Методы преподавания химии
|
«отбор материала для курса химии
|
Усилить гуманитарную составляющую
традиционного курса химии можно несколькими
способами. Один из них – изучение истории химии.
Многие современные представления о строении и
свойствах веществ можно донести до учащихся
именно через исторический подход. Однако курс
истории химии не в состоянии полностью заменить
курс химии. Такой курс можно предложить в
качестве элективного. Хотя элективный курс по
истории химии более востребован в классах
естественно-научного профиля, но может быть
полезен и в классах гуманитарного профиля в том
случае, если вместо отдельных
естественно-научных дисциплин преподается общий
курс естествознания.
Еще один путь усиления гуманитарного аспекта
химического образования – философский подход к
изучению вещества: от строения атома к строению
вещества, затем к его превращениям, воздействию
на эти превращения и т. д. Возможно также
разностороннее обсуждение таких проблем, как
пространственные и временны'е аспекты
химических процессов.
Число химических объектов чрезвычайно велико –
известны миллионы химических веществ, и каждый
день синтезируются сотни новых. В школьном курсе
химии невозможно рассмотреть даже классы всех
существующих веществ. В то же время не
профессиональный химик сталкивается с весьма
ограниченным кругом природных и синтетических
веществ и процессов с их участием. При этом
многие не замечают связи между веществами и
материалами, используемыми в повседневной жизни,
и химическими знаниями, полученными в школе. Это
порой приводит к неумелому использованию
различных химических препаратов и даже к
нанесению ущерба здоровью и состоянию
окружающей среды. Поэтому в курсе химии для
учащихся школ и классов гуманитарного профиля
(естественно, других профилей тоже) важно не
только назвать вещества и рассмотреть их
химические свойства, но и показать, где эти
вещества встречаются в природе и в быту, как
используются в повседневной жизни человека.
Следующий шаг в этом направлении – отказ от
традиционного подхода к рассмотрению химических
свойств веществ: класс веществ конкретное вещество химические свойства применение. Логическая цепочка
становится другой: применение вещество класс
веществ химические
свойства веществ данного класса. Так, нужно
рассматривать моющее действие мыла совсем не
потому, что это имеет отношение к солям
карбоновых кислот. Соли высших карбоновых кислот
и их свойства необходимо изучать, поскольку они
являются основой мыла.
То же самое относится и к химическим процессам.
Следует сказать учащимся, где в реальной жизни
они могут встретиться с этими процессами.
Конечно, можно рассматривать реакции
образования оксидов азота в теме «Химия азота и
его соединений» (так и надо делать в профильных
химических классах). Но ученика гуманитарного
класса эти реакции, несомненно, заинтересуют
гораздо больше, если обратиться к ним в теме
«Смог».
Таким образом, отбор материала для курса химии в
школах и классах гуманитарного профиля должен
основываться на потребностях повседневной жизни
человека, не являющегося профессиональным
химиком. Вдобавок к этому он должен полностью
включать в себя обязательный минимум содержания
образования по химии. Основные темы следующие:
химические аспекты экологии, энергетики,
повседневной жизни человека (бытовая химия,
медицина, питание), а также химические материалы
(неорганические и органические). Основываясь на
принципе усложнения химического содержания этих
проблем (особенно это относится к органической
химии, которая в основной школе изучается в очень
ограниченном объеме), была выработана следующая
структура курса химии для школ и классов
гуманитарного профиля.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА10 КЛАССХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯТема I. Химия атмосферы. 1. Воздушный океан. Состав
воздуха. Изменение атмосферы с высотой.
Формирование атмосферы. Атмосфера и климат. Тема II. Химия гидросферы. 3. Вода – уникальное
вещество. Строение воды. Физические и
химические свойства воды. Вода как растворитель.
Среда водных растворов. Тема III. Химия литосферы. 5. Кристаллы.
Кристаллические решетки. Образование
кристаллов. Применение кристаллов. Тема IV. Круговорот химических элементов. 7. Круговорот элементов,
преобладающих в атмосфере. Круговорот
углерода, кислорода и водорода. Круговорот азота. ХИМИЯ И ЭНЕРГЕТИКАТема V. Энергия углеродсодержащих веществ. 9. Углеводороды. Строение
углеводородов. Предельные, непредельные и
ароматические углеводороды. Тема VI. Современные проблемы энергетики. 11. Экологические проблемы
энергетики. Топливная энергетика.
Автотранспорт. МЕТАЛЛЫТема VII. Свойства металлов. 13. Химическая связь в
металлах. Положение металлов в периодической
системе. Физические свойства металлов. Тема VIII. Получение и применение металлов. 15. Получение металлов.
Химическое восстановление металлов. Электролиз. 11 КЛАССХИМИЯ В БЫТУ И В МЕДИЦИНЕТема I. Неорганические материалы. 1. Соединения кремния.
Природные соединения кремния. Керамика. Стекло.
Цемент и бетон. Тема II. Химия в домашнем хозяйстве. 3. Неорганические вещества.
Кислоты. Основания. Растворы кислот и оснований.
Соли. Пигменты. Тема III. Химия и медицина. 6. Лекарственные средства.
Здоровье и лекарства. Поиск новых лекарств. ХИМИЯ И ПИТАНИЕТема IV. Жизненно важные вещества. 8. Жиры, углеводы и белки. Тема V. Проблемы питания. 10. Пища как источник
жизненно важных веществ. Превращения пищи в
организме. Энергетический баланс организма.
Функции питательных веществ. Макро- и
микроэлементы. ПОЛИМЕРЫТема VI. Полимеры с углеродной цепью. 12. Синтетические полимеры.
Получение и свойства полимеров. Пластмассы. Тема VII. Полимерные углеводы и волокна. 14. Полимерные углеводы.
Крахмал и целлюлоза. Древесина и бумага. |
Актуальность вопросов экологии в
настоящее время не вызывает сомнения. В рамках
экологических проблем рассматриваются
химические процессы в газовой фазе (химия
атмосферы) и в водных растворах (химия
гидросферы), кристаллизация (химия литосферы), а
также взаимные превращения соединений некоторых
химических элементов с переходом из одного
агрегатного состояния в другое (круговорот
элементов в природе). Наряду с химическими
аспектами затрагиваются и общечеловеческие
проблемы: загрязнение окружающей среды и способы
его предотвращения.
Проблемы энергетики в современном мире вызывают
живой интерес. Рассмотрение нефти как важнейшего
источника энергии помогает осознанно подойти к
изучению строения и свойств углеводородов.
Понимание проблем энергетики невозможно без
обращения к тепловым эффектам химических
реакций. Энергетика является наиболее динамично
развивающейся отраслью и главным загрязнителем
окружающей среды. Устранение этих загрязнений –
одна из задач химии. Приводя примеры
альтернативных видов топлива, уместно
остановиться на спиртах. Таким образом удается
перейти к кислородсодержащим органическим
соединениям.
Металлы являются важнейшими химическими
материалами. Поэтому необходимо еще раз (после
основной школы) систематизировать сведения о
физических и химических свойствах металлов,
методах их получения и возможностях применения.
При этом удобно использовать электрохимический
ряд напряжений металлов, согласно которому можно
выделить активные, менее активные и малоактивные
металлы. Металлы подвержены воздействию
окружающей среды, поэтому особое место занимают
вопросы коррозии и защиты от нее.
Человек использует немало неорганических
материалов. Несмотря на кажущееся разнообразие,
практически все неорганические материалы
(помимо металлов) являются кислородными
соединениями кремния или солями кальция. Это
неудивительно, если учесть, что кислород и
кремний составляют три четверти земной коры, а
кальций является самым распространенным из
активных металлов. Поэтому обязательно нужно
обратить внимание на состав, строение, свойства и
области применения неорганических веществ
(используемых не только в строительстве и в быту,
но и при создании произведений искусства).
Постоянно увеличивается число препаратов
бытовой химии. Грамотное использование
химических веществ в домашнем хозяйстве требует
понимания их свойств. Здесь уместно еще раз
вспомнить химическую классификацию
неорганических веществ и рассмотреть препараты
бытовой химии с точки зрения химических свойств
кислот, оснований, солей. Характеризуя водные
растворы кислот и оснований, имеет смысл ввести
понятие рН. Для учеников гуманитарных классов,
как правило, интересующихся изобразительным
искусством, полезна информация о пигментах –
представителях разных классов веществ,
объединенных общими свойствами – наличием яркой
окраски и низкой реакционной способностью. В
быту используются представители важнейших
классов органических соединений: углеводороды и
их галогенпроизводные, спирты и фенолы,
альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты и их соли.
Последовательное рассмотрение этих веществ
соответствует традиционной классификации
органических веществ с точки зрения строения и
наличия определенных функциональных групп.
Химические проблемы медицины разнообразны и
сложны и не могут быть в полном объеме
рассмотрены в рамках школьной программы. Однако
среди многочисленных лекарственных средств
можно выбрать несколько веществ, для которых
принцип лечебного действия становится ясным из
их свойств (окислитель, основание, адсорбент).
Для каждого человека актуальны проблемы питания.
Здесь основное место занимает рассмотрение
состава, строения и свойств жиров, белков и
углеводов, процессов их превращений в организме,
а также биологических функций, в первую очередь
энергетической. Разбирая вопросы, касающиеся
источников питательных веществ, нельзя обойти
проблему восстановления и поддержания
плодородия почв путем внесения удобрений.
Завершается курс химии для школ и классов
гуманитарного профиля рассмотрением важнейших
органических материалов – природных и
синтетических полимеров, в том числе пластмасс,
каучуков и волокон.
Для данного курса химии разработан
учебно-методический комплект (10-е и 11-е классы).
Комплект включает учебники, практикумы (описания
лабораторных работ, задачи с пояснениями к
решению, контрольные работы в форме тестов,
творческие задания) и методические рекомендации
с поурочным планированием и вариантами
экзаменационных вопросов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и
классов гуманитарного профиля. Учебник.
10 класс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001, 128 с.;
Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и
классов гуманитарного профиля. Практикум.
10 класс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001, 144 с.;
Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и
классов гуманитарного профиля. Учебник.
11 класс. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002, 144 с.;
Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и
классов гуманитарного профиля. Практикум.
11 класс. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002, 128 с.;
Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и
классов гуманитарного профиля. Методические
рекомендации. 10 класс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2002, 80 с.;
Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и
классов гуманитарного профиля. Методические
рекомендации. 10–11 классы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА (в
печати).
Элективный курс «История химии»
для естественно-научного профиля
В газете «Химия»
|
Курс истории химии является частью общей
истории естествознания и в то же время частью
самой химии как одной из естественных наук.
Научное направление «история химии» возникло
практически одновременно с осознанием химии как
самостоятельной науки и продолжает активно
развиваться и в наше время. Написано огромное
количество монографий, посвященных истории
химии в целом, отдельным историческим периодам,
важнейшим аспектам истории химии, биографиям
известных химиков; накоплен огромный
фактологический материал.
Современные школьные учебники по химии обычно
включают небольшие исторические и
биографические справки о выдающихся открытиях и
знаменитых ученых. Однако систематического
курса истории химии для школы не существует. Опыт
работы со студентами-химиками показывает
отсутствие у выпускников школы ясного
представления об истории химии.
Усиление гуманитарной составляющей в точных и
естественных науках является сегодня одной из
важнейших задач образования.
Задача курса – проследить эволюцию основных
химических идей. Особое внимание уделено
последним достижениям, современному состоянию и
перспективам развития химии. Предполагается
ознакомить учащихся с основными химическими
дисциплинами: общая, неорганическая,
органическая, аналитическая, физическая,
коллоидная химия, а также с основами химической
технологии.
Данный элективный курс базируется на знаниях,
полученных учащимися в основной школе. Поэтому
его целесообразно изучать параллельно с базовым
курсом химии в 10-м или 11-м классе. Курс рассчитан
на 70 учебных часов в течение года.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСАТема I. Ранний период развития химии. 1. Зарождение химии в Древнем
мире. Химические представления в древности.
Использование биологических процессов
(брожение). Использование технических процессов
(спекание, сплавление). Развитие ремесел:
гончарное и стекольное производства, выплавка
металлов, получение красок и эмалей, ядов и
лекарств. Первые теоретические обобщения.
Древнегреческая натурфилософия. Тема II. Становление химии как науки. 3. Первые научные
представления в химии. Возрождение атомистики.
Развитие атомистических представлений.
Пневматическая химия. Открытие и исследование
диоксида углерода, азота, водорода, кислорода. Тема III. Развитие неорганической химии. 7. Периодический закон.
Первые попытки систематизации элементов.
Открытие периодического закона. Заполнение
пробелов в периодической системе. Появление
новых групп элементов. Тема IV. Развитие органической химии. 11. Первые шаги органической
химии. Использование элементного анализа для
исследования органических соединений. Развитие
синтеза органических веществ. Первые теории в
органической химии. Представления о валентности.
Теория строения органических веществ. Тема V. Развитие аналитической химии. 14. Качественный анализ.
Зарождение аналитической химии. Появление
систематического качественного анализа. Система
группового анализа. Использование аналитических
реагентов. Спектральный оптический анализ. Тема VI. Развитие физической химии. 17. Химическая термодинамика.
Появление термохимии. Становление
термодинамики. Учение о химическом равновесии. Тема VII. Современная химия. 23. Взаимосвязь химии с
другими науками. Математическая химия.
Химическая физика. Биохимия и молекулярная
биология. Изучение структуры белка, гемоглобина,
нуклеиновых кислот. Геохимия. Космохимия. |
Предлагаемый курс опирается на знания,
полученные учащимися при изучении базового и
профильного курса химии. Поэтому на первый план
выходит не объяснение материала, а его
самостоятельное изучение с последующим
обсуждением и обобщением на уроках. При этом
вводятся элементы исследования, предполагающие
анализ исторических текстов и самостоятельное
планирование учебно-исследовательских работ.
Основной формой занятий являются
уроки-консультации, уроки-дискуссии и
уроки-конференции.
Хотя история химии является в сущности
описательной наукой, рассмотрение эволюции
знаний о строении и свойствах веществ невозможно
без проведения химического эксперимента.
Учащиеся выполняют лабораторные опыты
индивидуально или группой из 2–3 человек в
соответствии с выбранной на
уроках-консультациях темой. В ходе проведения
опытов необходимо записывать наблюдения,
обсуждать полученные результаты, а по завершении
работы предоставить письменный отчет. Некоторые
химические опыты проводит учитель с помощью
учащихся в виде демонстраций на
уроках-конференциях. Чаще всего это сложные
опыты, требующие особой осторожности, или те, для
проведения которых используются малодоступные
вещества. В ходе выполнения
учебно-исследовательской работы учащиеся на
практике знакомятся не только с методами
получения и свойствами новых соединений, но и
отрабатывают навыки и приемы работы с
лабораторным оборудованием.
В ходе изучения темы проводятся дискуссии. По
каждой теме учащиеся готовят рефераты или
доклады, которые могут быть представлены на
заключительном уроке-конференции. Источниками
информации при выполнении учащимися
самостоятельной работы являются учебное
пособие, теоретический материал,
предоставленный учителем, а также
дополнительная литература, в том числе
справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы,
электронные библиотеки и т. д.
Учебно-исследовательская работа считается
выполненной успешно, если она содержит не только
историческую справку об открытии веществ и
изучении их состава и свойств, но и описание
методов исследования. В рамках элективного курса
деятельность учащихся оценивается в виде зачета.
Для получения зачета необходимо выполнить
лабораторную работу или подготовить
демонстрационный опыт с предоставлением
письменного отчета и составить письменный
доклад или реферат по выбранной теме с
последующей их презентацией на уроке-дискуссии
или на уроке-конференции.
Для данного курса разработан
учебно-методический комплект. Наряду с учебным
пособием предусмотрены методические
рекомендации для учителя, в которых приводится
описание лабораторных и демонстрационных
опытов, темы дискуссий и конференций, а также
хрестоматия, содержащая выдержки из изданий
малодоступных книг, текстов, переводов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С.
История химии. Элективный курс. 1) Учебное
пособие. 2) Хрестоматия. 3) Методическое пособие.
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (в печати).
Элективный курс
«Направление химической реакции»
для естественно-научного профиля
Одной из целей естественно-научного
образования в профильных классах является
выработка системного подхода к рассмотрению
химических процессов. Для категории учащихся,
выбравших это направление, уже недостаточно
простой констатации фактов, касающихся
химических свойств веществ. Важно научиться
предсказывать возможность протекания той или
иной химической реакции, находить способы
управления химическими процессами. Для этого
необходимо знать критерии протекания химических
реакций в заданном направлении и уметь
определять условия достижения химического
равновесия. В новом элективном курсе в качестве
таких критериев предлагаются энтальпия,
энтропия, энергия Гиббса, потенциал.
Рассматриваются возможности применения этих
критериев в различных системах (в стандартных и
нестандартных условиях) и ограничения по их
применению.
Школьники учатся определять условия (например,
температуру и давление), в которых реакция
становится равновероятной в прямом и обратном
направлении. Они приходят к пониманию, что можно
влиять на направление химической реакции.
Вот некоторые из рассматриваемых вопросов:
• смещение химического равновесия в
водных растворах;
• растворимость газов и твердых
веществ; гетерогенные равновесия раствор –
растворенное вещество;
• энергетика растворения и диаграммы
растворимости;
• предсказывание качественных и
количественных результатов кристаллизации;
• понятие «произведение
растворимости» для малорастворимых сильных
электролитов;
• использование протонной теории
Брёнстеда–Лаури при изучении кислотно-основных
свойств веществ.
Завершают данный курс химии основные понятия
химии комплексных соединений, включая
равновесия образования и разрушения комплексов
в водном растворе, и закономерности рассмотрения
сложных химических равновесий.
Элективный курс рассчитан на 70 учебных часов за
учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСАТема I. Критерии протекания химической реакции. 1. Энтальпия. Тепловой
эффект химической реакции. Экзо- и
эндотермические реакции. Первое начало
термодинамики. Стандартная энтальпия. Энтальпия
образования вещества. Закон Гесса. Критерий
Бертло–Томсена для определения возможности
протекания химического процесса. Тема II. Изменение направления химической реакции. 5. Влияние температуры.
Энтальпийный и энтропийный факторы. Возможность
протекания химической реакции в зависимости от
знака изменения энтропии и температуры.
Температура равновероятности прямой и обратной
реакции. Тема III. Смещение химического равновесия в водном растворе. 7. Равновесия
раствор–растворенное вещество. Растворы
газов в жидкостях. Смещение фазового равновесия
газ–раствор газа при изменении температуры и
давления. Растворы твердых веществ в жидкостях.
Диаграмма растворимости. Перекристаллизация.
Смещение фазового равновесия
электролит–раствор электролита путем изменения
концентрации ионов в растворе. Растворы
малорастворимых сильных электролитов.
Произведение растворимости. Условия выпадения и
растворения осадка малорастворимого сильного
электролита. |
В качестве основной формы организации
учебных занятий предлагается проведение
семинаров, на которых дается краткое объяснение
теоретического материала, а также решаются
задачи по данной теме. Для повышения интереса к
теоретическим вопросам, закрепления изученного
материала, а также отработки навыков
экспериментальной работы предусмотрен
лабораторный практикум. Кроме того, можно
использовать такие методы работы, как дискуссии
и ролевые игры.
Формами контроля за уровнем достижений учащихся
служат текущие, рубежные и итоговые контрольные
мероприятия, письменные творческие работы,
итоговые учебные проекты.
Элективный курс
«Основы строения вещества»
для естественно-научного профиля
Учение о строении вещества является одной из
важнейших составляющих химической науки.
Учащиеся профильных классов с углубленным
изучением химии имеют достаточную подготовку
для ознакомления с современными представлениями
о строении атома и химической связи, а также о
строении вещества в различных агрегатных
состояниях.
Рассмотрение строения атома с точки зрения
квантовой механики не только вводит в сложный
мир микрочастиц, но и облегчает понимание
периодического закона, структуры периодической
системы, свойств отдельных атомов и закономерное
изменение свойств элементов с ростом
порядкового номера атома.
При рассмотрении химической связи следует
подчеркнуть единство природы химической связи,
условность ее классификации и ограничения
отдельных ее моделей. Для предсказания геометрии
и химических свойств отдельных молекул
целесообразно использовать метод валентных
связей с привлечением гипотезы гибридизации
атомных орбиталей центрального атома. При
описании свойств веществ, находящихся в
конденсированном состоянии, необходимо
использовать все модели химической связи, а
также представления о межмолекулярных
взаимодействиях. Наряду со свойствами
индивидуальных веществ полезно рассмотреть
свойства некоторых дисперсных систем, а также
нестехиометрические соединения.
Данный элективный курс рассчитан на 35 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСАТема I. Строение атома. 1. Понятие о квантовой
механике. Квантование энергии электрона в
атоме. Двойственная природа электрона.
Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Тема II. Химическая связь. 5. Ионная связь.
Взаимодействие ионов. Ионные радиусы. Энергия
ионной связи. Тема III. Строение молекул. 9. Метод валентных связей.
Перекрывание атомных орбиталей. Механизмы
образования ковалентных связей. Тема IV. Конденсированное вещество. 11. Жидкости. Строение
жидкой воды. Жидкие кристаллы |
Основными формами ведения занятий
являются семинары с элементами лекционного
изложения материала. Изучение отдельных тем
сопровождается выполнением упражнений и
решением задач.
Строение вещества и его химические свойства –
две стороны характеристики химического
вещества, находящиеся в некотором противоречии.
Если вещество вступает в химическую реакцию, его
строение изменяется. Тем не менее курс «Основы
строения вещества» полезно сопровождать
экспериментальными работами, в которых
рассматривается влияние строения вещества на
его свойства.
Данный курс завершается контрольной работой.
Учебно-методический комплекс
«Школа – академия»
Один из вариантов профильного обучения
старшеклассников разработан в Московской
государственной академии тонкой химической
технологии (МГАТХТ) им. М.В.Ломоносова. Новый
подход призван ликвидировать барьер между
обучением в школе и вузе. Для этого был создан
особый поток студентов «Школа – академия».
Студенты этого потока (поток А) обучаются
одновременно в 11-м классе средней школы и на 1-м
курсе МГАТХТ – по три раза в неделю в каждом
учебном заведении.
Учащиеся поступают в академию, имея лишь 10-летнее
образование. Таким образом, химию эти студенты
учили лишь три года. При подготовке к поступлению
в МГАТХТ преподаватели химии в школах, которые
заключили соответствующие договоры с академией,
уделяют особое внимание основам общей химии.
Кроме этого, преподаватели МГАТХТ несколько раз
в течение учебного года проводят тестирование
школьников в процессе обучения в 10-м классе. В
конце года проводится итоговое тестирование и
зачисление в качестве студентов потока А
академии.
Такая предвузовская подготовка дает свой
положительный результат: студенты потока А
обычно не испытывают трудностей в начале
обучения на кафедре неорганической химии. Тем не
менее учебный план основного потока оказался
неприемлемым для данной категории учащихся.
Специально для студентов потока А разработана
особая учебная программа курса общей и
неорганической химии. За счет переноса части
учебного материала во второй семестр увеличено
время для изучения основ экспериментальной и
неорганической химии в первом семестре.
Билеты письменного экзамена по общей химии,
завершающего I семестр, были пересмотрены с тем,
чтобы усилить дифференциацию успевающих
студентов. Наряду с основными вопросами, без
ответа на которые невозможно получить
положительную оценку, они включают более сложные
вопросы, требующие умения творчески применять
полученные знания. Это по силам лишь тем
студентам, которые имеют хорошие и отличные
знания по предмету.
Во II весеннем семестре экзамен по химии s- и р-элементов
проводится по билетам основного потока.
Исключением является лишь теория комплексных
соединений, подробное рассмотрение которой
пришлось удалить из учебной программы потока А
из-за дефицита времени. В лекционном курсе
рассматриваются лишь некоторые положения теории
Вернера.
В академии обучение ведется по
«трехсеместровой» системе. Поскольку учащиеся
потока А не имеют возможности посещать занятия в
академии в III летнем семестре (ведь они
одновременно являются учениками выпускного
класса и должны в это время сдавать выпускные
экзамены), лабораторные работы по химии
проводятся по сокращенной программе. Пришлось
исключить из лабораторного практикума химию d-элементов.
На лекциях читаются лишь обзорные лекции по
химии d-элементов, а на практике отработать
эти темы, к сожалению, пока не представляется
возможным.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
|
Во время второго года обучения
продолжается выравнивание учебных программ
основного потока и потока А, поэтому и на II курсе
студенты потока А обучаются отдельно.
Такая система работы с учениками старших классов
проводится в МГАТХТ уже в течение 10 лет. Практика
показывает, что отсев студентов потока А во время
первого года обучения соизмерим с отсевом на
основном потоке. По мере взросления к III курсу
студенты потока А вполне адаптируются к условиям
обучения в МГАТХТ и в дальнейшем со значительно
меньшими потерями продолжают обучение в вузе.