Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2004

Я ИДУ НА УРОК

Минеральные удобрения
и правила работы с ними

Урок – пресс-конференция 9 класс

Важнейшая цель обучения – добиться, чтобы школьник учился без принуждения, с интересом, подготовить ученика к жизни. Наши сельские ребята чаще всего связывают свою дальнейшую жизнь с селом, с землей. Поэтому, планируя свои уроки, я стараюсь предусмотреть их практическую направленность.
Из федерального списка учебников и программ учителя нашего района согласованно выбрали программу О.С.Габриеляна. Эта программа предусматривает специальное время на реализацию регионального компонента в обучении химии и осуществляется через модули определенного содержания. Среди них есть программа-модуль «Химия в сельском хозяйстве», и мы с удовольствием ею пользуемся. Размышляя над этим, дети ставят опыты, готовятся к взрослой жизни на селе.
Стремлюсь развивать у своих учеников умение рационально трудиться, планировать и правильно строить свои ответы, готовить выступления, наблюдать и делать анализ увиденного. Для этого провожу ролевые игры, уроки-конференции, уроки-конкурсы, устные журналы и т.д.
Выношу на обсуждение вопросы, на которые школьники должны найти ответ, используя дополнительную литературу. Часть ребят, увлеченных предметом, готовит сообщения по конкретным вопросам.

Цели. Познакомить учащихся с профессиями хлебороба, овощевода, агронома, лаборанта-агрохимика;
познакомить с правилами использования удобрений для получения высоких урожаев, углубить представления о свойствах и классификации удобрений;
научить обоснованно доказывать свое мнение, анализировать результаты опытов, совершенствовать лабораторные умения и навыки, развивать речь;
вызвать интерес к проблемам химизации сельского хозяйства, воспитать чувство ответственности за окружающую среду, любовь к родному селу.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит на некоторое время стать специалистами, решающими проблемы сельского хозяйства.
Во II в. до н. э. римляне использовали современные агротехнические приемы. Они чередовали посевы, добавляли известь в почву и удобряли ее, сажали горох и бобы, не зная механизма происходящих процессов. В 1748 г. Бенджамин Франклин в Америке продемонстрировал ценность гашеной извести. Он выложил известковый слой в форме огромных букв. На поле было написано: «Это поле известковано». Известь на поле вскоре исчезла, на ее месте потом появились более густые всходы, которыми были «написаны» эти же слова. Прошло некоторое время, и люди поняли, что одной извести недостаточно: чтобы получить хороший урожай, на поле не хватает каких-то других элементов. Чего только не предлагали! Вносили и отходы живых организмов, и ветошь, и размельченные перья, и остатки кожи, даже предлагали закапывать трупы людей на полях. И наконец в 1840 г. 20-летним немецким студентом Ю.Либихом был найден ответ. Он опубликовал свою работу в Париже и стал доктором химических наук. Либих обнаружил в золе растений многие химические элементы, которые могли перейти только из почвы. Расход этих элементов нужно постоянно восполнять. Больше всего почва обедняется элементами Р, N и К. Конечно, в то время Либих не мог ответить на вопросы, как часто надо вносить эти удобрения и как много.
Сейчас люди, занимающиеся земледелием, знают, что дозы зависят от многих факторов. От каких же? Сегодня на уроке пойдет разговор именно об этом.

На доске написано определение, что называют удобрениями.

Минеральные удобрения – вещества, содержащие хоть один из трех важнейших элементов – P, N, K, необходимых для
питания растений.

Дети рассматривают образцы удобрений и записывают формулы нескольких минеральных удобрений в схему.

Схема

Учитель. Как пользоваться этими веществами? Ответить на этот вопрос нам помогут компетентные в этой области люди, которые собрались на пресс-конференцию.
Дети ставят перед собой указатели своих «профессий» и начинают работу пресс-клуба.

Внекорневая подкормка растений на полях
Внекорневая подкормка растений на полях

Журналист. Есть ли необходимость вносить искусственно создаваемые удобрения? Нельзя ли обойтись тем, чем люди пользовались издавна?
Руководитель пресс-центра. До недавнего времени народонаселение нашей страны росло, должны были расти и урожаи. Сельское хозяйство развивалось интенсивно, при этом вынос питательных элементов из почвы увеличивался. Предположим, что сельское хозяйство развивается за счет увеличения площадей. Тогда легко представить значение удобрений, ведь не все почвы имеют достаточное количество минеральных веществ, а часто необходимые элементы содержатся в неусваиваемой форме.
Эколог. Я хочу дополнить. Известно, что с развитием химических производств из-за небрежного отношения к окружающей среде в почве накапливаются тяжелые металлы. Корни растений жадно втягивают воду из почвы с растворенными в ней минеральными веществами. Вместе с полезными элементами растения поглощают вредные для них металлы – Pb, Hg, Cu.
Журналист. Хотелось бы подробнее узнать о значении удобрений для растений.
Биолог. Калий усиливает рост корней, луковиц и клубней. Этот элемент не только повышает урожайность культур, но и увеличивает устойчивость к полеганию зерновых, способствует образованию крахмала в клубнях картофеля и углеводов в других растениях. Азот способствует нарастанию зеленой массы. Он входит в состав белков, благодаря которым осуществляются важнейшие процессы в организмах живых существ. Качество пшеницы определяется содержанием белка в зерновках, а белок образуется в присутствии азота. Синтез белка заканчивается до начала стадии наливания колоса, а при созревании идет перекачивание белков в зерно.
Технолог питания. Азот оказывает влияние и на качество картофельной продукции. Повышение доз азотных удобрений снижает крахмалистость клубней, но зато увеличивает количество белка, необходимого человеку и животным. При этом улучшаются вкусовые и кулинарные качества картофеля, клубни сохраняют белый цвет мякоти.
Биолог. Однако избыточное количество азотных удобрений на картофеле приводит к тому, что клубни израстаются, образуется много столонов (корневых побегов). В результате новые клубни появляются поздно, и они мелкие. Когда растению не хватает этого элемента, меняется окраска, особенно нижних листьев – они становятся бледными, кроме того, задерживается рост. Листья, стебли и плоды получаются мельче обычных.
Признаки фосфорного голодания часто сходны с азотным: цветочные почки зарождаются поздно или не зарождаются совсем. Вообще, фосфор – важнейший элемент жизни. Он участвует в делении клеток, в процессах окисления, в результате которых выделяется энергия, участвует в синтезе углеводов, стимулирует прорастание семян, ускоряет цветение и плодоношение. Животные получают фосфор с растительной пищей. Недостаток фосфора в питании скота и птицы вызывает ряд тяжелых заболеваний, в том числе бесплодие. У растений фосфор стимулирует образование генеративных органов: у подсолнечника образуется больше цветков в соцветии, больше накапливается масла в семенах. Фосфор активизирует процессы дыхания и фотосинтез.
Лаборант-агрохимик. Опыт показывает, что внесение фосфора в почву быстро приводит к повышению ее плодородия (табл. 1).

Таблица 1

Влияние подвижного фосфора на урожайность культур
Содержание Р2О5
на 100 г почвы,
мг
Урожайность, ц/га
озимой пшеницы картофеля ячменя
3,5 30,9 146 28,1
4–5 47,4 187 32,6
6 53,4 199 34,4
7 54,5 216 35,9
8–9 59,3 242 37,6
10 61,1 247 42,3
15 61,6 253 42,3

Из данных таблицы видно, что на поля с озимой пшеницей и ячменем нецелесообразно вносить более 10 мг Р2О5 на 100 г почвы. В то же время картофель откликается на внесение в почву фосфора в этом количестве.

Зерновые культуры откликаются на внесение удобрений в почву

Зерновые культуры откликаются
на внесение удобрений в почву

Технолог питания. Из практики известно, что действие фосфора на качество зерна может быть различным. Иногда фосфор улучшает качество, а иногда либо не оказывает влияния, либо даже ухудшает.
Руководитель пресс-центра. Это противоречие не случайно. На качестве зерна особенно отражается влияние почвенно-климатических условий, соотношение азотных и калийных удобрений. Сказываются и другие факторы. Попытаемся это объяснить.
Химик. Кислотность почв оказывает существенное влияние на усвоение растениями питательных веществ. На сильно кислых почвах ионы водорода токсически действуют на растения. Ионы водорода растворяют алюминий в почве, который связывает фосфат-ионы. Фосфор становится неподвижным и не может усваиваться корнями культур. Подвижность фосфора повышает внесение извести.
Журналист. Можно ли одновременно вносить и удобрения, и известь?
Химик. Некоторые удобрения вносить совместно с известью, конечно, можно. Но давайте рассмотрим такой пример:

(NH4)2HPO4 + Ca(OH)2 = 2NH3 + 2H2O + CaHPO4.

Получается, что известкование почвы с помощью Сa(OH)2 сопровождается удалением азота из почвы в виде аммиака. Также нужно знать, в какую почву вносят азотные удобрения. Например, кальциевые и натриевые селитры уменьшают кислотность почв. Ведь нитраты усваиваются, а кальций и натрий высвобождаются и накапливаются в почве. А вот аммиачные удобрения закисляют почву.
Агроном. Хочу обратить внимание на то, что фосфорные удобрения неодинаково усваиваются в разных почвах. Наиболее распространенным соединением фосфора является фосфат кальция. Его используют как удобрение под названием «фосфоритная мука». Это самое дешевое удобрение, но очень плохо растворимое в воде, поэтому фосфоритную муку лучше использовать на кислых почвах. Известно, что корни некоторых растений (горох, люпин, гречиха) выделяют кислоты, расщепляющие фосфаты. Для нейтральных и слабокислых почв искусственно получают гидро- и дигидрофосфаты. Этим занимается туковая отрасль промышленности.
Технолог туковых производств. Да, наша отрасль промышленности добилась хороших результатов. Создаются новые рецептуры удобрений с улучшенными качествами. Суперфосфат, аммофос, сильвинит – это продукты нашей деятельности (демонстрирует образцы удобрений). Чтобы получить растворимый в почве суперфосфат, восстанавливают углем природный фосфат (учащиеся делают записи в тетради):

Ca3(PO4)2 + 5C + 3SiO2 = 2P + 5CO + 3CaSiO3,

4P + 5O2 = 2P2O5,

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4,

Ca3(PO4)2 + 4H3PO4 = 3Ca(H2PO4)2.

Получается двойной суперфосфат. Этот продукт так называется потому, что его получение из
Ca3(PO4)2 осуществляется в две стадии. Он содержит до 50% оксида P2O5. Раньше в течение более 100 лет использовали простой суперфосфат:

В простом суперфосфате содержится 20% P2O5.
Химик. По-моему, стоит показать, как вычисляется содержание питательного элемента в удобрении. Для определения массовой доли азота в азотном удобрении выполняют те же действия, как при нахождении массовой доли элемента в соединении NaNO3:

Mr(NaNO3) = 85, Ar(N) = 14,

(N) = 14•100/85 = 16,5%.

При определении содержания питательного элемента в фосфорных и калийных удобрениях пересчет производят на оксиды. Например, массовую долю Р2О5 в двойном суперфосфате рассчитывают так:

Mr(Са(Н2РO4)2) = 234, Mr2O5) = 142,

2O5) = 142•100/234 = 60,7%.

Из-за примесей и присутствия гидратационной воды на практике значение 2O5) обычно не превышает 50%.
Пусть нужно найти массовую долю К2О в хлориде калия. В молекуле хлорида калия один атом калия, а в молекуле оксида калия – два, поэтому

2O) = 94•100/(2•74,5) = 63,1%.

Технолог туковых производств. Если полученные нами удобрения использовать по всем правилам, они непременно дадут хорошие результаты. Азотные удобрения выпускают в нитратной и аммиачной формах. Аммоний – лучший источник азота, т.к. путь от до белка короче, чем от нитрата. Однако если в растении наблюдается недостаток углеводов, то поглощенный аммоний усваивается долго и накапливается в растении. Это может вызвать гибель растения. Нитраты же растениям не вредят.
Агроном. Нам, агрономам, это необходимо знать. На начальном этапе развития растений листья у них маленькие, углеводов образуется мало, в этот момент мы пользуемся нитратными удобрениями. Если же семенной материал богат углеводами (картофель, зерновые), используем аммиачные удобрения.
Технолог питания. Разрешите напомнить о том, что накопление нитратов растениями вредит здоровью людей. В организме человека нитраты превращаются в токсичные нитриты. На накопление нитратов растениями влияют дозы и формы внесенного удобрения, а также освещение. Поэтому выращенные в теплицах овощи обычно содержат больше нитратов, чем овощи с огорода. Особенно страшны нитриты для старых и малых, а еще для страдающих заболеваниями дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Нитриты, взаимодействуя с гемоглобином крови, переводят двухвалентное железо гема в трехвалентное и лишают его возможности транспортировать кислород. В силу своих биологических особенностей разные овощи по-разному накапливают нитраты. Несомненные лидеры – укроп, салат, петрушка. В корне укропа нитратов 384 мг/кг, в стебле – 487 мг/кг, в листе – 95 мг/кг. В верхних листьях капустного кочана нитратов вдвое больше, чем во внутренних, хорошо, что в пищу людям они не идут. А в кочерыжке зловредной соли еще больше – 161,6 мг/кг. Картофель накапливает нитраты в сердцевине – 68,8 мг/кг, допустимое содержание – 80 мг/кг.
Журналист. А что делать, если содержание нитратов в овощах превышено?
Технолог питания. В таких случаях овощи используют в составе многокомпонентных блюд вроде салатов или после отваривания. В отвар переходит до 50% нитратов, особенно если овощи были измельчены. Тщательное мытье и замачивание на 1,5–2 ч при замене воды ведет к еще большей потере нитратов. Консервирование также снижает содержание нитратов, но все эти процессы ухудшают вкусовые качества овощей.
Химик. К сожалению, гигиенисты пока не придумали надежных методов определения нитратов, которые можно применять в домашних условиях, однако специалистами созданы нормативы (ГОСТы) на допустимое содержание нитратов (в мг/кг):

картофель – 80, огурцы – 150,
томаты – 60, капуста – 300,
лук репчатый – 60, морковь – 300,
лук перо – 100, свекла – 140.

Известны способы, позволяющие определить содержание нитратов.

Существуют нормативы (ГОСТы) содержания нитратов в овощах и фруктах

Существуют нормативы (ГОСТы)
содержания нитратов в овощах и фруктах
Способы определения содержания азота
(нитратов) в овощах

1. Для того чтобы определить нитраты, следует приобрести в аптеке риванол, антипирин, оксафенамид, стрептоцид, гидрокарбонат натрия, физиологический раствор (0,9%-й раствор хлорида натрия), а также приготовить дистиллированную воду, раствор HCl, дихромат калия.
2. В питьевой воде должно содержаться не более 3,3 мг/л нитрит-ионов и 45 мг/л нитрат-ионов.
Для контроля нитритов к 1 мл образца добавляют 2 мл физиологического раствора, затем 2 мл этой смеси приливают к 1 мл риванольного реактива (1 таблетка риванола и 200 мл аптечной кислоты HCl, = 8%). Если появилась розовая окраска, значит, вода непригодна для питья.
С целью определения нитратов к 1 мл воды добавляют 2,2 мл физиологического раствора, затем 2 мл этой смеси приливают к 1 мл риванольного реактива и вносят на кончике ножа порошок Zn. Если в течение 3–5 мин желтая окраска исчезнет и перейдет в бледно-розовую, то вода непригодна для питья.
3. Если в воде более 1,6 мг/л нитрит-ионов, аптечный антипирин в присутствии следов дихромата калия принимает розовую окраску. Для анализа к 1 мл воды прибавляют 1 мл физиораствора, 1 мл раствора антипирина (1 таблетка в 50 мл аптечной HCl), 2 капли 1%-го раствора дихромата калия. Смесь нагревают до кипения. Если в течение 5 мин окраска станет розовой, значит, в воде более 3 мг/л нитрит-ионов.
4. К 1 мл раствора стрептоцида (1 таблетка в 50 мл кислоты HCl) добавить 1 мл анализируемой воды, предварительно разбавленной вдвое дистиллированной водой. Поставить смесь на 2 мин в холодильник, затем понемногу присыпать гидрокарбонат натрия до прекращения выделения газа. Следует точно соблюдать методику, т.к. избыток соды помешает цветной реакции. К полученному раствору прибавить 1 мл раствора оксафенамида (50 мл физиораствора, 5 г гидрокарбоната натрия и 0,5 таблетки оксафенамида). Если через 5 мин раствор станет бледно-желтым, то вода непригодна для питья.
5. Чтобы определить содержание нитратов в продуктах, их восстанавливают до нитритов. Количество разбавлений вычисляется по формуле

Х = ГОСТ/(МК) + 1,

где Х – число разбавлений, ГОСТ – норма нитратов, М – предел обнаружения, К – коэффициент содержания влаги. Предел обнаружения для риванольного метода – 20 мг/л. Значения К для огурцов, свеклы, томатов, капусты – 0,9, для картофеля, моркови – 0,8; ГОСТ указан в конспекте урока. Так, если норма для свеклы 140 мг/кг, то 1 мл свекольного сока надо разбавить
в 140/(0,9•2) + 1 = 78,8 раза. При таком разбавлении свекольная окраска исчезает и не мешает определению. Однако, определяя содержание нитратов в продуктах, нужно помнить, что во многих овощах и фруктах есть витамин С, в присутствии которого нельзя анализировать пробу. Поэтому разбавленные соки следует хорошенько прокипятить 5–10 мин, а затем довести водой до прежнего объема.

Эколог. В некоторых случаях внесение фосфатных удобрений создает опасность для здоровья людей и животных. Степень утилизации фтора при производстве суперфосфата не превышает 20%. Причем если в природных фосфатах (например, в фторапатите 3Ca3(PO4)2•CaF2) фтор находится в составе труднорастворимых соединений, то при переработке он переходит в легкорастворимые формы. Особенно много фтора накапливается в вегетативных частях растений. Известкование почвы уменьшает поступление фтора из почвы в растения.
Журналист. А можно заменить такие удобрения на экологически чистые?
Эколог. Человек пытается найти выход, и кое-что уже сделано.
· Издавна известен важный источник обогащения почвы азотом – это посевы бобовых растений и впахивание их в почву.
· Использование сточных вод дает прибавку к урожаю 11–20 ц с га.
· Классический прием – внесение органических удобрений. Так, 1 т навоза содержит 2,5 кг фосфора.
· Проведены опыты, в которых обычный домовой мусор измельчали, сушили, дробили в пудру и вносили в цветочные клумбы. В результате урожайность увеличивалась на 20–40%, т.к. мусор в своем составе содержит около 0,5% Р2О5. Убивается сразу два зайца: и мусора нет, и для цветников польза.
· Наконец, для размышлений можно привести такой факт. Газ NO2, образующийся в двигателях внутреннего сгорания, является составляющим ядовитого смога. Но, если NO2 пропустить через водный раствор щелочи, образуется смесь солей двух кислот:

2NO2 + 2NaOH = NaNO3 + NaNO2 + H2O.

В присутствии CaS или других полупроводниковых материалов нитрит-ион восстанавливается до молекулы аммиака NH3. Аммиак тут же реагирует с HNO3, и в растворе накапливается нитрат аммония – ценное минеральное удобрение. Так, может, и автомобили когда-нибудь начнут производить удобрения вместо того, чтобы загрязнять воздух.
Технолог туковых производств. Пока самым лучшим минеральным удобрением считается метафосфат аммония NH4PO3, в котором 73% P2O5 и 14,4% N.
Бригадир полеводческой бригады. На дерново-подзолистых почвах, а их в нашем совхозе большая часть (обращается к карте совхоза, тем самым используя элемент краеведения), были проделаны опыты по изучению влияния фосфорных удобрений. Оказалось, что эффективность фосфора зависит от внесения некоторого количества азотных удобрений. При внесении высоких доз азота (до 90–120 кг/га) эффективность усвоения фосфора растет. Однако при низком содержании фосфора повышение дозы азота свыше 60 кг/га неэффективно (рис.).

Рис. Совместное влияние фосфора и азота на урожайность культур
Рис.
Совместное влияние фосфора
и азота на урожайность культур

Биолог. Аналогичные опыты проведены в условиях теплицы. Для наблюдения были взяты черенки традесканции, колеуса и растения пшеницы. Целью было определение влияния фосфора и азота в почве на развитие растений.

Опыты с растениями в теплице
Опыты с растениями
в теплице

Взяли три образца растений традесканции и посадили каждое растение в свой горшок. Образец № 1 поливали раствором, содержащим некоторое количество нитрата аммония, образец № 2 поливали раствором, содержащим и фосфорные, и азотные удобрения, а образец № 3 – чистой водой. На 17-й день на образце № 2 появились генеративные почки. Кроме того, к этому времени на побегах традесканции образцов № 1 и № 2 начали развиваться боковые генеративные почки. Образец № 2 и в дальнейшем развивался активнее, ведь в присутствии фосфора выделяется больше энергии, за счет которой растение растет. Аналогичным образом развивается колеус.
Результаты наблюдений за развитием растений пшеницы (при трехкратном повторении опыта) занесены в табл. 2 (см. с. 30).

Таблица 2

Влияние внесения удобрения на динамику роста растений
Фазы развития
растений
Почва
с минеральными
удобрениями
без
удобрений
Всходы
3-й лист
Kущение
Выход в трубку
8-й день
22-й день
26-й день
35-й день
6-й день
25-й день
30-й день
36-й день
Всходы
3-й лист
Kущение
Выход в трубку
9-й день
16-й день
26-й день
33-й день
9-й день
16-й день
28-й день
36-й день
Всходы
3-й лист
Kущение
Выход в трубку
7-й день
17-й день
24-й день
31-й день
11-й день
23-й день
32-й день
42-й день

Бригадир полеводческой бригады. Совместное влияние азотных и фосфорных удобрений на развитие растений можно показать еще на таком опыте. В засуху наличие избыточного азота начинает сказываться на растениях. Азот ослабляет засухоустойчивость, и корни начинают усиленно всасывать воду из почвы вместе с растворенными в ней удобрениями. Аммиачный азот накапливается в растении, и оно гибнет. Фосфор, напротив, повышает засухоустойчивость.
Лаборант-агрохимик. Чтобы не сложилось такого мнения, будто главное – поддерживать баланс между азотными и фосфорными удобрениями и тогда их можно использовать без ограничения, приведу такой факт. При выращивании растения в раствор добавили фосфорное и аммиачное удобрения. На фоне фосфорного присутствия ионы аммония начали так усиленно усваиваться, что не успевали превращаться в белок, и растения погибали. Чтобы нормализовать процесс усвоения питательных элементов, была добавлена соль калия.
Журналист. Вы меня убедили в том, что работнику сельского хозяйства многое надо знать. А чем бы вы хотели дополнить картину правильного использования минеральных удобрений?
Инженер по технике безопасности. Надо уметь не только правильно вносить удобрения, но еще и правильно хранить их. При хранении некоторые удобрения слеживаются, образуя комки и глыбы. Особенно сильно слеживаются гигроскопичные удобрения. Но самое страшное в том, что при хранении в уплотненном состоянии и в замкнутом пространстве удобрения начинают интенсивно разлагаться. Выделяется теплота. Удобрения могут настолько сильно разогреться, что дело заканчивается взрывом.
Журналист. А как этого избежать?
Химик. Для лучшего хранения гигроскопичную соль сплавляют с менее гигроскопичной, так получили нитрофоску (смесь аммиачной селитры и фосфата аммония). При другом способе удобрения получают в виде гранул, а чтобы гранулы не слипались, их покрывают водоотталкивающим веществом (смесью парафина и карбоновых жирных кислот).
Руководитель пресс-центра. Итак, пора подводить итоги. Из всего сказанного вытекает, что люди, занимающиеся земледелием, должны уметь правильно использовать минеральные удобрения. Для этого существует ряд правил.
Правила записывают в тетрадь как итог урока.

  • Необходимо обеспечивать правильное соотношение вносимых удобрений.
  • Знать влияние климата и сроки внесения удобрений.
  • Уметь определять и изменять кислотность почв.
  • Помнить о влиянии удобрений на биосферу.
  • Знать основные требования к условиям хранения удобрений.

Учитель. Мои помощники опять перевоплотились в учеников. Но, может быть, через некоторое время они всерьез станут решать эту важную задачу на уровне агрономов, экологов, ученых-химиков. А пока всем нужно запомнить записанные в тетрадь правила. Ведь, в конце концов, огород есть у всех, и каждый хочет получить хороший урожай.
Для закрепления знаний ученики решают задачи на вычисление массовой доли питательного элемента в удобрении.

ЛИТЕРАТУРА

Орлова А.Н., Литвак Ш.И. От азота до урожая. М.: Просвещение, 1983;
Сдобникова О.В. Фосфорные удобрения и урожай. М.: Агропромиздат, 1985;
Замяткин Г.А., Колесников Е.В. Юному агрохимику. М.: Россельхозиздат, 1983;
Гельгор В. Еще раз о злополучных солях – нитратах и нитритах. Химия и жизнь, 1989,
№ 3, с. 50–53; Рычков А.Л. Нитратная кухня. Химия и жизнь, 1987, № 5, с. 92–94;
Князева Р.Н. Обучение химии в условиях сельской школы. М.: Просвещение, 1983, с. 69–75; Ивченко Л.А., Макареня А.А. Азот и здоровье человека. Химия (ИД «Первое сентября»),
2000, № 19, с. 4–5;
Харьковская Н.Л., Ляшенко Л.Ф. Осторожно – нитраты! Химия (ИД «Первое сентября»),
1999, № 1, с. 53–56.

Т.Н.НОВИКОВА,
учитель химии
(с. Старый Урюп,
Тяжинский р-н, Кемеровская обл.)

Рейтинг@Mail.ru