В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ
УЧИТЕЛЮ
Из опыта работы |
Кислород. Оксиды. Горение
Обобщающий урок
Берегите эти земли, эти
воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.Е.Евтушенко |
Учитель. Предлагаю совершить
увлекательное космическое путешествие на
соседние планеты Солнечной системы. Поэтому в
классе сформируем три космических корабля.
1-й ряд – это экипаж космического корабля № 1,
эмблемой которого служит молекула кислорода О=О,
ведь жизнь на нашей планете связана именно с этим
веществом.
2-й ряд – это экипаж космического корабля № 2,
эмблемой которого служит листик
– источник
кислорода на нашей планете.
3-й ряд – это экипаж космического корабля № 3,
эмблемой которого служит пламя – символ любого
процесса горения.
У вас на столах карта оценки участия в
космической экспедиции, включающая ряд этапов.
Ваша задача состоит в том, чтобы оценить работу
соседа либо свою работу по следующим критериям:
– умница!
– молодец,
но…
– не все
потеряно!
Карта участия в космическом
путешествии
Фамилия,
имя |
Этапы и оценка
их выполнения |
Итог |
1 |
2 |
3 |
4
(доп.) |
|
|
|
|
|
|
Чтобы путешествие в звездные миры
удалось на славу, проверим готовность экипажей.
Внимание! Стартовое задание.
У вас на столах лист с вопросами по изученной
теме. Работаем парами. Задаем друг другу вопросы:
на нечетные отвечают учащиеся I варианта, а на
четные – II варианта. По окончании работы
поставьте друг другу оценку за 1-й этап.
Стартовые вопросы
1. В составе каких неорганических и жизненно
важных органических веществ содержится
кислород?
2. Что является источником кислорода на нашей
планете?
3. Используя рисунок, охарактеризуйте физические
свойства кислорода.
4. Из каких кислородсодержащих веществ получают
кислород в лаборатории?
5. Что такое катализатор?
6. Перечислите методы собирания кислорода в
лаборатории.
7. На каких физических свойствах кислорода
основаны эти методы?
8. Где применяется кислород?
Учитель.
Внимание! Три, два, один – пуск! И вот перед нами
расстилается космическое пространство.
Что такое? Экраны космических кораблей
высвечивают важную информацию: «Добро
пожаловать на нашу планету!»
Идем на посадку на планету Юпитер. Нас встречает
житель этой планеты – добрый робот Железяка. Он
очень гостеприимен и страшно любопытен. Чтобы
утолить его любопытство, придется экипажам
потрудиться и рассмотреть вопросы, интересующие
жителей планеты.
Я ловлю сигналы, которые передает Железяка,
перевожу их вам. Ребята, это же вопросы,
касающиеся свойств удивительного вещества нашей
планеты – кислорода, который обеспечивает
протекание в воздушной среде многих химических
процессов. Отметим наиболее важные из них.
1-й экипаж
1. Что является источником жизни на Земле?
2. Что такое реакция горения?
2-й экипаж
1. Что такое окисление?
2. Что это за процесс медленного окисления?
3-й экипаж
1. Какие вещества образуются в результате
реакций окисления?
2. Что такое оксиды?
Задания на сообразительность
1. Напишите формулы всех оксидов, которые можно
составить из записей в приведенных карточках.
Число карточек равно числу оксидов.
2. Вместо знаков вопроса вставьте пропущенные
формулы с коэффициентами.
Учитель. Путешествие продолжается…
Что такое? На экранах космических кораблей
высвечивается новый сигнал: «Держите курс на
планету Сатурн…»
Жители планеты Сатурна не могут упустить такую
возможность – поговорить с землянами. Они тоже
поймали сигналы от Железяки. А нам для перелета
на другую планету необходимо заправиться.
Для заправки космических кораблей используют
топливо, в состав которого входят соединения,
содержащие углерод и водород. Качество топлива
определяется его теплотворной способностью, т. е.
количеством теплоты, выделяющимся при горении.
Теплотворная способность тем выше, чем богаче
вещество углеродом. А вот какие из предложенных
соединений богаче углеродом, какое количество
теплоты выделится в результате реакций, решите
сами, выполнив расчетную задачу.
Примеры расчетных задач
Карточка 1
Сколько граммов оксида углерода(IV) образуется
при окислении 1,6 г метана СН4?
Карточка 2
На основе термохимического уравнения реакции
горения этилена
С2Н4 + 3О2 = 2СО2 + 2Н2О
+ 1400 кДж
рассчитайте, сколько выделится теплоты, если в
реакцию вступило 16 г кислорода.
Карточка 3
Какое из соединений богаче углеродом (в % по
массе): метан СН4 или пропан С3Н8?
Карточка 4
Сколько граммов кислорода и воздуха потребуется
для сжигания угля, если при этом образуется 440 г
углекислого газа?
Учитель.
Поставьте себе оценку сами, ответы на задачи
записаны на доске.
Мы заправили космические корабли жидким
топливом, которое является продуктом
переработки нефти. Поскольку теплотворная
способность нефти и ее продуктов исключительно
велика, горючего хватит на долгое время, держим
курс на планету Сатурн. Вот мы добрались.
Опускаемся на планету Сатурн. Странно, атмосфера
этой планеты состоит из газов метана и аммиака.
Инопланетян интересует вопрос о составе воздуха
на нашей родной планете. К работе подключается
каждый экипаж.
Работа в группах с творческим заданием. На
обсуждение задания дается 3 мин. Еще по 2 мин
отводится для выступления – защиты задания.
Оценку выступающим дает учитель.
Творческие задания
Задание 1-му экипажу. Прочитайте
внимательно отрывок из романа А.Беляева
«Продавец воздуха»: «Мистер Бейли открыл шестую
дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед
нами был огромный подземный грот. Десятки ламп
освещали большое озеро, вода которого отличалась
необычайно красивым голубым цветом. Казалось,
как будто в эту подземную пещеру упал кусок
голубого неба.
– Жидкий воздух, – сказал Бейли. Я был поражен. До
сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух
только в небольших сосудах нашей лаборатории».
|
1. О каких сосудах идет речь?
2. Какая бытовая емкость напоминает этот сосуд?
3. Объясните, почему жидкие газы в них долго
сохраняются и почему нельзя плотно закрывать эти
сосуды. |
|
Задание 2-му экипажу. При
выполнении практической работы «Получение
кислорода и изучение его свойств» ученик
действовал так: он налил в пробирку раствор
перманганата калия (марганцовки), закрыл
пробирку пробкой с прямой газоотводной трубкой,
на которую надел вверх дном пустую пробирку, и
стал ждать. Закончился урок, но лучинка, которую
ученик подносил к отверстию пробирки-приемника,
так ни разу и не вспыхнула.
|
1. Какие ошибки допустил
ученик?
2. Соберите прибор, которым пользовался ученик, из
имеющегося лабораторного оборудования.
3. Что нужно изменить в нем, чтобы все-таки
получить и собрать кислород? Почему? |
Задание 3-му экипажу.
Прочитайте внимательно отрывок из романа Ж.Верна
«Опыт доктора Окса», где идет разговор Окса с
ассистентом: «Семьдесят восемь частей азота,
двадцать одна часть кислорода, углекислота и
водяные пары в переменных количествах...»
|
1. О чем говорил доктор
Окс со своим ассистентом?
2. Что представляет собой воздух? Дайте полный
ответ.
3. Расскажите об охране атмосферного воздуха. |
Учитель. Вы знаете, что
многие вещества горят в кислороде воздуха,
который поддерживает процесс горения.
Демонстрационный эксперимент
«Горение спирта и тушение огня»
Зажечь спирт в чашках для выпаривания. Спирт
содержит растворенные соли натрия, калия, меди и
стронция. Закрыть чашки плотным листом картона.
Учитель.
«Отвечай, 8“Б” класс,
Почему огонь погас?
Пламя без него умрет,
Ему нужен…»(Кислород.) |
Экраны космических кораблей вновь
высвечивают важную информацию для экипажей: «Не
пора ли на Землю, друзья?»
Е.В.ШПАКОВСКАЯ,
учитель химии
(г. Чапаевск, Самарская обл.)
|