О ЧЕМ
НЕ ПИШУТ В УЧЕБНИКАХ
О химии с
улыбкой |
Гуманитарная химия
Продолжение. Начало см. в № 13/2004
Хим-арт
Основные
цели искусства давно определены: отразить
окружающий мир и происходящее вокруг, а также
передать то состояние души, которое этому
сопутствует. Помимо воспитательных,
образовательных и прочих частных задач
искусство постоянно занято решением еще одной,
пожалуй, самой важной проблемы – разбудить
фантазию у читателя, зрителя, слушателя, проще
говоря, у «потребителя». Может быть, именно
поэтому многие получают больше удовольствия от
чтения романа, чем от просмотра фильма, снятого
по сюжету этого романа. При чтении книги читатель
становится настоящим соучастником событий, он
мысленно создает внешний облик героев, их голос,
походку, манеру одеваться, т.е. его фантазия
подключена к происходящему. При просмотре
экранизации романа все эти мелкие и в то же время
такие важные детали зрителю навязаны, не
остается места для собственной фантазии. Нет
соучастия – нет и самого важного элемента
воздействия искусства. Впрочем, истинные мастера
это прекрасно понимают и, готовясь к экранизации
романа, слегка меняют сюжет, сокращают диалоги,
вводят динамичные сцены и т.д. Если вы видите на
экране захватывающую погоню или
головокружительные трюковые съемки, то невольно
становитесь соучастником.
Следуя своей основной задаче, искусство
постоянно ищет новые приемы и формы. Так в 50-х
годах прошлого столетия возникло особое
направление в изобразительном искусстве,
называемое поп-артом (дословно – общедоступное
искусство). Произведения этого жанра
представляют собой причудливое сочетание
различных бытовых предметов: пивных банок,
коробок, кухонной посуды, стульев, кроватей,
украшенных обрывками газет и рекламных изданий.
Несмотря на внешнюю бессмысленность, такие
произведения, если они сделаны творчески,
невольно будят у зрителя оригинальные фантазии о
бренности существования, суетности бытия и в то
же время подчеркивают своеобразную поэтичность
окружающих нас предметов. В этом смысле задача
искусства в произведениях поп-арта часто
оказывается выполненной.
Мало востребованная до сих пор химия таит в себе
большие художественные резервы. Этим решил
воспользоваться московский скульптор М.Цивел. Он
считает, что лабораторная химическая посуда таит
в себе эстетическое очарование и вполне может
быть использована для создания скульптурной
композиции, названной им «Рождение вещества».
Созданное произведение вполне можно отнести к
жанру хим-арта.
Фотография
композиции, приведенной выше, не может в полной
мере передать буйную фантазию автора. Гораздо
содержательней принципиальная схема, помещенная
на выставке рядом со скульптурой, она детально
описывает все это громоздкое сооружение (см.
верхний рис.).
Если показанные ранее скульптуры Вини Бела (см. №
13/2004) действительно будят воображение, то это
творение вызывает совсем иные чувства, прежде
всего чувство удивления. Как много здесь грубых
ошибок, допущенных при сборке прибора!
Попробуйте сами отыскать хотя бы пять из них (на
самом деле их гораздо больше). Для того чтобы
облегчить задачу, укажем лишь одну ошибку. В
верхней части схемы находится обратный
холодильник (его внутренняя полость собрана из
соединенных между собой пустотелых шариков).
Ошибка состоит в том, что такой холодильник
используют только в вертикальном положении. Если
его расположить наклонно, то отгоняемая жидкость
будет частично задерживаться в полостях шариков
и не поступит в приемник.
Самое правильное – рассматривать это творение
как юмористическое произведение. Химик не может
без улыбки воспринимать подобное, но если вы
покажете такую схему человеку, далекому от химии,
то вся композиция вызовет скорее всего уважение:
«Ну надо же, какой сложный прибор! Наверное, в нем
получают очень нужное вещество, синтез которого
весьма непрост».
Знакомясь с творчеством, навеянным химией, мы
невольно становимся и критиками, и
искусствоведами, а потому будем подходить с
достаточно строгими требованиями. Известно, что
все крупные художники-портретисты, изображая,
например, военных, облаченных в парадные мундиры,
весьма точно и скрупулезно выписывали детали
форменной отделки, узор позумента и рисунок
орденских планок, работая так, чтобы не заслужить
упрек в малограмотности. Почему бы и к химическим
сюжетам не относиться с такой же строгостью?
Будем надеяться, что кто-нибудь из читателей
создаст вполне грамотное произведение хим-арта,
достойное той науки, которая его вдохновила.
М.М.ЛЕВИЦКИЙ
|