Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №30/2004

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

Современное состояние реформы
школьного химического образования в России.
Новые школьные учебники и новые
олимпиады по химии

Выступление на Третьем Московском педагогическом марафоне учебных предметов 8 апреля 2004 г.

Достижения отечественного образования общепризнанны, правда, в последнее время по целому ряду причин эти достижения в значительной мере утрачены. Сейчас многие ощущают потребность в модернизации системы отечественного образования, однако единого понимания того, каковы конечные цели модернизации, в обществе нет. Распространено мнение, что бесконечные и не всегда понятные перемены в отечественном образовании – специфическая национальная особенность. Но это – заблуждение: реформы, модернизации или перестройки с удивительной регулярностью постигают среднюю и высшую школу практически всех стран – как крупных, ведущих, так и небольших. И ничего неожиданного здесь нет. Жизнь везде и всегда идет вперед. Появляются новые поколения и реалии, меняются общественное мнение и ценностные представления людей. В результате неизбежно приходится выбирать приоритеты и ориентиры образования, совершенствовать его содержание, организацию, методику обучения.
Надо сказать, что как отечественному, так и зарубежному опыту реформирования образования уделялось мало внимания, а ведь такой опыт может избавить от многих ошибок при проведении сегодняшних реформ. Вот почему так необходимо тщательное и беспристрастное изучение различных подходов к модернизации. Высокопоставленные чиновники, от которых зависит судьба образования в России, часто ссылаются на зарубежный опыт. Но ведь и этот опыт многогранен, поэтому необходимо анализировать его со всех сторон.
Прежде всего обратимся к опыту США – бесспорного лидера начала XXI в. В 1991 г. в Нью-Йорке был опубликован фундаментальный аналитический отчет [1], посвященный качеству образования, получаемого в американской школе. Статистические данные, приводимые в отчете, ошеломляют:
– только один из трех молодых американцев может поместить Гражданскую войну в правильную половину столетия;
– только один из пяти людей в возрасте от 21 до 25 лет может прочитать расписание автобуса или написать заявление о приеме на работу;
– четвертая часть всех учащихся, которые поступают в американские средние школы, не может их окончить со своими классами, а 30% чернокожих американцев и испаноговорящих исключаются из школы.
Американским деловым кругам все труднее находить квалифицированных работников, потому что слишком много молодых людей выходят на рынок труда неподготовленными, в результате американские компании тратят от 20 до 40 млрд долларов в год на корректировку образования своих служащих.
Поэтому в июне 1999 г. решением министра образования США была создана «Национальная комиссия США по преподаванию математики и естественных наук в XXI веке» под председательством первого американского астронавта Дж.Гленна. Осенью 2000 г. комиссия Гленна выработала документ под названием «Пока еще не слишком поздно» (полностью текст документа опубликован в книге [2]). Главная идея документа такова: страна, которая хочет адекватно отвечать вызовам времени, должна опираться в первую очередь на хорошее математическое и естественно-научное образование – иначе нет у этой страны будущего.
К аналогичным результатам пришли и в Норвегии. В книге Р.Й.Грана [3] документально показано, что шаги по созданию так называемой «школы для всех», предпринятые в этой стране начиная с 1994 г., привели по сути к краху образования. Результатом резкого сокращения математики и естественно-научных дисциплин или замены их на интегрированный курс «Естествознание» стало то, что выпускники, поступающие в норвежские университеты, оказались не в состоянии овладевать фундаментальными дисциплинами.
В итоге в настоящее время и в США, и в Норвегии главный вектор реформ направляют в сторону усиления математического и естественно-научного образования.
К сожалению, многие направления модернизации в нашей стране ведут в противоположную сторону, к дефундаментализации образования [4]. Проблема заключается в отыскании адекватных соотношений между естественно-научным, математическим и гуманитарным способами усвоения новых знаний. В российском проекте модернизации (программа Г.Грефа) [5] главной целью реформы изначально заявлена поддержка вхождения новых поколений в глобализованный мир.

 

Программа модернизации образования в России

«Проблема заключается в отыскании адекватных соотношений между естественно-научным, математическим и гуманитарным способами усвоения новых знаний...» Фото Е.Крылова

«Проблема заключается в
отыскании адекватных соотношений
между естественно-научным,
математическим  и гуманитарным
способами усвоения
новых знаний...»

Фото Е.Крылова

Начало реформирования образования – принятие Закона об образовании (1992 г.).
Система линейного образования, действовавшая в Советском Союзе, была заменена на концентрическую (вместо обязательного 10-летнего образования закон устанавливает 9-летнее).
Главная цель реформирования – поддержка вхождения новых поколений в глобализованный мир, в открытое информационное сообщество.
По мнению авторов реформы, центральное место в содержании образования должны занять коммуникативные дисциплины: информатика, иностранные языки, межкультурное обучение. Как видим, для естественных наук места в этой реформе не предусмотрено.
Масштабные реформы в системе образования не могут не затрагивать интересы широких слоев общества. Поэтому каждое новое предложение должно проходить профессиональную экспертизу и публично обсуждаться научно-педагогическим сообществом. Однако сегодня налицо явный недостаток «прозрачности» проводимых реформ.
Программа модернизации отечественного образования включает следующие основные направления:
1. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством.
2. Разработка и принятие государственных стандартов общего образования; разгрузка содержания образования.
3. Разработка и принятие новых примерных программ для общеобразовательной школы на базе государственных стандартов.
4. Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ).
5. Введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.
Анализ конкретных мероприятий наших реформ начнем с обновления содержания образования. Определение современной химии дано академиком А.Л.Бучаченко [6]: «Современная химия – это фундаментальная система знаний об окружающем мире, основанная на богатом экспериментальном материале и надежных теоретических положениях».
Наша сегодняшняя школа из-за недостатка материальных ресурсов постоянно скатывается в сторону «бумажной» химии. Нередки ситуации, когда ученик умеет расставлять коэффициенты в уравнении сложной химической реакции, но не имеет представления о том, как выглядят участники этой реакции, и даже не знает, твердые они или жидкие. Для исправления этой ситуации необходимо увеличить число лабораторных занятий и резко улучшить оснащение школьных лабораторий.
Современная химия должна находить отражение и на школьном уровне. Теоретическую химию уже нельзя излагать на уровне середины прошлого века. Фуллерены, фемтосекундная химия, супрамолекулярная химия, нанохимия – все это вопросы возможного обновления содержания образования. Именно поэтому в развитии химического образования первостепенное значение имеет его дидактический профиль – дидактика химии.
В этой связи на первый план выдвигается разработка государственных стандартов. В рамках принятой теперь концентрической схемы стандартов по химии должно быть три:
основное общее образование (8–9-й классы);
базовое среднее (10–11-й классы);
профильное среднее (10–11-й классы).
Проблема стандартов возникла в начале 1990-х гг., когда при активном участии тогдашнего министра образования Э.Д.Днепрова школьное образование взяло курс на вариативность. За короткий срок в стране были написаны многочисленные авторские программы, учебники, пособия, при этом качество многих из них было более чем сомнительным. Выяснилось, что содержание образования перегружено второстепенной и устаревшей информацией. Актуальным стал вопрос о стандартизации содержания школьного образования.
Стандарт – это главный нормативный документ, определяющий содержание школьного образования. Поэтому подчеркнем – стандарты очень нужны. Вопрос в том – какие? Всего было три попытки создания государственных стандартов по химии: 1) в 1995 г. под руководством академика РАО В.С.Леднева [7], 2) в 2001 г. под руководством старшего научного сотрудника Института общего и среднего образования РАО А.А.Кавериной [8] и 3) в 2002–2003 гг. под руководством профессора Н.Е.Кузьменко (химический факультет МГУ) [9]. Наиболее выверенными в научном и методологическом плане оказались проекты стандартов, разработанные под руководством Н.Е.Кузьменко, которые получили широкую общественную поддержку и в настоящий момент готовы для законодательного утверждения.
Теперь очень коротко о тестах по химии и ЕГЭ в форме тестов. Хорошо известно, что даже корректно составленный тест не позволяет оценить умение школьника рассуждать, думать и делать выводы. Так, например, Л.Д.Кудрявцев в своей книге «Среднее образование. Проблемы. Раздумья» [10] поясняет, почему с помощью тестов нельзя проверить ни математические знания, ни уровень логического мышления. Но, может быть, так дело обстоит с одной лишь дисциплиной – математикой?
Мы проанализировали метод тестирования и перспективы его широкого внедрения в химическое образование, сформулировали его достоинства и недостатки и показали, что предлагаемый ЕГЭ в любом случае требует до его введения в стране проработки целого комплекса проблем, в том числе и нормативно-правовых. Анализ заданий по химии (контрольные измерительные материалы, или КИМы) к ЕГЭ в 2003 г. показал, что они содержат недопустимо большое число ошибок и некорректных формулировок. Это неизбежно приведет к тому, что даже сильный ученик (более того, прежде всего – сильный ученик!) за такие задания будет получать нулевые оценки. Наше мнение таково: тестирование по химии, но не ЕГЭ, можно использовать как одну из форм контроля работы средних школ, но ни в коем случае – как единственный монопольный механизм доступа к высшему образованию.
И последнее о попытках реформирования образования. В июле прошлого года были опубликованы проекты федеральных базисных учебных планов, устанавливающих перечень обязательных школьных предметов и число часов для их изучения [11]. Эти проекты вызывают глубокую обеспокоенность за естественно-научную подготовку школьников. Так, из 12 профилей предмет «Химия» сохраняется лишь в двух, «Биология» – в трех, а «Физика» – в пяти. В остальных профилях эти дисциплины включены в интегрированный курс «Естествознание». Особую озабоченность вызывает отсутствие общеобразовательного направления. Нетрудно показать, что идея всеобщей профилизации вообще нереализуема в России, где из 68 тыс. школ около 70% – сельские школы. В этой связи весьма поучительны данные, приведенные в таблице [12].

Таблица

Число учебных кабинетов в школах России

Предмет Число школ, в которых нет кабинетов
1990 г. 2003 г.
Химия 2684 5273
Математика 2064 2345
Биология 1960 4873
Физика 982 2350

В тысячах российских школ нет никаких кабинетов по естественно-научным дисциплинам, и химия тут рекордсмен. О каких же профилях может быть вообще речь?
Перейдем к проблемам собственно химического образования и проследим, как основные мероприятия реформы находят здесь свое отражение.
Прежде всего нужно исходить из того, что химия – это самостоятельная научная дисциплина, имеющая четкий предмет и систему законов и правил, поэтому химию нельзя интегрировать в предмет «Естествознание». Сохранение традиций и дальнейшее развитие школьного химического образования (в этом мы видим его позитивную модернизацию) возможно только при сохранении химии как самостоятельной дисциплины во всех школах общеобразовательного направления, а также в большинстве профильных школ.
Исходя из этого, мы предлагаем следующую программу по сохранению и дальнейшему развитию взаимодействия высшей и средней школы в области химии:

1. Создать новые, современные школьные программы на основе государственных стандартов.
2. Создать современный комплект школьных учебников.
3. Развивать экспериментальную составляющую школьного химического образования.
4. Всемерно поддерживать и развивать систему школьных химических олимпиад.
5. Наладить эффективную связь вузов со средними школами и лицеями.

Далее мы подробно рассмотрим только два пункта (второй и четвертый) из этой программы.

Школьные учебники для 8 и 9 классов

В прошлом году на московском учительском марафоне мы представили новую концепцию и программу создания учебников по химии для 8–9-х классов, разработанную авторским коллективом химического факультета Московского университета [14]. В настоящий момент эта программа находится на завершающей стадии. Учебник для 8-го класса вышел в начале 2004 г. [15] вместе с тематическим и поурочным планированием [16], а учебник для 9-го класса авторами закончен и проходит редакторскую правку. В докладе мы коротко напомним основные идеи концепции, рассмотрим отличительные особенности новых учебников и обсудим построение учебника для 9-го класса.
В основе концепции лежат три базовых требования, предъявляемые авторами к школьным учебникам.
Школьный учебник должен быть интересным. В идеале он должен увлечь химией людей с естественно-научным складом ума, а остальным показать, что химия – увлекательная и полезная наука, грамотное применение которой делает жизнь лучше. Это – задача совершенно реальная, поскольку химия обладает исключительным разнообразием объектов изучения и методов исследования. Прикладное значение химии надо подчеркивать, показывая связь изучаемых понятий с окружающей жизнью.
Школьный учебник должен быть простым. Его надо писать на доступном и внятном языке, он должен легко и без запинки читаться. Одна из задач учебника – показать, что в химии нет сложных понятий и теорий. Любое понятие может быть наглядно объяснено на бытовом уровне с помощью простых аналогий.
Школьный учебник обязан быть грамотным. Химические свойства веществ и химические реакции надо описывать так, как они идут на самом деле. Химия в учебнике должна быть реальная, а не «бумажная». Эта задача несколько противоречит предыдущей. Здесь существует своего рода «принцип дополнительности»: чем проще и нагляднее объяснение, тем больше неточностей оно содержит, и наоборот – чем строже уровень изложения, тем запутаннее оно выглядит для школьника. Постоянное деликатное балансирование между строгостью и наглядностью – признак хорошего учебника.
Для новых учебников, созданных нашим коллективом, характерны следующие принципиальные черты:
в построении и изложении учебного материала приоритет отдается прикладному, а не теоретическому значению химии; постоянно подчеркивается важная роль химических знаний в повседневной жизни людей;
для облегчения восприятия материала в каждой книге дано большое число иллюстраций (больше 120);
в конце каждого параграфа приведено много вопросов и задач, разнообразных по смыслу и содержанию; расчетные и смысловые задачи чередуются; для их решения достаточно материала учебника;
много внимания уделено организации демонстрационных опытов и лабораторных работ, причем мы старались ограничиться только самыми доступными реактивами; для закрепления материала и развития живого интереса школьников к химии введены новые рубрики – «В свободное время» и «Занимательные опыты по химии»;
в книгах довольно много фактического материала, который для удобства восприятия разбит на два уровня; текст, написанный мелким шрифтом, и задачи со звездочкой предназначены для углубленного изучения предмета;
стремясь к самодостаточности в изложении, мы снабдили каждый учебник подробным приложением, в котором приведена справочная информация и систематизированы наиболее емкие в фактическом отношении разделы курса;
демонстрируя особенности химического подхода к анализу явлений окружающего мира, мы старались показать связь наблюдаемых явлений с внутренней структурой вещества; особенно ярко это проявляется на обложке, где приведены самые разнообразные представления одного и того же вещества (в 8-м классе – воды, в 9-м классе – диоксида кремния): молекулярная формула, кристаллическая структура, различные агрегатные состояния и т. д.
Содержание учебника для 9-го класса можно разбить на три основные части. Первая часть – общие вопросы неорганической химии: стехиометрия, электролитическая диссоциация и реакции между ионами в растворе, окислительно-восстановительные реакции. Вторая часть – конкретные вопросы неорганической химии: свойства элементов-неметаллов и их соединений, общие свойства и способы получения металлов. Третья часть – элементарные представления об органической химии.
Первая глава учебника – «Стехиометрия. Количественные соотношения в химии» – посвящена расчетам по химическим формулам и уравнениям реакций. Здесь впервые вводятся понятия «моль» и «молярная масса», анализируются законы стехиометрии, рассматривается закон Авогадро и объясняются способы расчета по уравнениям реакций, в том числе и при избытке одного из веществ. В этой же главе на основе стехиометрических соображений вводятся простейшие термохимические понятия.
Во второй главе рассматривается теория электролитической диссоциации и свойства кислот, солей и оснований с точки зрения этой теории. Сформулированы условия протекания реакций ионного обмена. На качественном уровне вводится водородный показатель как характеристика кислотности среды. Гидролиз солей отнесен к дополнительному материалу и изложен мелким шрифтом.
Окислительно-восстановительные реакции играют важнейшую роль в неорганической химии, поэтому глава, посвященная им, оказалась довольно большой по объему. Подробно рассмотрены свойства типичных окислителей и восстановителей, описан метод электронного баланса, показано, как определяют продукты окислительно-восстановительных реакций. Особое внимание уделено практически важным окислительно-восстановительным реакциям – коррозии металлов, электролизу и реакциям, лежащим в основе работы химических источников тока.
Следующие четыре главы посвящены свойствам элементов-неметаллов: галогенов, халькогенов, азота и фосфора, углерода и кремния. В этих главах довольно много фактического материала. Мы считаем, что он будет легко усваиваться благодаря большому числу иллюстраций, акценту на прикладном аспекте химии и демонстрации роли неорганических соединений в окружающем нас мире.
В главы о неметаллах включены два параграфа, описывающие простейшие понятия физической химии. В главе, посвященной халькогенам, на примере реакций с участием кислорода рассматриваются факторы, влияющие на скорость химической реакции. В главе «Элементы подгруппы азота» на качественном уровне вводится понятие «химическое равновесие» (на примере реакции димеризации оксида азота(IV)).
В 8-й главе изложены элементарные представления об органических веществах. Это самая большая по объему глава. Сначала объясняются причины многообразия органических веществ и излагаются простейшие способы их классификации. При рассмотрении особенностей строения органических веществ вводятся основные положения теории химического строения, кратко обсуждается явление изомерии.
При описании отдельных классов органических соединений мы ограничились веществами, имеющими практическое значение: предельные углеводороды, этилен, полимеры (на примере полиэтилена), спирты (метиловый и этиловый), углеводы (глюкоза, крахмал и целлюлоза), карбоновые кислоты (на примере уксусной), некоторые сложные эфиры и белки. Подробно обсуждены природные источники углеводородов и способы их переработки. В целом эта глава имеет чисто описательный характер, в ней мало уравнений реакций, но много структурных формул и иллюстраций.
В короткой заключительной главе рассмотрены общие физические и химические свойства элементов-металлов, способы их получения и применение в технике.
Завершается учебник 9-го класса практикумом. В приложении приведены значения pH многих известных растворов, рассмотрены условия протекания реакций ионного обмена и качественные реакции на неорганические ионы, перечислены характерные степени окисления элементов, рассмотрены способы получения и идентификации некоторых газов и описаны характерные свойства основных классов органических соединений.
В целом учебник получился довольно объемным, однако нам кажется, что приведенная в нем информация достаточно хорошо структурирована, а сам учебник логически выстроен и оформлен так, чтобы школьнику и учителю было удобно им пользоваться. Мы надеемся, что наши учебники позволят многим школьникам по-новому взглянуть на химию и понять, что это увлекательная и полезная наука.

Современная система химических олимпиад

«Демонстрируя особенности химического подхода к анализу явлений окружающего мира, мы старались показать связь наблюдаемых явлений с внутренней структурой вещества...» Фото Е.Крылова
«Демонстрируя особенности
химического подхода к анализу
явлений окружающего мира,
мы старались показать связь
наблюдаемых явлений
с внутренней структурой
вещества...»

Фото Е.Крылова

Система химических олимпиад – одно из ценных наследий советской системы образования. Ее ядром является Всероссийская олимпиада, проводимая министерством образования в пять этапов. В последние годы большое развитие получили предметные олимпиады вузов, результаты которых учитывались на вступительных испытаниях.
В 2004 г. эта система претерпела серьезные организационные изменения. Теперь вузам запрещено учитывать результаты собственных олимпиад на вступительных испытаниях. Это решение появилось неожиданно, когда подготовка многих олимпиад, в частности «Абитуриент МГУ», была в полном разгаре. Проводить вузовские олимпиады для школьников можно, однако юридической силы они уже не имеют. Как следствие, химический факультет МГУ отменил проведение ежегодной заочно-очной олимпиады «Абитуриент МГУ» по химии, физике и математике.
По новому положению вузы получили право принимать без экзаменов призеров различных этапов Всероссийской олимпиады по химии. Этой новой возможностью в полной мере воспользовался Московский университет. Если раньше без экзаменов на химический факультет МГУ принимались победители и призеры только финального этапа Всероссийской олимпиады, то в 2004 г. это право получили также победители и призеры окружного этапа (включая Московскую городскую олимпиаду) и региональных олимпиад. Поскольку число победителей и призеров региональных олимпиад превышает число бюджетных мест, для них на каждом факультете МГУ выделена некоторая квота.
Расширяя круг претендентов на бюджетные места, Московский университет рассматривает систему предметных олимпиад, в том числе химических, как реальную альтернативу ЕГЭ. Эта система действительно обеспечивает всем школьникам равный доступ к образованию и позволяет отобрать самых способных из них для продолжения образования в высшей школе. В этом году по новым правилам в МГУ без экзаменов поступит от 1000 до 1500 человек, в том числе 100–120 – на химический факультет.
В заключение мы хотим отметить новую бурно развивающуюся область химического образования – интернет-олимпиады по химии. Эта деятельность заслуживает всяческой поддержки, т.к. она реально работает на равнодоступность образования и широкое распространение химических знаний. Осенью 2003 г. химический факультет МГУ при поддержке компании «InnoCentive» провел первую интернет-олимпиаду по химии для студентов и аспирантов [17]. Задания олимпиады с решениями и результаты участников можно найти на интернет-сайтах: http://olymp.chem.msu.ru и www.chem.msu.ru. Эта олимпиада вызвала большой интерес в химическом сообществе и была высоко оценена ее участниками.
Были проверены концепция и организационные формы интернет-олимпиад по естественным дисциплинам. Теперь химический факультет МГУ будет проводить такие олимпиады и для школьников.
Московский университет совместно с Российской академией наук, институтом «Открытое образование» и Союзом журналистов России создали постоянно действующую организационную структуру под условным названием «Интернет-фестиваль знаний», которая будет проводить интернет-олимпиады для школьников по всем предметам, включая гуманитарные. Первые олимпиады – по химии и математике – запланированы на осень 2004 г. Не исключено, что со временем результаты и этих олимпиад будут учитываться при поступлении в ведущие вузы России.

Заключение

В нашем докладе затронуты лишь те направления взаимодействия высшей и средней школы в области химического образования, которые, во-первых, гарантировали бы элементарную химическую грамотность большинства населения и, во-вторых, успешную сдачу школьниками вступительных экзаменов в вузы (т. е. максимальную эффективность усвоения ими химических знаний). Сложность настоящего момента, на наш взгляд, в том, что сейчас проводится масштабная модернизация отечественной системы школьного и высшего образования.
Наши исследования показывают, что химическое образование в России находится на достаточно высоком уровне и имеет хорошие перспективы. Главное, что нас в этом убеждает, – это неиссякаемый поток юных талантов, увлеченных нашей любимой наукой, стремящихся получить хорошее образование и принести пользу своей стране. Такое же мнение высказывали и наши великие предшественники. Так, ординарный профессор Императорского Московского университета и первый выборный ректор МГУ князь Сергей Трубецкой 21 июня 1905 г. говорил [13]: «Нельзя забывать, однако, что университет не стоит особняком в системе просветительных учреждений страны. Высшая школа тесно связана со средней школой, и вслед за университетской реформой потребуется несравненно более трудная и сложная реформа средней школы, в которой дело обстоит еще хуже, нежели в университете, – реформа Вановского, ничего не создав, была чисто разрушительной по своими результатам. Не исправив коренных недостатков прежнего школьного режима, она внесла в школьное дело полнейший хаос, из которого нужно найти выход. А пока средняя школа будет давать университетам молодых людей, недостаточно подготовленных к высшему научному образованию, – не может быть прочного фундамента и у высшей школы. Здесь потребуется громадная и продолжительная работа, к которой государство должно привлечь все просвещенные силы страны. Все направления деятельности Министерства Народного Просвещения, которое привело к крушению среднюю и высшую школу, должно в корне совсем измениться. В школе – все будущее России, и никакие жертвы, необходимые для ее устроения и подъема, не должны останавливать правительство, которое хочет блага страны и пожелает поднять авторитет».
Наш оптимистический вывод о перспективах отечественного образования хочется подтвердить также цитатой второго российского Нобелевского лауреата И.И.Мечникова из его предисловия к русскому изданию в 1907 г. книги «Этюды оптимизма» [18]: «Наученный горьким опытом, я уже не решаюсь предсказывать наступление в России в ближайшем будущем периода, когда научный труд найдет себе большее приложение. Но я не вижу и причины тому, чтобы отвергать подобную возможность».

ЛИТЕРАТУРА

1. Fiske E.B. Smart Schools, Smart Kids: Why Do Some Schools Work. New York: Simon and Schuster, 1991, 296 p.
2. Образование, которое мы можем потерять. Сборник. Под общей ред. В.А.Садовничего.
М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Институт компьютерных исследований, 2002, 288 с.
 3. Гран Р.Й. Реформы образования и старшая школа. М.: Недра, 2003, 154 с.
4. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Рыжова О.Н., Лунин В.В. Школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены. Российский химический журнал, 2003, т. 47,
№ 2, с. 86–92.
5. Греф Г. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. М., 2002.
6. Бучаченко А.Л. Химия на рубеже веков: свершения и прогнозы. Успехи химии, 1999, т. 68,
№ 2, с. 99–118.
7. Леднев В.С., Рыжаков М.В., Шишов С.Е. Общая концепция федеральных компонентов государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В кн.: Учебные стандарты школ России. Книга 2. Математика. Естественно-научные дисциплины. Под ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н.Лазутовой. М.:
ТЦ «Сфера», Прометей, 1998, с. 6–22.
8. Проект федерального компонента образовательного стандарта общего образования. В 2 ч. Под ред. Э.Д.Днепрова, В.Д.Шадрикова. М.: Минобразования РФ, 2002.
9. Проект «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования». В 2 ч. Министерство образования РФ. М.: Готика, 2003, 206 с. (1-я ч.); 240 с. (2-я ч.).
10. Кудрявцев  Л.Д. Среднее образование. Проблемы. Раздумья. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003, 84 с.
11. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений (проект). М.: Институт новых образовательных систем, 2003, 44 с.
12. Образование в Российской Федерации. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, ЦИСИ, 2003, 255 с.
13. Сергей Николаевич Трубецкой. Справочно-информационная серия «Московский университет на пороге третьего тысячелетия». Вып. 12. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996, 148 с.
14. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. Современное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены. Выступление на втором Московском педагогическом марафоне учебных предметов 9 апреля 2003 г. Химия. ИД «ПС», 2003, № 21.
15. Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Оникс 21 век, 2004.
16. Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование с методическими рекомендациями. М.: Оникс 21 век, 2003.
17. Лунин В.В., Еремин В.В. и др. Интернет-олимпиада «Интеллектуальные возможности в химии» для студентов и аспирантов. Российский химический журнал, 2003, т. 47, № 5, с. 103–104.
18. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.: Издание «Научнаго Слова», 1907, 254 с.

Н.Е.КУЗЬМЕНКО,
профессор,
В.В.ЕРЕМИН,
доцент,
О.Н.РЫЖОВА
(Московский государсвенный
университет, химический факультет)

Рейтинг@Mail.ru