Электролитическая диссоциацияПрактическая работа (1 ч) 9 классПроведение этой практической работы предполагает предварительное знакомство с ее содержанием для того, чтобы каждый ученик мог выбрать вариант задачи, с решением которой он справится. Цели. Уметь практически осуществлять реакции ионного обмена, описывать результаты наблюдений, делать выводы, пользоваться таблицей «Растворимость кислот, оснований и солей в воде» и химическим оборудованием. Знать свойства кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации, гидролиз солей, окислительно-восстановительные реакции, правила техники безопасности. Правила техники безопасности Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Оборудование и реактивы приведены для каждой задачи после ее условия. Предварительно учащиеся получают домашнее задание, в котором требуется изучить содержание предстоящей практической работы и выбрать вариант задачи. Для подготовки к работе необходимо использовать материал учебников 8-го класса О.С.Габриеляна (§ 37) или 9-го класса Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (§ 4, 6). ХОД УРОКА Запись темы, цели, оборудования, реактивов,
оформление таблицы (4–5 мин). Задача № 1(на оценку «удовлетворительно»)
|
Что делали | Что наблюдали. Объяснения |
Уравнения реакций в молекулярной и ионной (полной и сокращенной) формах | Вывод |
---|---|---|---|
В ячейку пластинки поместили 2 капли раствора Н2SO4, добавили 2 капли раствора ВаCl2 | Выпадает белый мелко-кристаллический осадок BaSO4. В растворе ионы Bа2+ связываются с сульфат-ионами | ВаCl2 + Н2SO4
= ВаSO4 + 2HCl, Bа2+ + 2Сl– + 2H+ + = ВаSO4 + 2H+ + 2Cl–, Ba2+ + = ВаSO4 |
Реакции, в результате которых образуется осадок, относят к необратимым реакциям ионного обмена |
Задача № 2
(на оценку «хорошо»)
(15–20 мин)
Проделайте реакции, сущность которых выражается следующими ионными уравнениями:
Са2+ + = СаСО3,
Ag+ + Сl- = AgСl.
Оборудование: пластинка с ячейками, пипетки.
Реактивы: 10%-е растворы KCl, СaSO4, Na2CO3, 1%-й раствор AgNO3.
Ход выполнения
Перепишите
условие задачи.
Берите для
проведения реакции по 2–3 капли каждого вещества.
Что наблюдаете? Дайте объяснение каждому
наблюдаемому явлению.
Оформите работу
(см. предыдущую задачу).
Задача № 3
(на оценку «хорошо»)
(15–20 мин)
Испытайте универсальным индикатором раствор карбоната натрия. Дайте объяснение наблюдаемому явлению, используя уравнения соответствующих реакций.
Оборудование: пластинка с ячейками, пипетки.
Реактивы: Na2CO3, универсальный индикатор.
Ход выполнения
Перепишите
условие задачи.
Каждое вещество
брать пипеткой – не более 2–3 капель.
Оформите работу
в соответствии с образцом (табл. 2).
Таблица 2
Формула вещества | Исследование индикатором | Уравнения гидролиза |
Вывод |
---|---|---|---|
Окраска универального индикатора изменяется. Индикатор показывает кислую среду | CuCl2 + H2O
= CuOHCl + HCl, Cu2+ + 2Сl– + H+ + ОH– = CuOHCl + Cl– + H+ |
Cоли, образованные сильной кислотой и слабым основанием, подвергаются гидролизу. Раствор CuCl2 приобретает кислую среду, потому что при гидролизе накапливаются ионы Н+ |
Задача № 4
(на оценку «отлично»)
(30 мин)
Проведите опыты по осуществлению превращения: Zn ZnSO4 Zn(OH)2. (8–10 мин)
Докажите, что выданный раствор сульфата цинка ZnSO4 имеет кислую среду. Какую массу цинка необходимо взять для получения 16,1 г сульфата цинка ZnSO4?
(20–22 мин)
Оборудование: штатив с пробирками, пластинка с ячейками, пипетки.
Реактивы: Zn гранулированный, раствор лакмуса, 10%-е растворы Н2SO4 и NaOH.
Ход выполнения
Перепишите
условие задачи.
Для
осуществления превращения используйте пробирку.
Берите малое количество вещества для химических
реакций.
Оформите работу
в соответствии с образцом (табл. 3) на развороте
тетради. После отчета о работе оформите решение
задачи.
Таблица 3
Что делали | Что наблюдали | Уравнения
реакций: молекулярное, ионное (полное и сокращенное), гидролиза, окислительно-восстановительное |
Вывод |
---|---|---|---|
K стружкам Mg в пробирку добавили 0,5 мл раствора HCl | Выделяется газ Н2. Mg вытесняет водород из кислот, т.к. в ряду активности металлов находится левее водорода |
H2 образуетcя при взаимодействии металла, стоящего в ряду активности металлов до водорода, с раствором кислоты |
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Какую массу Mg необходимо взять для получения 190 г хлорида магния?
Дано: m(MgCl2) = 190 г.
Найти: m(Mg).
Решение
Находим m(Mg):
Ответ. m(Mg) = 48 г.
Сделайте вывод о практической работе,
исходя из цели (5 мин).
Приведите рабочее место в порядок (1–2 мин).
Сдайте тетради на проверку.
Д о м а ш н е е з а д а н и е
(1–2 мин)
Учебник Габриеляна О.С. Химия-8, упр. 5, с. 155 или учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Химия-9, упр. 4, 9, с. 20.
Образец отчета о проделанной работе
Задача № 1
Что делали | Что наблюдали. Объяснения |
Уравнения
реакций в молекулярной и ионной (полной и сокращенной) формах |
Вывод |
---|---|---|---|
В ячейку
пластинки поместили 2 капли раствора Na2CO3 и 4 капли раствора НNO3 |
Раствор
вскипает – выделяется газ. В растворе ионы Н+ и взаимодействуют, образуя СО2и Н2О |
Na2CO3
+ 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O, 2Na+ + +2H+ + 2 = 2Na+ + 2 + CO2 + H2O, 2H+ + = CO2 + H2O |
Реакции,в результате которых выделяется газ и малодиссоциирующее вещество, относят к необратимым реакциям ионного обмена |
В ячейку
пластинки поместили 2 капли раствора CuCl2 и 4 капли раствора NaOH |
Выпадает осадок голубого цвета. В растворе ионы Сu2+ связываются с ионами ОН–, образуя Cu(OH)2 | CuCl2 + 2NaOH = Сu(OH)2 + 2NaCl, Сu2+ + 2Cl– + 2Na+ + 2OH– = Сu(OH)2 + 2Na+ + 2Cl–, Сu2+ + 2OH– = Сu(OH)2 |
Реакции, в результате которых выпадает осадок, также относят к необратимым реакциям ионного обмена |
В ячейку
пластинки поместили 2 капли раствора NaCl и добавили 2 капли раствора K2SO4 |
Изменений не происходит. Продукты реакции – сильные электролиты и в растворе диссоциируют полностью | 2NaCl + K2SO4
Na2SO4 + 2KCl, 2Na+
+ 2Cl– + 2K+ + 2Na+ + + 2K+ + 2Cl– |
Взаимодействия между сильными электролитами не происходит. Данная реакция обратима и к реакциям ионного обмена не относится, т.к. не образуется ни газа, ни осадка, ни малодиссоциирующего вещества |
Общий вывод: реакции, в результате которых образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (например, Н2О), относят к необратимым реакциям ионного обмена, идущим до конца.
Задача № 2
Что делали | Что наблюдали. Объяснения | Уравнения
реакций в молекулярной и ионной (полной и сокращенной) формах |
Вывод |
---|---|---|---|
В ячейку
пластинки поместили 2 капли раствора CaSO4 и 2 капли раствора Na2CO3 |
Выпадает осадок. В растворе связываются ионы Ca2+ и , образуя осадок СaCO3 | Ca2+ + =
CaCO3 CaSO4 + Na2CO3 = Ca2+ + + 2Na+ + = CaCO3+ 2Na+ + |
Реакции, идущие с образованием осадка, относят к необратимым реакциям ионного обмена. Такие реакции идут до конца |
В ячейку
пластинки поместили 1 каплю раствора KCl и 1 каплю раствора AgNO3 |
Выпадает белый творожистый осадок. В растворе ионы Ag+ и Cl– связываются, образуя AgCl | Ag+ + Cl–
= AgCl AgNO3 + KCl = Ag+ + + K+ + Cl– = |
В результате реакции образуется осадок. Реакция ионного обмена необратима, идет до конца |
Задача № 3
Формула вещества | Исследование индикатором | Уравнения гидролиза | Вывод | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
С помощью универсального индикатора определяем рН среды. pН = 10, значит, среда щелочная | Na2CO3
+ H2O = NaНСO3 + NaOH, 2Na+ + + H+ + OH– = 2Na+ + H + OH– |
Щелочную реакцию имеет раствор любой соли, образованный сильным основанием и слабой кислотой, потому что при гидролизе накапливаются ионы ОН– |
Общий вывод: реакции, в результате
которых образуется осадок, относят к реакциям
ионного обмена, идущим до конца. Образование газа
и малодиссоциирующего вещества (например, H2O)
в результате реакций также указывает на
необратимые реакции ионного обмена.
Соли, образованные сильным основанием и слабой
кислотой, подвергаются гидролизу, например Na2CO3.
Задача № 4
Что делали | Что наблюдали | Уравнения
реакций: молекулярное, ионное (полное и сокращенное), гидролиза, окислительно-восстановительное |
Вывод |
---|---|---|---|
Zn ZnSO4. В пробирку с гранулой цинка прилили 0,5 мл раствора H2SO4 |
Выделяется газ – Н2 | Металл, стоящий в ряду активности до водорода, вытесняет его из растворов кислот. В данной реакции Zn – восстановитель, а H2SO4 – окислитель | |
ZnSO4 Zn(OH)2. В эту же пробирку добавили по каплям раствор NаОН до появления осадка | Выпадает белый
студенистый осадок Zn(OH)2, который растворяется в избытке NаОН |
ZnSO4 + 2NaOH =
Zn(OH)2 + Na2SO4, Zn2+ + + 2Na+ + 2OH– = Zn2+ + 2OH– = Zn(OH)2 |
В результате реакции образуется осадок. Реакция ионного обмена необратима, идет до конца |
В ячейку
пластинки поместили 2 капли выданного раствора
ZnSO4 и добавили раствор лакмуса.
|
Лакмус изменил
окраску с фиолетовой на красную. pН < 7 – cреда кислая |
2ZnSO4 + 2H2O
= ZnOH)2SO4 + H2SO4, 2Zn2+ + 2 + 2H+ + 2OH–
= Zn2+ + + 2OH– = (ZnOH)2SO4 , |
Kислую реакцию имеет раствор любой cоли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, потому что при гидролизе накапливаются ионы Н+ |
Определяем
массу Zn, необходимого для получения 16,1 г ZnSO4 |
Выделяется газ – Н2 | Ответ. Необходимо взять 6,5 г Zn |
Общий вывод: зная свойства кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации, осуществили данное превращение; доказали генетическую связь между классами неорганических соединений. Убедились, что соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой, подвергаются гидролизу.