В
ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ |
Обобщающая таблица
«Алифатические углеводороды»
Тема «Углеводороды» – одна из основных в
курсе органической химии средней школы. Другие
классы органических веществ рассматривают как
производные углеводородов, и знания учащихся об
этих соединениях будут в дальнейшем постоянно
востребованы. Кроме того, в теме «Углеводороды»
впервые рассматриваются почти все теоретические
вопросы органической химии. Поэтому только
полное и углубленное понимание учениками
понятий этого раздела создает дидактическую
базу для осмысленного восприятия последующего
материала.
Перечислим некоторые новые понятия этой темы:
классификация углеводородов, общая молекулярная
формула, номенклатура, изомерия, электронное и
пространственное строение (гибридизация, - и -связи, способы их образования,
пространственная конфигурация молекул, смещение
электронной плотности), механизмы реакций
замещения, присоединения, полимеризации и т.д.
Для успешного усвоения этих понятий и
формирования цельного представления по всем
основным вопросам темы важно организовать
изучение каждого класса алифатических
углеводородов в определенной системе и
последовательности. Такой подход дает
возможность провести на высоком
научно-методическом уровне обобщение и
систематизацию знаний учащихся об алканах,
алкенах и алкинах.
В процессе изучения и обсуждения свойств
углеводородов мы используем наглядное пособие –
таблицу «Алифатические углеводороды». В ней в
определенной последовательности и в
соответствии с изучением углеводородов
представлены: классификация с указанием
названия (где можно иным цветом выделить суффикс,
определяющий принадлежность углеводородов к
определенному классу соединений), общая
молекулярная формула основных классов
алифатических углеводородов, названия первых
членов гомологических рядов, виды изомерии,
характерные для алканов, алкенов, алкинов. В
средней части таблицы изображены схемы атома
углерода, находящегося в sр3-, sр2-,
sр-гибридизации, а также показано
пространственное расположение электронных
облаков с указанием величины валентного угла и
длины связей между соответствующими атомами
углерода. В нижней части таблицы помещена
информация об особенностях химических связей и
важнейших реакциях алифатических углеводородов.
Опыт показывает, что таблица позволяет успешно
проводить уроки обобщения и систематизации
знаний, ее можно использовать в процессе
изучения темы, на семинарских занятиях, в период
подготовки к экзаменам. Таблица дает возможность
неоднократно возвращаться к вопросам
классификации, номенклатуры, изомерии, строения
углеводородов при учете и контроле знаний
учащихся, повторении и изучении других классов
органических соединений.
Таблица «Алифатические углеводороды»
изготавливается в крупном формате и
вывешивается в химическом кабинете школы. Она
служит постоянно действующим наглядным пособием
и несет большую дидактическую нагрузку на
протяжении всего периода изучения органической
химии.
Таблица
Алифатические углеводороды
Характеристика |
Углеводороды |
Предельные (алканы) |
Этиленовые (алкены) |
Ацетиленовые (алкины) |
Гомологический
ряд
и общая формула |
СН4 –
метан,
С2Н6 – этан,
С3Н8 – пропан, СnH2n+2
… … … … … …
С10Н22 – декан |
С2Н4
– этен,
С3Н6 – пропен,
С4Н8 – бутен, СnH2n
… … … … … …
С10Н20 – децен |
С2Н2
– ацетилен,
С3Н4 – пропин,
С4Н6 – бутин, СnH2n–2
… … … … … …
С10Н18 – децин |
Изомерия |
Структурная
изомерия |
Изомерия
углеродного скелетa |
|
|
|
|
Изомерия
положения кратной связи |
|
|
Пространственная
изомерия |
|
|
Межклассовая
изомерия |
|
|
Гибридизация
атомных орбиталей углерода |
|
|
|
Пространственное
строение молекулы первого члена гомологического
ряда |
|
|
|
Особенности
химических связей |
-Связь трудно поляризуется,
возможно свободное вращение атомов вокруг -связи |
В молекуле С2Н4
пять - и одна -связи; -связь
легко поляризуется, отсутствует свободное
вращение атомов вокруг двойной связи |
В молекуле С2Н2
три - и две p-связи; отсутствует
вращение атомов вокруг тройной связи |
Важнейшие
реакции |
Замещение
атомов водорода:
Разрыв связи
|
Присоединение
по месту разрыва -связи |
Присоединение
по месту разрыва -связей: |
Г.А.ПИЧУГИНА,
ассистент,
Г.И.ШТРЕМПЛЕР,
профессор Саратовского государственного
университета
им. Н.Г.Чернышевского
|