О ЧЕМ НЕ ПИШУТ В
УЧЕБНИКАХ |
Русские ученые-химики
в воздухе
Краткая летопись воздухоплавания в
России
906 г. При осаде Царьграда князь Олег,
воспользовавшись «поносным ветром», «сотвориша
кони и люди бумажны вооружены и позлащены, и
пусти по воздуху на град».
Время Иоанна Грозного (1533–1584). Осуществлен в
присутствии царя и народа полет смерда Никитки,
окончившийся отрублением головы «выдумщику за
дружество с нечистой силой».
1703 г. Петр Великий произнес такие слова: «Не
мы, а наши правнуки будут летать по воздуху, ако
птицы».
1731 г. Народная угроза закопать живым в землю
или сжечь подъячего Крякутного за его подъем в г.
Рязани на воздух с помощью воздушного шара,
надутого «дымом поганым и вонючим» и взнесенного
«нечистой силой выше березы».
Дни Бирона (1730–1740). Попов сын Симеон,
изобретатель парашюта, заморен голодом по
показанию Бирона, желавшего воспользоваться его
изобретением.
1751–1752 гг. Труды М.В.Ломоносова в области
изучения воздушных явлений и его попытка
устроить машину с крыльями, которая бы вверх
подымала метеорологические инструменты (модель
такой машины демонстрируется в музее
М.В.Ломоносова в Санкт-Петербурге).
1783 г. Вычисления Л.Эйлера, относящиеся к
воздухоплаванию.
На торжественом открытии Императорской
художественной школы в Санкт-Петербурге 18 ноября
профессор Кольрейор прочитал (на немецком языке)
сообщение о воздушном шаре Монгольфье.
24 ноября, в день именин императрицы Екатерины
Великой, при дворе был пущен маленький воздушный
шар.
|
Воздушный шар,
заполненный водородом
|
1784 г. 19 марта француз Менил (учитель
в одном княжеском доме в Москве) учинил подъем
воздушного шара на открытом воздухе.
Указ императрицы Екатерины II, ограничивавший
пускание воздушных шаров.
Подъем воздушного шара в г. Варшаве в присутствии
польского короля.
1785 г. Объявление господами Прейс о спущении
ими шара в Москве.
1786 г. Письмо графа А.А.Безбородко к графу
Н.П.Румянцеву «Об отказе воздухоплавателю
Бланшару приехать в Россию».
1788 г. Два полета в Варшаве Бланшара, причем во
втором участвовали граф Потоцкий и Ибрагим-паша.
1795 г. Первое в России предложение средства
управления воздушными шарами внесено в Академию
наук неизвестным лицом из г. Гродно.
1802 г. Попытка первого воздушного путешествия
в России, совершенная 17 октября
воздухоплавателем Черни (итальянец, давал уроки
опытной физики) в саду 1-го Шляхетного корпуса в
присутствии большого скопления людей1.
1803 г. В мае воздухоплаватель Гарнерен по
желанию императрицы Марии Федоровны совершил в
Павловске опыт спуска кошки на парашюте.
Три воздушных путешествия, совершенных
Гарнереном: 20 мая в Санкт-Петербурге со своею
супругою, 18 июля – с генералом от инфантерии
Львовым (первый русский человек, совершивший
полет на воздушном шаре!)2 и 20
сентября в Москве со своим соотечественником.
1803–1807 гг. Пребывание в России физика и
воздухоплавателя Г.Р.Робертсона (фламандца).
1804 г. Исключительно научное воздушное
путешествие, организованное по инициативе
Академии наук и совершенное Я.Д.Захаровым и
профессором Г.Р.Робертсоном, – первое в мире и в
России, состоялось 30 июня.
Воздушные путешествия г-жи Гарнерен и ее мужа со
спусками на парашюте и приглашением «российских
дам путешествовать по воздуху».
1805 г. Воздушные путешествия штаб-лекаря
Кашинского, первого русского воздухоплавателя,
состоялись 24 сентября и 1 октября. (Впоследствии
он – доктор медицины и хирургии, автор печатных
работ.)
|
Воздушный шар, на котором
Д.И.Менделеев
совершил полет из Клина 7 августа 1887 г.
|
Известие о намерении химика
А.Н.Чеботарева изобрести управляемый воздушный
шар.
1810 г. Императорское Московское общество
естествоиспытателей доводит до сведения
правительства заветные мысли ученого
В.Н.Каразина о необходимости устройства по всей
России метеорологических обсерваторий. Причем
Каразин предлагал использовать воздушные шары,
полагая их в числе средств, ведущих к
усовершенствованию метеорологии.
1828 г. Первая русская воздухоплавательница –
«россиянка девица Ильинская» в Москве.
1841 г. Снегирев из г. Курска направил в
Академию наук записку «Опыты над
преобразованием аэростатов», которая тщательно
и всесторонне изучалась академиками Б.С.Якоби и
Э.Х.Ленцем.
1851 г. Запрещение полицией продажи воздушных
шаров, спускаемых (т.е. запускаемых. – С.Т.)
посредством зажженной губки, напитанной эфиром,
во избежание пожаров.
|
Д.И.Менделеев,
1887 г.
|
1881 г. При Императорском Русском
техническом обществе создан отдел VII –
«Воздухоплавание» (Д.И.Менделеев был одним из
инициаторов его создания).
1887 г. Полет с научной целью Менделеева,
совершенный им без пилота шара, самостоятельно.
* * *
«Они нам дали путь чудесный
Быть там – в заоблачной стране.
И видно с высоты небесной,
Как жизнь идет здесь на земле…» |
Краткая летопись
воздухоплавания в мировой практике
Древняя Греция. Поэтическое предание о
Дедале и Икаре, деревянный голубь Архитаса (IV в.
до н.э.).
1638 г. Голдуин думал было подняться в воздух
«при помощи дрессированных гусей… Гуси, однако,
не поняли его…».
1772 г. Открытие водорода Г.Кавендишем привело
к попыткам устроить аэростат: профессор Кавалло
наполнял водородом бумажные шары и мыльные
пузыри.
1783 г. 5 июня Ж. и Э.Монгольфье наполнили
полотняно-бумажный шар горячим воздухом впервые
в мире (шар был в диаметре примерно 5 сажень, весил
13 пудов, пролетел 2 версты около г. Аннан).
27 августа под руководством профессора Шарля
механики братья Робэр изготовили шар диаметром
около 2 саженей из тафты, пропитанной раствором
резины в льняном масле. Этот шар «Globe» был
заполнен водородом (израсходовано 15 пудов серной
кислоты и 30 пудов железных опилок), запуск шара
произошел в Париже.
21 сентября состоялся первый в мире полет людей:
Пилатра де Розье3 и маркиза
Д’Арланда (шар пролетел около 1 версты, был в
полете примерно 25 минут, в поперечнике составил
около 7 саженей).
Профессор Шарль и механик Робэр пролетели на
своем шаре 34 версты, причем Робэр после этого
сошел, а Шарль пролетел еще 7 верст, поднявшись
примерно до высоты 2 верст (диаметр шара был около
4 саженей).
Монгольфьерам принадлежит первенство в
изобретении воздушного шара. Шарль же создал
первый настоящий аэростат: он ввел использование
шелковой ткани и жидкого для нее лака. Кроме того,
Шарль создал сеть, которая надевалась на баллон
аэростата для удержания от излишнего расширения
и разрыва в верхних слоях атмосферы (сеть
использовалась и для крепления корзины); он ввел
клапан на вершине шара для выпускания избытка
газа, первым использовал балласт и якорь. В свои
полеты Шарль уже брал термометр и барометр.
1784 г. Тирворт (Бельгия) заполнил шар
светильным газом.
1804 г. Ж.Л.Гей-Люссак (известный в то время как
химик и подаваемый в наших учебниках
исключительно физиком. – С.Т.) по поручению
Парижской академии наук 16 сентября один совершил
научное воздушное путешествие (пролетел 160 верст,
полет длился 6 часов, он достиг высоты около 7
верст), но этот полет был совершен немного
позднее полета Я.Д.Захарова и Г.Р.Робертсона.
Примечание. Повторные полеты с научными
целями были затем совершены почти через 50 лет:
Барраль и Биско (1850), Реш (1850), Уэльш (1852), Глешер
(1862), Менделеев (1887).
Первый российский полет с полностью
научными целями
Целенаправленная подготовка к этому полету
началась в Академии наук (Санкт-Петербург) 28
марта 1804 г. Активнейшее участие в подготовке
принимал академик Т.Е.Ловиц, который сотрудничал
с Робертсоном. Захаров помогал Ловицу и
разрабатывал с ним опыты, которые следовало бы
выполнить в верхних слоях атмосферы.
При этом отметим, что Захаров4
еще за год до полета (в июле 1803 г.) получил водород
разложением водяных паров, «посредством
раскаленного железа»:
3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2,
и наполнил «водотворным гасом5
шар». Фактически это была первая промышленная
установка по получению водорода.
16 июня из-за серьезной болезни Ловица6
дело полета было полностью передано Якову
Дмитриевичу Захарову.
Для предстоящего полета была составлена
обширная программа научных исследований и
подготовлено соответствующее для этой цели
оборудование: 1) 12 склянок с кранами в ящике с
крышкой; 2) барометр с термометром; 3) термометр; 4)
электрометр с сургучом и серой; 5) компас и
магнитная стрелка; 6) секундные часы; 7)
колокольчик; 8) голосовая труба (рупор); 9)
хрустальные призмы; 10) известь негашеная и
некоторые другие вещества для физических и
химических опытов.
Шар стали заполнять «водородным гасом» в саду
1-го Кадетского корпуса в присутствии членов
Академии наук и многих знатных особ. «Вода
разлагаема была посредством серной кислоты и
железных, большей частью чугунных, от сверления и
точения стружек. Снаряд химический состоял из 25
бочек, из коих проведено было в один чан по одной
жестяной трубке. Для отделения углекислого газа
всыпана была в воду негашеная известь. В каждую
бочку положено было по 3 пуда стружек и влито по 15
пудов воды и по 3 пуда серной кислоты. Наполнение
началось в 11 часов пополудни… Водотворного гаса
получено 9000 кубических футов».
|
Большой привязанный аэростат
Жиффара,
на котором Д.И.Менделеев поднимался
в 1878 г. в Париже
|
Вес шара со всеми приборами составил 5
пудов 2 фунта; вес Робертсона и Захарова – 8 пудов
10 фунтов; инструменты и другие для опытов приборы
– 1 пуд 1 фунт; платье – 18,5 фунта; бутылки с водой и
съестной припас – 21,5 фунта; балласту взято – 2
пуда 30 фунтов. Всего шар со снаряжением весил 18
пудов 3 фунта.
В дне лодочки Захаров установил зрительную трубу
для лучшего определения своего местонахождения
в полете.
Заполнение шара завершилось к 4 часам пополудни,
он имел 27 французских футов в диаметре. Все ждали
государя императора, но тот не прибыл, и в 7 часов
вечера произошел старт: шар, «поднявшись вверх
слишком на 2 версты, опустился, не встретив
никаких неудобств, того же вечера в 10.45 в 60
верстах от С.-Петербурга…».
Подробности научного полета
Во время подъема Робертсон управлял шаром:
следил за высотой и сбрасывал балласт. Захаров
проводил все намеченные измерения: на каждый
дюйм падения давления он открывал кран очередной
бутылочки с краном и заполнял ее воздухом
соответствующей данному давлению высоты (на
земле давление было 30 дюймов, последнее
наполнение бутылочки было выполнено при
давлении 22 дюйма). Дважды были выпущены птицы:
первый раз два чижа и голубь, второй раз – голубь.
Было отмечено, что птицы не стремились лететь
вниз, а пытались сидеть на корзине шара – их
пришлось отгонять, чтобы они летели к земле.
На высоте, где давление было 22 дюйма
(максимальный подъем шара, примерно 2631 м), Захаров
выполнял следующие эксперименты: «На сей высоте
делал я наблюдения самим собою, над
электрическим веществом и магнитом…
Электрическое вещество на сей высоте действие
свое показывало; ибо сургуч, быв потерт об сукно,
приводил Бенетов электрометр в движение... Пульс
был в минуту столько же раз, как и на земле, именно
82 раза, дыхание было у меня… 22 раза в минуту…»
Захаров и Робертсон планировали летать до
рассвета и наблюдать восход солнца (был период
белых ночей), но состояние атмосферы и то, что
окончился балласт, вынудили их начать спуск. Шар
мягко приземлился прямо перед дворцом генерала
П.Г.Демидова в 61 версте от Санкт-Петербурга.
Из воспоминаний Захарова7: «С
целью подъема шара как можно выше (балласт уже
был израсходован) кинул я свой фрак, также
оставшийся после моего весьма аппетитного на
шару ужина съестной припас… даже инструменты,
тогда мы поднялись еще выше».
Из воспоминаний Робертсона8:
«…г-н Захаров не хотел дать пощады шампанскому
до последнего бокала и приглашал меня проявить
симпатию до конца к соответствующему вину… Мы
хотели выполнить при возвышении груду опытов, но
солнце… скрылось совершенно для нас неба
жителей и нам мешала влажность».
При спуске Захаров и Робертсон связали все
инструменты и теплое белье в один узел и
перебросили за борт лодочки «все оное вместо
якоря… Между тем г. Робертсон выпускал
мало-помалу гас, отчего шар медлительно
понижался и так тихо опустился, что мы даже не
почувствовали ни малейшего удара…».
При этом большая часть инструментов (в том числе
часть бутылочек с пробами воздуха) были утрачены
при посадке или повреждены.
Воодушевленный успешным полетом, Захаров был
готов совершить еще не один полет, он строил
новые планы и программы, но следующий научный
полет совершил в России только Менделеев спустя
80 лет.
Итак, русским ученым Петербургской академии наук
принадлежит с тех пор честь быть организаторами
первого в мире воздушного путешествия с научной
целью. Русские химики уже 200 лет назад (1804–2004)
поднимались в воздух!
1 15 октября 1802 г. граф Каменский
отдал своеобразное распоряжение квартальному
надзирателю: «Скажи профессору Черни, что на
завтрашний день шар его может наедаться на месте,
но послезавтра в 11 часов поутру, хоть тресни, хоть
он сам профессор роди, а шар его лети». Шар тем не
менее не полетел: «боченок лопнул с камфарою»,
что вызвало насмешки собравшихся. В том же году
профессор Черни «волею Божию помре».
2 Львов Сергей Львович, 61 год,
бывший фаворит князя Г.Потемкина, известный
остряк. По поводу его полета тут же были сложены
стихи: «Генерал Львов / Летит до облаков, / Просит
богов / О заплате долгов», а народные поэты почти
сразу же добавили еще строчки: «А на землю как
спустился, / Так ни с кем не расплатился».
В этом же полете был на парашюте спущен кролик.
Гарнерен из склянок, бывших с ним, выливал воду и
наполнял их «воздухом высшей страны, по желанию
одного славного Рижского химика».
3 Пилатр де Розье погиб в 1795 г. при
попытке перелета Ла-Манша от взрыва воздушного
шара, который представлял собой соединение монгольфьера
и шарльера. Аэростат в то время называли
монгольфьер, если он был заполнен горячим
воздухом, и шарльер, если он был заполнен
водородом или другим легким газом.
4 Я.Д.Захаров (03.10.1765–02.10.1836) –
академик в 33 года (с 1798 г. по указу императора
Павла I); окончил академическую гимназию, учился в
Геттингене (1785–1789); читал публичные лекции на
русском языке (1793–1795, 1798–1802). Его старший брат –
известный архитектор А.Д.Захаров.
5 См.: Телешов С.В. Над пламенем
гаса тихо горящего… Химия, 2000, № 30, с. 1–2.
6 Товий Егорович Ловиц скончался 25
ноября 1804 года 47 лет от роду.
7 Из рапорта в Академию наук
академика Я.Д.Захарова о воздушном путешествии,
совершенном
30 июня 1804 г.
8 18 августа 1804 г. Робертсон
совершил самостоятельный полет в г. Риге, а затем
из Петербурга переехал в Москву, продав (по
личному предложению императора) свой физический
кабинет Академии наук.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Игнатович-Завилейский В.В. Воздухоплавание
и его успех. Киев, 1885;
Груздев Ф.С. Завоевание воздуха. С
приложением статьи А.Эвальда о наилучшем типе
летательных машин. СПб., 1897;
Журнал «Летун». 1913, № 1;
Лобко Л.Л. Краткий указатель русской
литературы о воздухоплавании. СПб., 1884;
Перелет на шаре из С.-Петербурга в Кронштадт.
Русский вестник, 1859, № 14;
Раскин Н.М. Яков Дмитриевич Захаров. Л., 1979;
Рассуждение о воздушных шарах, горючим воздухом
наполняемых. СПб., 1783;
Родных А.А. История воздухоплавания и летания
в России. СПб., 1912;
Родных А.А. Иллюстрированная летопись
воздухоплавания и летания в России. С
приложением истории военного воздухоплавания на
Руси со времен Олега по конец царствования
Николая I.
СПб., 1914.
С.В.ТЕЛЕШОВ
|