Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №30/2004

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

Развитие логического мышления
на уроках химии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты логического мышления.

1.1. Виды мышления.
1.2. Особенности мышления в подростковом возрасте.
1.3. Логические приемы познания.

Глава 2. Методические рекомендации по развитию логического мышления у школьников на уроках химии.

2.1. Школьная программа в свете логического мышления.
2.2. Развитие логического мышления при изучении окислительно-восстановительных реакций в курсе химии для 8 класса.
2.3. Совершенствование логических приемов у учеников 9–10 классов при изучении окислительно-восстановительных реакций.
2.4. Повышение уровня логического мышления у старшеклассников на заключительном этапе обобщающего повторения.

Заключение. Знание логических закономерностей в химии – повышение эффективности обучения.

Литература.

 

Ничто в мире не дает любящему науку человеку столь приятного и сильного чувства
самопознания, как постоянная работа мысли, ведомой по его воле из одной сферы ясности
в другую, соединяемые им друг с другом, работа над ее шлифовкой и оформлением.
И вот торжество: мысль приведена к цели, как бы сама по себе создалась четкая и ясная
картина, мысль определила и выверила себя.

И.Г.Фихте

Введение

Фото Е.КрыловаАктуальность. В последнее время в методической литературе справедливо отмечается, что в школе химия преподается не как научная дисциплина, а как собрание сведений для запоминания, в особенности это касается курса неорганической химии.
За время обучения химии – науки о химических превращениях веществ – учащиеся не получают ответа на главный вопрос: почему протекают химические реакции?
В книге Н.С.Ахметова «Актуальные вопросы курса неорганической химии» эта сторона обучения химии характеризуется так: «Отсутствие стройной системы изучения фундаментальных основ теории строения и учения о химическом процессе не позволяет раскрыть причинно-следственные связи, и поэтому учащиеся за химическими формулами и уравнениями часто не видят конкретного вещества с присущей ему совокупностью свойств и не видят сущности химических превращений».
Таким образом, фактически отсутствует логика в последовательности изложения материала.
Логика (от греч. logos) – наука об общих законах развития объективного мира и познания.
Мышление – способность рассуждать и мыслить.
Логическое мышление – способность мыслить, основанная на правильном умозаключении.
Цель. К овладению логикой учащиеся приходят не произвольно, а в результате решения продуманной системы вопросов, упражнений и задач. Мышление формируется в единстве противоположных приемов умственной деятельности логического анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, классификации и систематизации. Логический синтез знаний и труда оказывает глубокое воздействие на личность ученика. В психологии большое значение в развитии мышления отводится памяти.
Задача. Для соединения логического мышления и памяти ученик должен уметь анализировать учебный материал, находить в нем главное, сущностное. При этом задача учителя – помочь учащимся представить результаты анализа через синтез учебного материала в виде различного рода блоков или укрупненных единиц.
Практическая значимость. Рассмотрен вопрос о развитии логического мышления при изучении окислительно-восстановительных реакций (ОВР) в курсе химии (из опыта работы).
Проанализирована логика построения и изложения материала в курсе химии для 8-го класса. Предложен подход к изучению данной темы. Показана методика более системного подхода на примере изучения ОВР.
Представлена результативность нового подхода к изучению последовательности изложения за два года работы.

Глава 1.
Теоретические аспекты
логического мышления

1.1. Виды мышления

Выделяют разные виды мышления. Теоретическое или абстрактное (научное) мышление подразумевает решение проблемы с помощью логики и имеющегося материала. Такое мышление гарантирует полноту и надежность исходных данных.
Образно-теоретическое (образное) мышление проявляется в использовании преобразований формы объекта путем перестройки зрительной структуры.
Наглядно-действенное (практическое) мышление основывается на личном опыте человека. Знания закрепляются в структуре практического опыта субъекта, мышление осуществляется с помощью соответствующих преобразований.
Мышление, заменяющее действия с реальными вещами оперированием понятиями по правилам логики, называют логическим мышлением.
Какой именно тип мышления будет формироваться у ребенка в данной педагогической ситуации, зависит от характера материала, с которым имеет дело ученик, от возраста и уровня его развития и способа обучения.

1.2. Особенности мышления
в подростковом возрасте

Примерно к четырнадцати годам у ребенка формируется логика взрослого человека. На этой стадии мышление ребенка основано на способности оперировать утверждениями. Он может мысленно представлять и делать выводы о том, что в дальнейшем будет проверено путем эксперимента или наблюдения. На этом этапе ребенок приобретает способность к формальному выражению конкретных идей.
Обучение основам химии начинается в 8-м классе. Это как раз тот возраст, когда у подростка изменяется отношение к познавательным задачам. Ведь понятийный, обобщенный и логически организованный характер материала требует от ученика значительной интеллектуальной активности во время первоначального объяснения учителя.
Именно в подростковом возрасте развивается умение длительное время удерживать внимание на логически организованном материале, но оно развивается постепенно и не у всех одинаково. Необходимо не только дать информацию и добиться ее воспроизведения учеником, но и выделить вместе с ним определенные связи в зависимости от данного материала. При такой деятельности восприятие насыщается размышлением и качественно меняется. Очень важно создавать и развивать у подростков установку на мышление и отыскание, выделение значительных и существенных связей и причинно-следственных зависимостей.
Для восьмиклассников характерно сознательное использование приемов запоминания. Центральное место начинает занимать анализ содержания материала, его своеобразия и внутренней логики. Для одних подростков характерна гибкость в выборе путей заучивания, другие предпочитают какой-либо один способ, а некоторые стараются упорядочить и логически обработать любой материал.

1.3. Логические приемы познания

Фото С.ПанинаВ познавательном процессе важное значение имеют логические приемы анализа и синтеза. В процессе анализа предмет познания разделяется на части и далее изучается поэлементно. В процессе последующего синтеза объединяются расчлененные знания, устанавливаются взаимосвязи, формируется общее знание. В процессе изучения химии постоянно приходится отделять существенное от несущественного. Выделение отдельных признаков предмета, отвлечение их от множества других – это процесс абстрагирования. Без умения абстрагировать невозможно формирование понятий, т.к. они образуются в результате установления общих существенных признаков всех предметов.
Логический прием обобщения дает возможность перейти от единичного к познанию общего.
Для формирования научного понятия недостаточно абстрагировать (выделить) существенные признаки отдельных предметов, необходимо установить, какие из этих признаков принадлежат всем предметам.
При абстрагировании и обобщении ученик как будто отходит от конкретного. Но, познав общее, можно затем более глубоко понять конкретное, проникнуть в его сущность.
Развитие у школьников умений пользоваться логическими приемами должно стать задачей учителя. От этого зависит не только успеваемость, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и способностей подростка.

Продолжение следует

Г.Б.КОЛЬЦОВА,
учитель химии средней школы № 59,
Т.К.АБДРАХМАНОВА,
доцент, канд. хим. наук,
Т.Н.ПРОХОРОВА,
доцент, канд. пед. наук,
Астраханский институт усовершенствования учителей
(г. Астрахань)

Рейтинг@Mail.ru