Химическое равновесиеРешение производственных задач 11 классЦель. Создание условий для активного,
сознательного, творческого применения на
практике полученных знаний и умений. ХОД УРОКА Организационный момент.
|
Области применения хлора |
Hемного поясню ситуацию: на этот завод
пришел новый коммерческий директор. Он изучил
условия производства, подсчитал затраты на
энергоресурсы и пришел к выводу о
неэффективности производства. Поэтому
руководство завода обратилось к нам с просьбой
подтвердить правильность вывода о
неэффективности производства при данных
условиях расчетами и предложить способы
увеличения выхода продукта.
Прочитайте, пожалуйста, текст запроса. Hаша
задача – составить полный отчет по данному
запросу, подтвердив все предположения расчетами.
Решение производственной задачи
Учитель. Hачнем с характеристики реакции. В тетради делаем записи.
1. Характеристика реакции.
Запишем уравнение данной реакции и по известному нам плану охарактеризуем ее. (План на столе перед каждым учеником – приложение 2. Ребята составляют характеристику реакции в тетради.)
(Ответ.
А Это реакция неполного окисления хлороводорода.
Б Это окислительно-восстановительная реакция. Ион хлора – восстановитель, кислород – окислитель.
В Это гомогенная реакция, т.к. все участвующие в ней вещества – газы.
Г Это обратимая реакция. Формула для расчета константы равновесия имеет вид:Кр = .
Д Реакция экзотермическая.
Е Реакция каталитическая (катализаторы – хлорид меди(II) и хлорид железа(III).)
Мы ответили на первый пункт запроса. Переходим к следующему пункту запроса.
2. Оценка эффективности производства.
Давайте подумаем, какой фактор позволит нам оценить эффективность производства.
(Ответ. Константа равновесия.)
Как константа равновесия связана с эффективностью производства?
(Ответ. Чем выше
значение константы равновесия,
тем выше содержание в реакционной смеси
продуктов реакции,
тем эффективнее производство.)
Нам нужно рассчитать константу равновесия. Формула для расчета нами уже составлена, воспользуемся ею (один ученик рассчитывает константу у доски):
Кр = = 0,2083.
Вывод (формулируют учащиеся). Поскольку значение константы равновесия меньше единицы, значит, производство малоэффективно. (Учащиеся записывают в тетрадь.)
Учитель. Итак, вывод нового коммерческого директора оказался верным – производственные затраты не окупаются вследствие малого выхода продукта реакции. Переходим к следующему пункту запроса.
В лаборатории
|
3. Факторы, влияющие на повышение эффективности производства.
Данная реакция обратимая. Какие факторы влияют на смещение равновесия?
(Ответ. Температура,
давление, концентрации
исходных веществ и продуктов реакции.)
Подумайте, в какую сторону нужно сместить равновесие реакции, чтобы повысить эффективность производства, и как нужно изменить перечисленные факторы, чтобы равновесие реакции сместилось в нужную нам сторону.
(Ответ. Поскольку
необходимый нам продукт реакции – хлор –
образуется
в результате прямой реакции, значит, равновесие
нужно сместить вправо.
Тогда повысится эффективность производства. Для
этого:
а) давление необходимо
повысить (прямая реакция идет с уменьшением
давления); б) температуру понизить (прямая реакция – экзотермическая); в) концентрации исходных веществ увеличить; г) концентрации продуктов реакции уменьшить (например, осушить при помощи серной кислоты).) |
Переходим к четвертому пункту запроса.
4. Расчетная часть.
Химическое равновесие характеризуется равенством скоростей прямой и обратной реакций. Если изменить одно из внешних условий (давление или температуру), происходит смещение равновесия. Следовательно, нарушается равенство скоростей прямой и обратной реакций. Наша задача – расчетами доказать нарушение этого равенства. Рассмотрим сначала воздействие давления на смещение равновесия. Какой закон химической кинетики определяет зависимость скорости химической реакции от давления?
(Ответ. Поскольку давление
находится в прямо
пропорциональной зависимости от концентрации
реагирующих веществ, то для расчетов
можно применить закон действующих масс.)
(Учащиеся дают формулировку закона.)
Давайте запишем выражение закона действующих
масс для прямой и обратной реакций для начальных
условий и после изменения давления.
Страничку тетради учащиеся делят пополам на две
колонки: в первой колонке производят расчеты для
прямой реакции, во второй – для обратной.
Прямая реакция | Обратная реакция |
---|---|
пр = kпр•[HCl]4•[O2] | обр = kобр•[H2O]2•[Cl2]2 |
пр1 = kпр•34•[HCl]4•3[O2] | обр1 = kобр•32•[H2O]2•32•[Cl2]2 |
пр1 = kпр•243•[HCl]4•[O2] | обр1 = kобр•81•[H2O]2•[Cl2]2 |
Учитель. Проверяем
результаты расчетов и делаем вывод.
Один ученик записывает результаты расчетов на
доске и формулирует вывод, который все остальные
записывают в тетрадь.
Вывод. В результате увеличения давления в три раза скорость прямой реакции будет превосходить скорость обратной реакции в три раза, что приведет к смещению равновесия вправо и увеличению выхода продукта реакции.
Учитель. Производственные мощности завода позволяют увеличить температуру на 20 градусов. Используя принцип Ле Шателье, ответьте, пожалуйста, приведет ли это к увеличению выхода продукта.
(Ответ. Hет, т.к. прямая
реакция – экзотермическая
и увеличение температуры приведет к ее
замедлению.)
Давайте проверим это расчетами. Какое правило нам поможет в этом?
(Ответ. Правило Вант-Гоффа.)
Учащиеся формулируют правило. Один ученик записывает на доске его выражение и рассчитывает изменение скорости для прямой и обратной реакций после повышения температуры на 20 градусов:
пр1/пр = 2,92 = 8,41,
обр1/обр = 3,72 = 13,69.
Учащиеся формулируют вывод и записывают его в тетрадь.
Вывод. Повышение температуры на 20 градусов на данном производстве нецелесообразно, т.к. приводит к снижению выхода продукта (после повышения температуры скорость обратной реакции превышает скорость прямой реакции в 1,6 раза).
Подведение итогов урока
Учитель. Ребята, на уроке мы с вами составили ответ на запрос химического производства. Подумайте, знания каких законов помогли нам это сделать.
(Ответ. Принцип Ле
Шателье, закон действующих масс,
правило Вант-Гоффа.)
Каков же главный итог нашего урока? Чему вы научились?
(Ответ. Hаучились
применять полученные ранее знания на практике.
Узнали, что изученные нами законы химической
кинетики
применимы на конкретных химических прозводствах
и позволяют оценить эффективность производства.)
Домашнее задание. Выполнить задания 1–4, приведенные в приложении 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 В расчетную лабораторию ЗАПРОСДля производства хлора на заводе используется метод Дикона, заключающийся в окислении хлороводорода кислородом воздуха: В настоящее время при высокой температуре и
умеренном давлении равновесие в реакционной
системе устанавливается при следующих
концентрациях реагирующих веществ: [HCl] = 0,2 моль/л,
Определите, приведут ли данные изменения внешних факторов к увеличению выхода хлора. Ответ подтвердите расчетами. Коммерческий директор |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 План характеристики химической реакцииА По количеству вступающих и
характеру образующихся в результате реакции
веществ (реакции разложения, замещения,
соединения, обмена). Для реакции ионного обмена
составить молекулярное и ионные уравнения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Задание 1 Реакция 2NO + Cl2 2NOCl + 73,3 кДж протекает с выделением теплоты. Задание 2 Реакция между газами протекает по уравнению: 4А + В 2С + 2D + Q. В какую сторону сместится равновесие этой реакции, если давление увеличить в 3 раза и одновременно повысить температуру на 20 градусов? Температурные коэффициенты прямой и обратной реакций равны 2,9 и 3,7 соответственно. Задание 3 Сместится ли равновесие обратимой газофазной реакции А + В 2С – Q при понижении давления в 2 раза и одновременном понижении температуры на 25 градусов, если температурные коэффициенты прямой и обратной реакций соответственно равны 3,0 и 2,1? Задание 4 При состоянии равновесия системы N2 + 3H2 2NH3 концентрации реагирующих веществ были следующими (моль/л): [N2] = 0,3, [H2] = 0,9, [NH3] = 0,4. Рассчитайте, как изменятся скорости прямой и обратной реакций, если давление в системе увеличить в 5 раз. В каком направлении сместится равновесие? |