Учебно-Материальное обеспечение
|
«Представляемый учебно-методический
|
Сегодня мы говорим о создании в нашей стране
уникального системного учебно-методического
комплекса «Экологический практикум»,
позволяющего проводить разнообразные
химико-экологические практические работы.
Учебно-методический комплекс в целом и
отдельные, входящие в его состав учебные изделия
получили высокую оценку специалистов-педагогов
– методистов, практиков и ученых. Комплекс
«Экологический практикум» рекомендован к
широкому применению в системе среднего
образования ученым советом по проблемам
естественно-научного образования Института
содержания и методов обучения Российской
академии образования (протокол № 3 от 29 марта
2004 г.). Учебное пособие «Экологический
практикум» («Крисмас+», 2003 г.), включающее
методический материал для учителя и
карты-инструкции для учащихся, имеет гриф
«Допущено Министерством образования Российской
Федерации». Входящие в состав комплекса
«Экологический практикум» учебные комплекты для
оценки окружающей среды производства ЗАО
«Крисмас+» сертифицированы в системе
сертификации «УЧСЕРТ» при Российской академии
образования и используются учителями биологии,
экологии, химии, географии, а также ОБЖ и
технологии для практических работ в
соответствующих темах.
Существенно, что представляемый
учебно-методический комплекс имеет высокий
уровень межпредметной унификации. Такая
особенность обусловлена единым технологическим
подходом. Методики практической работы с
оборудованием, входящим в состав
учебно-методического комплекса, реализуются
учащимися с 9–11-х классов и ранее на базе уже
имеющихся у подростков знаний, умений и навыков.
Школьники исследуют экологические проблемы
разного масштаба и уровня, изучают окружающую
нас среду и разрабатывают меры по ее улучшению
или восстановлению. Получаемые знания, умения и
навыки имеют универсальное, общечеловеческое
применение и касаются каждого молодого человека,
его образовательного маршрута и жизненного пути
и здоровья.
Технические и методические решения, положенные в
основу функционирования наших учебных изделий,
предусматривают использование современных
подходов к оценке состояния окружающей среды
(воды, воздуха, почвы, продуктов питания) по
приоритетным показателям, применение
относительно простых методов и средств
экспресс-оценки. Учтена возможность
вариативного применения учебных изделий, а также
их использования при различных способах
организации учебного процесса, например по
модульному принципу.
Оборудование и пособия нашего «Экологического
практикума» соответствуют действующим
документам – «Перечням учебного оборудования…
для образовательных учреждений общего (полного)
среднего образования» по биологии и химии, –
утвержденным Министерством образования РФ в
2001 г. Оборудование обеспечивает реализацию
целей и задач учебного процесса в соответствии с
государственными образовательными стандартами
и учебными программами по ряду базовых и
профильных дисциплин. Существуют планы по
дальнейшей корректировке всего комплекта
«Перечней оснащения…» школьных
естественно-научных кабинетов.
Широкую известность приобрели
комплекты-лаборатории серии «Пчелка-У», «НКВ»,
«Растворенный кислород», «Комплект-практикум по
экологии», тест-комплекты и др. Следует отметить,
что в настоящее время поставки этого
оборудования осуществляются в основном для
удовлетворения потребностей учителей экологии.
Вместе с тем реализуемые в этих комплектах
методы являются химическими (точнее,
химико-аналитическими) и позволяют исследовать
химический состав воды, воздуха и почвенных
вытяжек как в полевых условиях, так и в
лабораториях (кабинетах, классах).
Традиционный химический анализ требует
технологий, которые неприменимы в современной
школе. По этой причине при создании комплектов
для школьников специалистами ЗАО «Крисмас+»
использованы полевые методы тестового,
полуколичественного или количественного
химического анализа. Такие методы достаточно
надежны и рассчитаны на «неспециалистов» –
школьников и учителей.
Оборудование для химико-экологического
практикума – тест-системы, тест-комплекты,
комплекты-лаборатории – содержит все
необходимое для выполнения анализа воздушной
среды, воды, почвенных вытяжек. В комплекты
входят готовые к применению реактивы и растворы,
средства их дозировки, емкости для отбора проб и
проведения химического анализа, принадлежности
и, конечно, контейнер, куда укладывается
содержимое комплекта. Таким образом
обеспечивается портативность и транспортабельность
комплекта. В состав комплектов входит
учебно-методическая литература и инструкции по
применению (в некоторые комплекты – руководства
по применению), выполненные на современном
полиграфическом уровне с множеством
иллюстраций, подробным и лаконичным изложением
порядка выполнения операций.
Остановимся на оборудовании и пособиях, входящих
в состав учебно-методического комплекса
«Экологический практикум».
Класс-комплект-лаборатория «ЭХБ»
(«экология – химия – биология») для
экологических
исследований воды, воздуха, почвы.
Комплект предназначен для лабораторного
(фронтального) экологического практикума в
средней школе по предметам естественно-научного
цикла (химия, биология, экология, естествознание)
на базе типового школьного кабинета. Он включает
36 опытов и практических работ по темам «Воздух»,
«Вода», «Почва», «Окружающая среда и здоровье».
Применяется для общеобразовательного и
естественно-научного (углубленного) профилей.
Имеется модификация для малокомлектных школ.
Класс-комплект-лаборатория «ЭХБ» – лауреат
международных выставок «Школа» и «Современная
образовательная среда на рубеже ХХI века» (2001 и
2002 гг.), победитель конкурса изделий
Межгосударственной ассоциации разработчиков и
производителей учебной техники (МАРПУТ) (2002).
Класс-комплект-лаборатория «ЭХБ» для
|
Состав класс-комплекта «ЭХБ»:
набор для учителя – 1 шт. (материалы и
принадлежности, реактивы и растворы,
тест-система – раздаточный материал для
учащихся);
методическое руководство для учителя с
комплектом карт-инструкций для обучающихся
(экологический практикум);
наборы для учащихся – 14 шт. (посуда,
принадлежности для работы, флаконы для реактивов
и растворов, дидактический материал –
карты-инструкции);
штатное оборудование для проведения некоторых
опытов, которым оснащены школьные кабинеты
химии, биологии, естествознания.
Сертификат № RU.ИОСО.00110.
Комплект-практикум экологический «КПЭ»
Комплект предназначен для углубленных
практических работ и опытов (повышенный уровень)
при демонстрационных работах, а также для работ в
малых группах. Он содержит 11 модулей-комплектов
для самостоятельного применения. Может
эффективно дополнять комплект «ЭХБ».
Практические занятия проводятся на основе
учебного издания «Экологический практикум»
(«Крисмас+», 2003 г.).
Комплект-практикум «КПЭ» ориентирован на
учащихся 9–11-х классов общеобразовательных школ
и учреждений дополнительного образования. Он
охватывает предусмотренные «Экологическим
практикумом» работы по следующим направлениям:
Комплект-практикум экологический «КПЭ» |
оценка
экологического состояния и загрязненности
водных объектов (воды) с помощью тест-комплектов
и тест-систем, определяемые компоненты –
органолептические показатели, кислотность (рН),
минеральный состав (сульфаты, карбонаты,
гидрокарбонаты, хлориды), растворенный кислород,
биогенные элементы (нитраты, нитриты), общая
жесткость (кальций и магний), металлы (железо
общее, хроматы, медь, калий и натрий), активный
хлор и др.;
оценка
экологического состояния и загрязненности
воздушной среды, содержание в воздухе СО2, SO2,
NO2 (методом индикаторных трубок), анализ
пыли, биоиндикация кислотных загрязнений
воздуха;
оценка
экологического состояния и загрязненности
почвы, приготовление почвенных вытяжек,
определение кислотности почвы (рН солевой
вытяжки) и ее засоленности (содержание солей в
водной вытяжке), определение механического
состава почвы и др.;
моделирование
химических загрязнений воздушной и водной сред и
их экспресс-анализ с помощью индикаторных трубок
и тест-систем;
оценка
содержания нитратов в овощах, фруктах, соках,
воде и др.
«КПЭ» представляет собой модульный комплект
оборудования, предназначенный для оценки
состояния окружающей среды по различным
показателям качества воды, воздуха, почвы,
продуктов питания.
Состав комплекта:
комплект-лаборатория «Пчелка-У» с комплектом тест-систем;
тест-комплекты «рН», «Растворенный кислород – БПК», «Общая жесткость», «Карбонаты», «Сульфаты», «Хлориды», «Нитраты» и др. (всего 11 модулей).
Модульное использование комплекта-практикума
в виде входящих в его состав тест-комплектов,
тест-систем и индикаторных трубок создает
благоприятные возможности для проведения
экспедиционных работ, полевых и выездных
практик. При использовании комплекта-практикума
совместно с такими приборами, как микроскоп,
шумомер, люксметр, радиодозиметр, психрометр и
другие, школьники и студенты могут выполнять
работы по комплексной экологической оценке
состояния окружающей среды.
Сертификат № RU.ИОСО.П00199.
Комплекты-лаборатории серии «Пчелка-У»
Эти комплекты предназначены для комплексных учебных экологических исследований. Они содержат широкий круг средств экспресс-контроля объектов окружающей среды – воздуха, воды, почвы, продуктов питания. Рассчитаны на проведение практических работ и опытов ознакомительного (начального), среднего и повышенного уровней, в зависимости от модификации. Комплекты применяют при демонстрационных экспериментах, фронтальной работе в малых группах обучаемых, полевой практике. Компоненты комплектов можно применять по отдельным темам и при фронтальной работе в классах с нормальной наполняемостью.
Комплект-лаборатория для учебных
|
Комплекты позволяют провести первичное экологическое обследование объектов окружающей среды и на практике ознакомить учащихся с современными методами такого обследования средствами экспресс-контроля.
Модификации.
· «Пчелка-У» (базовая модификация
серии) – универсальный комплект, сочетающий
наиболее широкий круг средств контроля
окружающей среды. Комплект рассчитан на
проведение практических работ ознакомительного
(начального), среднего и повышенного уровней.
· «Пчелка-У/хим» – комплект,
предназначенный для занятий
химико-экологической направленности среднего и
повышенного уровней.
· «Пчелка-У/почва» – комплект,
предназначенный специально для оценки
экологического состояния почвы.
Комплекты серии «Пчелка-У» могут применяться как
самостоятельно, так и быть эффективным
дополнением класс-комплект-лаборатории «ЭХБ»
для экологических исследований воды, воздуха,
почвы.
Состав комплектов серии «Пчелка-У» определяется
следующими направлениями практических работ:
оценка
содержания в воздухе химических
веществ-загрязнителей (CO2, SO2, NO2)
с помощью индикаторных трубок и
насоса-пробоотборника (все модификации);
оценка
экологического состояния почвы по кислотности
солевой вытяжки и солевому составу водной
вытяжки (модификации «Пчелка-У/хим»,
«Пчелка-У/почва»);
определение
основных показателей качества воды (модификация
«Пчелка-У/хим»);
моделирование
химических загрязнений в водах и экспресс-анализ
загрязненности воды с помощью тест-систем;
оценка
содержания нитратов в овощах, фруктах, соках и др.
Состав комплектов:
индикаторные трубки, экспресс-тест на пары аммиака, тесты для контроля загрязненности воды и водных вытяжек (модельных растворов), насос-пробоотборник воздуха НП-3М, мутномер и готовые к применению тест-растворы, химикаты и емкость для создания модельных воздушных смесей, принадлежности – ножницы, пинцет, вскрыватель и другие средства техники безопасности – очки, перчатки и др.
Учебно-методическое обеспечение. Комплекты снабжены следующей технической документацией и учебно-методической литературой:
руководством по применению, включающим рекомендации по учебному моделированию загрязнений воздушной среды и применению комплекта в ходе практических занятий по экологической оценке состояния окружающей среды (все модификации);
руководством по определению показателей качества воды полевыми методами (модификации «Пчелка-У/хим», «Пчелка-У/почва»);
руководством по определению экологического состояния почвы (модификация «Пчелка-У/почва»).
Сертификат № RU.ИОСО.П00198.
Комплекты-лаборатории серии «НКВ»
для определения показателей качества воды
полевыми методами
Комплекты-лаборатории серии «НКВ» предназначены для исследования качества воды и почвенных вытяжек по основным показателям (до 25 гидрохимических показателей) в полевых и лабораторных условиях. Они полностью автономны и применяются как в лабораторных, так и в полевых условиях. Имеются ранцевые модификации специально для экспедиционных условий, например для определения показателей качества воды полевыми методами при оценке экологического состояния водных объектов. Комплект позволяет выполнять анализ загрязненных природных вод, а также сточных вод и образцов почв.
Полевые комплекты-лаборатории серии «НКВ»
|
При анализах количественно
определяются:
массовая
концентрация катионов – аммония, кальция,
магния, натрия, суммы металлов;
массовая
концентрация анионов – гидрокарбоната,
карбоната, нитрита, нитрата, сульфата, хлорида,
фторида;
водородный
показатель (рН);
сухой остаток;
общая и
карбонатная жесткость.
Соответствующие показатели определяются в
почвенных вытяжках (водной, солевой).
Комплект также позволяет определять температуру
и органолептические показатели анализируемых
образцов воды (вытяжек). Комплект «НКВ» является
оборудованием, желательным для оснащения любого
кабинета химии, экологии, лаборатории окружающей
среды и т.п.
Сертификат № RU.ИОСО.П00200.
Набор химико-экологической
направленности
«Юный химик»
Набор незаменим для школьников 5–9-х классов,
интересующихся естествознанием, химией,
экологией и желающих заниматься постановкой
опытов в школе и дома. Он будет полезен детям,
вынужденным или желающим учиться экстерном, т.к.
создает пропедевтическую основу для дальнейшего
обучения.
Набор является модернизированным аналогом
известного набора «Юный химик», выпускавшегося
промышленностью СССР. При этом в наборе
предусмотрены новые опыты, в том числе
экологической направленности. В наборе учтены
все современные эстетические и эргономические
(антропометрические, физиологические,
психологические) требования к средствам
обучения, создано современное дидактическое
обеспечение.
Набор для опытов по естествознанию
|
Состав набора:
химическая посуда, лабораторные принадлежности, неопасные сухие химические реактивы и материалы для самостоятельного выполнения обучающимися 200 простых химических опытов, тест-система для определения нитратов в овощах, фруктах, зелени. К набору прилагается иллюстрированное пособие для школьников «Занимательные опыты с веществами вокруг нас» (руководство по использованию набора).
Рекомендовано Российской академией образования (решение Ученого совета по проблемам ЕНО ИОСО РАО, протокол № 7 от 29.10.2001 г.).
Учебное пособие «Экологический
практикум»*
с комплектом карт-инструкций
Учебное пособие
|
Настоящее издание представляет собой
методическое пособие по проведению
экологического практикума в курсах химии,
биологии, экологии средней общеобразовательной
школы, лицеев и гимназий, учреждений начального и
среднего профессионального образования.
Практикум проводится по унифицированным
методикам на учебно-материальной базе
соответствующих школьных кабинетов и учебных
лабораторий. Пособие включает 36 опытов и
практических работ по темам «Воздух», «Вода»,
«Почва», «Окружающая среда и здоровье». Многие из
описанных работ могут выполняться в полевых
условиях с применением портативных
тест-комплектов. Описания опытов и работ
выполнены в виде карт-инструкций,
иллюстрированных рисунками. В книге имеется
обширный вспомогательный материал, включающий
общие правила проведения практикума, описание
оборудования и операций, проводимых с ним,
информационно-справочный материал и др.
Пособие адресовано учителям, специалистам
дополнительного среднего образования и системы
повышения квалификации, преподавателям системы
профессионального образования. Пособие
рекомендуется также учащимся школ, лицеев,
гимназий, учреждений дополнительного
образования, начального и среднего
профессионального образования.
Допущено Министерством образования Российской
Федерации (письмо Минобразования
исх. № 13-58-290/77 от 05.03.2003 г.).
Серия практических руководств
(для учителей и учащихся)
Практические руководства предназначены для
оценки состояния воды, воздуха, почвы, продуктов
питания, биоты.
Оценка
экологического состояния
природно-антропогенного комплекса.
Руководство по
определению показателей качества воды полевыми
методами.
Оценка
экологического состояния почвы. Практическое
руководство.
Комплексная
экологическая практика школьников и студентов.
Программы, методики, оснащение.
Практическое
руководство по оценке экологического состояния
малых рек.
Мультимедийное
пособие-путеводитель на компакт-диске для
учителей и учащихся (ознакомление с
оборудованием и учебными пособиями, быстрый
выбор средств оснащения, изучение современных
средств и методов оценки состояния окружающей
среды в интерактивных формах, ознакомление с
учебными изданиями).
Сертификаты № RU.ИОСО.П00032, RU.ИОСО.П00033, RU.ИОСО.П00034,
RU.ИОСО.П00038.
Тест-комплекты для полевых анализов
воды
и почвенных вытяжек
Тест-комплект – набор химических расходных материалов, принадлежностей и документации, отличающийся простотой в использовании и достаточный для выполнения количественных и полуколичественных анализов в полевых, а также в лабораторных и производственных условиях. Тест-комплекты предназначены для количественного или полуколичественного экспрессного определения концентрации компонентов в воде и почвенных вытяжках. Используемые при анализах методы соответствуют принятым в практике санитарно-химического контроля и обеспечивают достоверность результатов при простоте и минимальной продолжительности анализа.
Тест-комплекты для учебных
|
Тест-комплектами определяются:
активный хлор, аммоний, железо, кальций,
карбонаты и гидрокарбонаты, растворенные в воде
кислород и углекислый газ, нитраты, нитриты,
общая жесткость, окисляемость (перманганатная),
ортофосфаты, рН (водородный показатель),
сульфаты, хлориды, щелочность, кислотность и др.
Сертификаты № RU.ИОСО.П00028, RU.ИОСО.П00029, RU.ИОСО.П00030,
RU.ИОСО.П00031.
Тест-системы
Тест-системы – наиболее простые средства сигнального или полуколичественного химического анализа. Они представляют собой товарную форму продукции с комплексом потребительских свойств, сочетающих максимальную экспрессность анализа, простоту применения, наглядность результата, доходчивость и лаконичность инструкции. Тест-системы применяются как самостоятельно, так и в составе более сложных портативных и лабораторных средств (тест-комплектов, комплектов-лабораторий, измерительных комплектов).
С помощью тест-систем Н.А.Осадчая
помогает
|
Тест-системы для анализа воды имеют
гидрофильную тканевую или бумажную основу,
содержащую сухую рецептуру. В большинстве
тест-систем основа и рецептура защищены
прозрачным полимерным покрытием. С помощью
тест-систем можно выполнять полуколичественные
анализы, а также качественные (индикационные)
оценки, причем время анализа составляет не более
3–5 мин.
ЗАО «Крисмас+» выпускает тест-системы для
определения рН, железа общего, железа(II) и
железа(III) в соединениях, нитратов, сульфидов, а
также солей меди(II), никеля, хрома и др. Особо
следует отметить тест-систему «Нитрат-тест»,
позволяющую анализировать овощи и фрукты и
оценивать содержание в них нитратов. Такая
оценка является косвенной характеристикой
условий выращивания и хранения продуктов.
Тест-системы для учебных
|
Тест-системы комплектуются инструкцией, водозащитной контрольной цветной шкалой для полуколичественной оценки концентрации соответствующего компонента.
* * *
Подробнее информацию о технических и
методических характеристиках изделий, входящих
в состав учебно-методического комплекса
«Экологический практикум», можно получить на
интернет-сайте http://www.christmas-plus.ru
либо запросив ее, связавшись с представителями
фирмы «Крисмас+»:
191119, Санкт-Петербург, ул. Константина
Заслонова, д. 6;
109316, Москва, Остаповский проезд, д. 13, стр. 1, офис
102.