В.Я.ВИВЮРСКИЙМЕТОДИКА
|
Прибор для получения аммиака |
Для проведения практической работы
составляют индивидуальные дифференцированные
задания, учитывающие уровень знаний,
экспериментальной подготовки и индивидуальные
особенности учащихся. По этим критериям, как
указывалось выше, в классе выделяют три группы
учащихся. При делении учеников на группы следует
иметь в виду, что решающим критерием являются
знания. В заданиях для каждой группы указываются
задачи и план работы, а также приводятся вопросы
для самоконтроля.
Учащимся первой группы выдают для работы
знакомое оборудование и реактивы и подробный
план работы, второй группы – известные
реактивы и оборудование, но краткий план работы, третьей
группы – известные реактивы и оборудование, а
план работы ученики составляют самостоятельно.
Различные варианты заданий имеют разный уровень
сложности, что позволяет всем учащимся работать
в полную меру своих сил и возможностей.
Первая группа учащихся выполняет не очень сложное задание.
ВАРИАНТ 1
Растворение
|
Задачи работы
1. Получить аммиак из хлорида аммония и
гидроксида кальция.
2. Доказать, что полученный газ – аммиак.
3. Проверить его взаимодействие с водой и
кислотами.
План работы
1. Собрать прибор для получения аммиака.
2. Проверить прибор на герметичность (как?).
3. Вставить комочек ваты в прибор (для чего?).
4. Приготовить пробирки или стаканы для
наполнения их аммиаком.
5. Осторожно нагреть по всей длине пробирку, в
которой находятся хлорид аммония и гидроксид
кальция (почему?).
6. Следить за началом выделения аммиака (по
каким признакам?).
7. собрать выделяющийся газ (как?).
8. Испытать полученный газ в пробирке (как?).
9. В пробирку или химический стакан с аммиаком
прилить немного воды и добавить в нее несколько
капель раствора фенолфталеина или
универсального индикатора.
10. В пробирку или химический стакан с аммиаком
прилить несколько капель концентрированной
соляной кислоты (что наблюдается?).
11. Составить уравнения химических реакций
получения аммиака и взаимодействия его с водой и
соляной кислотой.
12. Сделать соответствующие выводы.
13. Составить отчет о проделанной работе.
Вопросы для самоконтроля
1. Как определить герметичность прибора для
получения газов?
2. С какой целью вставляется вата в прибор при
получении аммиака?
3. Как определить начало выделения аммиака из
смеси веществ?
4. Почему для получения аммиака лучше брать
исходные вещества в твердом виде?
5. Для какой цели при получении аммиака добавляют
натронную известь?
6. Почему для обнаружения аммиака лучше брать
летучие кислоты?
7. Что представляет собой «дым», который
образуется при взаимодействии аммиака с
летучими кислотами?
8. Какие три способа распознавания аммиака вы
знаете?
По содержанию задание для этой группы учащихся имеет сходство с инструкцией в учебнике. В то же время оно отличается тем, что включает больше вопросов, требующих осмысленной деятельности учащихся.
Вторая группа учащихся выполняет более сложное задание.
ВАРИАНТ 2
Задачи работы
1. Определить зависимость выделения объема аммиака от:
· агрегатного состояния исходных веществ;
· применения натронной извести;
· участия в реакции хлорида аммония и гидроксида кальция.
2. Проверить зависимость способов собирания аммиака от его плотности и растворимости.
План работы
А. Теоретическая часть.
Обосновать:
1) целесообразность использования для получения
аммиака исходных веществ в твердом состоянии с
натронной известью;
2) преимущество применения смеси хлорида аммония
с гидроксидом кальция для получения аммиака
вместо других смесей солей аммония и
гидроксидов;
3) целесообразность собирания аммиака способом
вытеснения воздуха при укреплении сосуда в
штативе кверху дном.
Б. Экспериментальная часть.
1. Проверить зависимость реакции получения аммиака от:
· агрегатного состояния исходных веществ;
· участия в реакции натронной извести;
· участия в реакции хлорида аммония и гидроксида кальция.
2. Проверить зависимость собирания аммиака
способом вытеснения воздуха от положения сосуда.
3. Составить отчет о проделанной работе.
Вопросы для самоконтроля
1. В каких случаях для получения аммиака можно
брать исходные вещества в растворе?
2. Как влияет растворимость и плотность газов на
выбор способов их собирания?
3. Почему при наличии всех солей аммония и
гидроксидов лучше всего для получения аммиака
применять хлорид аммония и гидроксид кальция?
4. Можно ли по положению газоотводной трубки в
лабораторном штативе установить, легче или
тяжелее собираемый газ, чем воздух?
В задании для второй группы в плане работы выделяется теоретическая и экспериментальная часть. Учащиеся должны теоретически обосновать целесообразность своих действий, прежде чем приступить к выполнению эксперимента. Описание экспериментальной части дается в более общем виде и требует от них не только умения проводить эксперимент, но и делать самостоятельные выводы из полученных результатов.
Третья группа учащихся выполняет наиболее сложное задание.
ВАРИАНТ 3
Задачи работы
1. Проверить возможность получения аммиака из
следующих веществ, находящихся в твердом
состоянии и в растворе: хлорид аммония, гидроксид
кальция, гидроксид натрия и порошок натронной
извести.
2. Установить оптимальное сочетание этих веществ,
при котором получается наибольший выход аммиака.
План работы
А. Теоретическая часть.
1. Составить все сочетания веществ, при которых
можно получить аммиак.
2. Выбрать из них самый выгодный вариант
получения аммиака и обосновать его.
Б. Экспериментальная часть.
1. Разработать план и провести самостоятельно
эксперимент по проверке теоретических
предположений.
2. Составить отчет о проделанной работе.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие вещества могут быть использованы для
получения аммиака в лаборатории и
промышленности? Почему?
2. Какие факторы влияют на выбор исходных веществ
для получения аммиака в лаборатории и
промышленности?
Выполнение третьего задания требует от учащихся не только умения теоретически обосновывать явления, обобщать полученные результаты, но и получать нужную информацию из научной и научно-популярной литературы. Это задание, соответствующее третьему уровню, предполагает творческую деятельность.
Схема получения аммиака в промышленности |
Теоретическую часть работы второго и
третьего задания учащиеся выполняют дома за
несколько дней до начала ее проведения.
В ходе практической работы учащимся оказывается
индивидуально-дифференцированная помощь как
непосредственно, так и опосредованно.
Преподаватель, наблюдая за работой всего класса,
естественно, оказывает сам необходимую помощь
тем или иным ученикам или им помогают ребята,
которые принимали участие в подготовке этой
работы. Опосредованно дифференцированная помощь
всем группам учащихся оказывается при указании
задач и планов проведения практической работы и
постановке контрольных вопросов, ориентирующих
на определенный характер деятельности.
Дифференцированный подход к выполнению
практической работы по таким важным параметрам,
как сложность содержания, методы и средства
работы, характер помощи, создает благоприятные
условия для активизации познавательной
деятельности каждого ученика.
Преподаватели по аналогии с рассмотренной
практической работой могут самостоятельно
составить разного уровня групповые задания для
последующих практических работ и тем самым
реализовать в процессе химического эксперимента
задачу развития учащихся.