уровня его развития и
способа обучения.
1.2. Особенности мышления
в подростковом возрасте
Примерно к четырнадцати годам у ребенка
формируется логика взрослого человека. На этой
стадии мышление ребенка основано на способности
оперировать утверждениями. Он может мысленно
представлять и делать выводы о том, что в
дальнейшем будет проверено путем эксперимента
или наблюдения. На этом этапе ребенок
приобретает способность к формальному выражению
конкретных идей.
Обучение основам химии начинается в 8-м классе.
Это как раз тот возраст, когда у подростка
изменяется отношение к познавательным задачам.
Ведь понятийный, обобщенный и логически
организованный характер материала требует от
ученика значительной интеллектуальной
активности во время первоначального объяснения
учителя.
Именно в подростковом возрасте развивается
умение длительное время удерживать внимание на
логически организованном материале, но оно
развивается постепенно и не у всех одинаково.
Необходимо не только дать информацию и добиться
ее воспроизведения учеником, но и выделить
вместе с ним определенные связи в зависимости от
данного материала. При такой деятельности
восприятие насыщается размышлением и
качественно меняется. Очень важно создавать и
развивать у подростков установку на мышление и
отыскание, выделение значительных и
существенных связей и причинно-следственных
зависимостей.
Для восьмиклассников характерно сознательное
использование приемов запоминания. Центральное
место начинает занимать анализ содержания
материала, его своеобразия и внутренней логики.
Для одних подростков характерна гибкость в
выборе путей заучивания, другие предпочитают
какой-либо один способ, а некоторые стараются
упорядочить и логически обработать любой
материал.
1.3. Логические приемы познания
В познавательном процессе
важное значение имеют логические приемы
анализа и синтеза. В процессе анализа
предмет познания разделяется на части и далее
изучается поэлементно. В процессе последующего
синтеза объединяются расчлененные знания,
устанавливаются взаимосвязи, формируется общее
знание. В процессе изучения химии постоянно
приходится отделять существенное от
несущественного. Выделение отдельных признаков
предмета, отвлечение их от множества других –
это процесс абстрагирования. Без умения
абстрагировать невозможно формирование понятий,
т.к. они образуются в результате установления
общих существенных признаков всех предметов.
Логический прием обобщения дает возможность
перейти от единичного к познанию общего.
Для формирования научного понятия недостаточно
абстрагировать (выделить) существенные признаки
отдельных предметов, необходимо установить,
какие из этих признаков принадлежат всем
предметам.
При абстрагировании и обобщении ученик как будто
отходит от конкретного. Но, познав общее, можно
затем более глубоко понять конкретное,
проникнуть в его сущность.
Развитие у школьников умений пользоваться
логическими приемами должно стать задачей
учителя. От этого зависит не только успеваемость,
глубина и прочность знаний, но и возможность
дальнейшего развития интеллекта и способностей
подростка.
Продолжение следует