Химические частицыПо мотивам проведенных уроковВ период заключительного повторения в
выпускном классе важно построить уроки таким
образом, чтобы охватить в определенной логике
всю систему теоретических и фактических знаний.
Эти уроки должны помочь учащимся в
самостоятельной работе с учебником, конспектами
и дополнительной литературой. Здесь следует
обратить внимание на структурные частицы
вещества, основные понятия, законы и теории
химии, классы неорганических и органических
веществ, количественные закономерности химии. На рис. 1 представлены структурные частицы атома.
Протон p – ядерная частица, относительная масса которой несколько больше единицы, а относительный заряд равен +1. Здесь и далее исходим из количественного определения: Ar(Х) = ma(X)/[1/12ma(12C)], где ma(X) – масса атома элемента Х,
ma(12C) – масса атома изотопа
углерода 12C. поз. 3: С + О2 = СО2; поз. 4: 2СО + О2 = 2СО2; поз. 5: Na0 – 1e = Na+, S0 + 2e = S2–; поз. 6: Fe3+ + 3e = Fe0; поз. 7: I– – 1e = I0; поз. 8: HCl + H2O H3O+ + Cl–; поз. 9: CH4 = + H•; поз. 10: + •CH3 = CH3:CH3; поз. 11: + OH– = NH3 + H2O; поз. 12: Fe2+ – 1e = Fe3+, Fe3+ + 1e = Fe2+; поз. 13: Cu2+ + 4NH3 = [Cu(NH3)4]2+; поз. 14: Fe2+ + 6CN– = [Fe(CN–)6]4–; поз. 15: C12H22O11 + 11/xH2SO4 (конц.) = 12С + 11/xH2SO4•xH2O. Эксперимент 1. Собрать прибор для получения NО (бесцветный газ) в реакции меди Сu (атомы) с разбавленной азотной кислотой НNО3. При открывании пробирки наблюдается превращение бесцветного газа в газ бурого цвета: Эксперимент 2. В пробирку с несколькими миллилитрами раствора йодида калия прилить такой же по объему раствор хлорного железа (концентрация растворов может быть минимальной). Наблюдается постепенное, но достаточно быстрое окрашивание раствора, усиливающееся со временем. Протекает реакция: Fe3+ + 3Сl– + K+ + I– = Fe2+ + 2Cl– + K+ + Cl– + 1/2I2. Подтвердить образование свободного йода можно реакцией с некрепким раствором крахмального клейстера: Эксперимент 3. К раствору сульфата меди(II) прилить несколько капель крепкого раствора аммиака (концентрация раствора такова, что ощутим запах аммиака). Раствор окрасится в интенсивно-синий цвет (см. выше реакцию к поз. 13). На следующем
уроке создаем рис. 2. Видно, что протон и нейтрон –
ядерные частицы, а электроны – атомные частицы.
Свойства атома повторяем всесторонне (учитывая и
физическую компоненту знаний). Ядра атомов могут
излучать -частицы,
превращаясь в элементы с меньшим зарядом ядра Z' =
Z – 2. В результате -излучения исходный элемент с зарядом
ядра Z превращается в элемент с зарядом Z ' =
Z + 1. При этом ядерный распад сопровождается 2Н2 + О2 = 2Н2О. Другой пример (см. далее) – получение полиэтилена из этилена. Примерами надмолекулярных структур могут служить вирус табачной мозаики и гемоглобин крови, состоящий из двух белковых цепей.
Задача учителя – демонстрировать учащимся общекультурную значимость и познавательную ценность своего предмета. Поэтому в схеме структурирования вещества и его частиц появляется запись – проявления жизни. Каков ее смысл? Существует особый род физических тел – носителей жизни. К ним относятся люди и многочисленные животные и растительные организмы. Процесс дыхания (поступление О2) обеспечивает жизнедеятельность мозга, перенос кислорода осуществляется надмолекулярной структурой – гемоглобином. Для получения энергии и строительного материала в организм человека – в желудок и пищевые пути – должны попасть белки, жиры, углеводы, витамины, многие химические элементы, в том числе ионы натрия, калия, железа, кальция. Молекулы сложных веществ, в том числе высокомолекулярных соединений, превращаются в низкомолекулярные соединения. В атмосферу через дыхательные пути выбрасывается углекислый газ. В живом организме осуществляется синтез сложных веществ (анаболизм), происходят многочисленные биохимические процессы. Знание общих принципов функционирования своего собственного организма необходимо каждому человеку. Вариантом
урока может быть классификационно-генетический
подход (рис. 3, см. с. 26). Он, собственно, вполне
соответствует содержанию прежнего решения (см.
рис 1), отличаясь формой. Конкретизация
осуществляется на носителе фундаментальных
свойств органических веществ – химическом
элементе углероде. Видно, что в ядре атома
углерода находится по шесть протонов и
нейтронов. На ближайшей электронной оболочке
вращается два s-электрона, на второй – тоже
два s-электрона и два неспаренных р-электрона.
И когда мы делаем запись «С0», то
представлять надо такую модель атома углерода и
интерпретировать ее записью . В результате перераспределения электронной
плотности атомы углерода могут находиться в На «химической» части рис. 3 показано шестичленное кольцо – повторяющаяся группа атомов в графите.
Под формулой молекулы метана мы видим атом углерода с тетраэдрической направленностью будущих связей в алмазе и предельных углеводородах. Образование метана прямым синтезом связано с разрывом ковалентных (очень прочных) углерод-углеродных связей (–С:С–). Поэтому только использование катализатора позволяет проводить процесс, хоть и с низким выходом продукта: Cn + 2nH2 = nCH4. Вообще, процесс восстановления проходит сложно: Возможен и процесс частичного восстановления: Окисление углерода кислородом и другими окислителями можно представить в виде: Для получения соединения углерода в двухвалентном состоянии, как показано на схеме генетических переходов, окисленную частицу необходимо восстановить: Естественно, что это состояние энергетически неустойчиво. Поэтому оксид углерода(II) горит голубым пламенем, отдавая ту энергию, которая была затрачена на его образование: 2СО + О2 = 2СО2 + Q кДж. Из карбида кальция можно получить ацетилен: СaС2 + 2Н–ОН = Са(ОН)2 + Н–СС–Н + Q кДж. Гидрированием ацетилена получают этилен,
который разными способами превращают в
полиэтилен. Достоинство такого подхода к организации материала в повторительный период состоит в том, что удается соединить в один блок разные вещи. Разговор о частицах связывает вещества неорганические с веществами органическими, что суть важно. Мы выбрали углерод, как видно, не случайно. Одновременно затрагиваются многие теоретические вопросы химии. По ходу повторения задаются вопросы, обозначенные в схеме, – простое вещество или сложное, низкомолекулярное или высокомолекулярное, какой класс оксидов, названия веществ, радикалов, типов химической связи; условия протекания химической реакции, экзотермическая или эндотермическая реакция. И, конечно же, даются определения понятий.
Существует
соблазн выйти за рамки темы урока, расширяя его
содержательную базу. В частности, сказать об
изотопах, изомерах, мономерах. Попробуем оценить
целесообразность рассмотрения этих понятий на
данном уроке, ведь время урока не резиновое.
Обратимся к самим понятиям.
Мономеры – это молекулы низкомолекулярных соединений, способные в реакции полимеризации или поликонденсации превращаться в высокомолекулярные соединения. Например: Как видно, названные понятия в силу
самостоятельного значения не могут быть
включены в содержание урока о частицах. Даже
краткое изложение, связанное с этими понятиями,
уводит нас далеко в сторону. Это не значит, что
нельзя мимоходом назвать их, обозначая тем самым
перспективу.
Изложенный подход очень удобен, т.к. в
наглядно-образной форме удается осуществить
классификацию частиц, дифференцировать понятия,
установить между ними связь, выявить, какое
понятие более узкое, а какое более широкое.
Любопытно отметить, что все понятия находятся в
отношении соподчинения с родовым понятием
«частица». Частица выступает как микротело и
микросистема различной природной организации,
сущность которой часто остается по ту сторону
нашего знания. Электрон – вещественная форма
материи, частица, многие свойства которой
изучены, но она все еще остается загадкой. То же
можно сказать о протоне и нейтроне. Все остальные
частицы, начиная с атома, – одноядерные или
многоядерные, электронейтральные или имеющие
электрический заряд, т. е. являются
микросистемами и микротелами одновременно. Это
касается и молекул, и надмолекулярных
образований с миллионными относительными
молекулярными массами и сложной геометрической
организацией. 0,05–0,25 нм < 1–100 < (> 100 нм). В принципе можно моделировать коллоидные частицы – для наглядности и лучшего восприятия: О коллоидном состоянии вещества можно говорить
при изучении гидролиза хлорного железа(III),
получении осадка йодида серебра и пояснении
опалесценции содержимого в пробирке. К
коллоидным растворам можно отнести белки в крови
и молоке, крахмальный клейстер, латекс,
используемый при получение каучука. Е.Г.ШМУКЛЕР,
|