КАК Я ПРОВОЖУ ШКОЛЬНУЮ ХИМИЧЕСКУЮ
ОЛИМПИАДУ
Предметные школьные олимпиады стали очень
популярны в последнее время. И это не случайно,
ведь олимпиады позволяют выявить наиболее
одаренных и талантливых учеников в той или иной
школьной дисциплине. Немаловажно и то, что именно
олимпиады являются одним из показателей
высокого уровня работы учителя, его
настойчивости, упорства в достижении
поставленной цели, безупречного знания своего
предмета. Ведь победы учащихся на олимпиадах
различного уровня – это одновременно и победы
учителя, который, не жалея сил и личного времени,
часто без оплаты смог подготовить сильнейшего
ученика в районе, области, регионе по своему
предмету.
Предлагаемая разработка стала итогом
десятилетней работы учителя по подготовке
учащихся к химическим олимпиадам различного
уровня. Материал ориентирован в первую очередь
на начинающего учителя, который не
ограничивается рамками школьной программы и
преподает углубленный курс химии на кружковых
или факультативных занятиях.
Разработка содержит готовые варианты
олимпиадных работ для учащихся 8–11-го классов.
Большинство задач требует от ученика хорошего
знания школьной программы по предмету, однако
каждый вариант содержит две-три задачи, для
решения которых надо проявить химическую логику,
эрудицию, нестандартное мышление.
Варианты олимпиадных работ можно использовать в
готовом виде или, взяв их за основу, составить
свои собственные задания, ориентируясь на
уровень подготовки учащихся. И хотя районные и
областные олимпиады предлагаются для
выполнения, как правило, лишь ученикам старших –
9–11-го классов, автор считает нужным и важным
привлекать к олимпиаде и восьмиклассников. Это
развивает интерес учащихся к химической науке,
помогает не растеряться на более старшей ступени
– в 9-м классе, при выполнении олимпиадной работы.
Задание для учащихся 8-го класса содержит пять
задач, 9-го класса – шесть задач, 10-го и 11-го
классов – по семь задач. Для всех задач приведено
подробное решение.
Разработка будет также полезна абитуриентам при
самостоятельной подготовке к поступлению в вузы,
в том числе и химической направленности.
ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ
8 класс
1. Брутто-формула каолина (белой глины)
может быть записана как H4Si2Al2O9.
Установлено, что это вещество состоит из
нескольких хорошо известных оксидов.
Представьте формулу каолина в виде оксидов.
2. В каком случае масса образующегося
соединения будет больше: если на 4 г серы
подействовать избытком алюминия или если на 4 г
алюминия подействовать избытком серы?
3. Рассчитайте, какое соединение богаче
хромом: бихромат аммония (NH4)2Cr2O7
или сульфат хрома(III) Cr2(SO4)3.
4. На двух чашах весов уравновешены
стаканчики, содержащие по 200 г 10%-й соляной
кислоты, т.е. m(HCl) = 20 г. Как изменится
положение равновесия по окончании реакции, если
в один стаканчик поместить 1 г магния, а во второй
– 1 г цинка?
5. Подберите коэффициенты в следующих
уравнениях реакций:
NH3 + O2 = N2 + H2O,
K + H2O = KOH + H2,
(NH4)2Cr2O7 = N2
+ H2O + Cr2O3,
P2O5 + H2O = H3PO4.
9 класс
1. К 500 мл 10%-го раствора гидроксида
калия плотностью 1,11 г/мл прибавили 800 мл 20%-й
соляной кислоты плотностью 1,18 г/мл. Найдите
процентные концентрации всех веществ в растворе
по окончании реакции.
2. На двух чашах весов уравновешены
стаканчики, содержащие по 10 г азотной кислоты.
Как изменится положение равновесия после
протекания реакции, если в первый стаканчик
поместили 2 г карбоната кальция, а во второй – 2 г
сульфида железа(II)?
3. При частичном растворении 4 г смеси
медных и магниевых опилок в избытке соляной
кислоты выделилось 1,12 л водорода. Установите
состав исходной смеси в процентах по массе.
4. Кубик металлического калия с длиной
ребра 0,8 см и плотностью 0,96 г/см3 поместили в
10%-й раствор гидроксида калия массой 500 г. Найдите
концентрацию щелочи в растворе по окончании
реакции.
5. Методом электронного баланса подберите
коэффициенты в уравнениях реакций:
P + HNO3 (конц.) = H3PO4 + NO,
HNO3 (конц.) + S = NO2 + H2SO4
+ H2O.
6. Юный химик, желая получить карбонат
железа(III), слил растворы хлорида железа(III) и
карбоната натрия. Однако планируемую соль он так
и не получил. Вместо карбоната железа(III) в
пробирке оказался коричневый осадок одного из
известных гидроксидов. Какое вещество получил
юный химик? Ответ подтвердите соответствующим
уравнением реакции.
10 класс
1. Цинковую пластинку массой 10 г
погрузили в 20%-й раствор нитрата серебра массой 500
г. Через некоторое время пластинку вынули,
высушили и взвесили, ее масса оказалась 10,8 г.
Найдите массу серебра, восстановившегося из
раствора, массу цинка, перешедшего в раствор, и
концентрацию нитрата серебра по окончании
реакции.
2. В каком массовом отношении нужно
смешать ацетат натрия и натронную известь (смесь
твердых прокаленных гидроксида натрия и оксида
кальция, 1:1 по массе), чтобы объем выделившегося
метана был равен объему водорода, выделяющегося
при действии 44 г магния на избыток соляной
кислоты?
3. Через 250 мл раствора бромида калия
пропустили некоторое количество хлора.
Полученный раствор был выпарен досуха, и остаток
слегка прокален. Масса сухого остатка оказалась
равной 40 г. Анализ остатка показал, что в нем
содержится 25% связанного брома. Вычислите объем
хлора (н.у.), пропущенного через исходный раствор,
если весь хлор вступил в химическую реакцию.
4. При пропускании 15,68 л смеси метана,
углекислого газа и угарного газа через раствор
гидроксида калия, взятого в избытке, объем
исходной смеси уменьшился на 8,96 л (н.у.). Для
полного сгорания оставшейся смеси потребовалось
6,72 л (н.у.) кислорода. Определите объемные доли
компонентов в исходной смеси.
5. На 8,24 г смеси оксида марганца(IV) с неизвестным
оксидом ЭО2, который не реагирует с соляной
кислотой, подействовали соляной кислотой, взятой
в избытке. При этом выделилось 1,344 л газа (н.у.).
В ходе других экспериментов установили, что
мольное отношение оксида марганца(IV) и
неизвестного оксида равно 3:1. Напишите формулу
этого оксида.
6. При хлорировании 90 г алкана
образовалась смесь моно-, ди- и трихлоридов.
Объемное отношение продуктов реакции в газовой
фазе составляет 1:2:3, а плотность монохлоралкана
по водороду равна 32,25. Найдите состав
образовавшейся смеси в граммах.
7. Колбу, содержащую газообразный
сероводород при н. у., заполнили водой. При этом
весь газ растворился в воде. Определите
процентную концентрацию сероводородной кислоты
в полученном растворе.
11 класс
1. При обработке 0,84 г сплава двух
простых веществ из элементов, проявляющих
валентности II и IV, избытком соляной кислоты
выделилось 224 мл водорода (н.у.) и осталось 0,28 г
нерастворимого остатка. При действии на такую же
по массе навеску сплава избытком раствора
гидроксида калия выделилось 448 мл водорода (н.у.) и
осталось 0,56 г нерастворимого остатка. Определите
элементы в сплаве.
2. В стакан с дистиллированной водой
поместили 24 г десятиводного кристаллогидрата
карбоната натрия, затем туда же добавили 8 г
безводного карбоната натрия и наконец к
образовавшемуся раствору прилили 500 г 15%-го
раствора той же соли. Определите процентную
концентрацию карбоната натрия в полученном
растворе.
3. Некоторое органическое вещество
вступает в реакцию «серебряного зеркала» и
обесцвечивает раствор бромной воды. При
нагревании в присутствии концентрированной
серной кислоты 1 моль этого вещества
присоединяет 1 моль воды. Известно, что вещество
содержит 68,57% углерода, 22,86% кислорода и 8,57%
водорода. Установите структурную формулу
вещества, дайте ему название. Напишите уравнения
реакций взаимодействия вещества с аммиачным
раствором оксида серебра и с бромной водой.
4. Смесь карбоната кальция и
перманганата калия общей массой 22,64 г обработали
избытком соляной кислоты, при этом выделилось 6,72
л газов (н.у.). Определите состав смеси в процентах
по массе.
5. Смесь массой 20 г содержит метиламин, -аминопропионовую
кислоту и этилацетат. С данной массой смеси может
полностью связаться 4,85 л хлороводорода (н.у.). Та
же смесь массой 40 г при нагревании в присутствии
концентрированной серной кислоты может
полностью прореагировать с этиловым спиртом
объемом 7,76 мл (плотность 0,8 г/мл). Найдите массу
каждого компонента смеси.
6. При окислении неизвестного
кислородсодержащего вещества массой 11,4 г
образовалась одноосновная карбоновая кислота
массой 15 г, для нейтрализации которой
потребовалось 59,4 мл 20%-го раствора гидроксида
калия с плотностью 1,18 г/мл. Определите формулу
исходного вещества.
7. Допишите уравнения реакций и методом
электронного баланса подберите в них
коэффициенты:
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии
для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1995; Химия,
справочные материалы. Под ред. Ю.Д.Третьякова. М.:
Просвещение, 1989;
Будруджак П. Задачи по химии. М.: Мир, 1989;
Адамович Т.П. и др. Сборник олимпиадных задач
по химии. Книга для учителя. Минск: Народная
Асвета, 1988;
Квапневский З. и др. Польские химические
олимпиады. М.: Мир, 1980;
Свитанько И.В. Нестандартные задачи по
химии. М.: Мирос, 1993; Современная химия в задачах
международных олимпиад. М.: Химия, 1993;
Сорокин В.В., Загорский В.В., Свитанько И.В. Задачи
химических олимпиад. Принципы и алгоритмы
решения. М.: Изд-во МГУ, 1989;
Чуранов С.С. Химические олимпиады в школе.
Вопросы и задачи. М.: Просвещение, 1982;
Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной
сложности для абитуриентов в 4 выпусках. Л.: Изд-во
ЛГУ, 1991;
Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии.
М.: Школа-Пресс, 1996;
Гузей Л.С., Кузнецов В.Н., Гузей А.С. Общая
химия. М.: Изд-во МГУ, 1999;
Бабков А.В., Попков В.А. Общая и
неорганическая химия. М.: Изд-во МГУ, 1998;
Метельский А.В. Химия в экзаменационных
вопросах и ответах. Минск: Беларуская
Энцыклапедыя, 2000;
Глинка Н.Л. Общая химия. Л.: Химия, 1988.
Ответы и решения см. в следующих
номерах
В.А.ДЕМИДОВ,
учитель химии Синегорской средней школы
(Нагорский р-н, Кировская обл.)
|