УЧЕБНАЯ КНИГА ПО ХИМИИ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ШКОЛ,
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ШКОЛЬНИКОВ 9–10
КЛАССОВ,
РЕШИВШИХ ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ ХИМИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
УЧЕБНИКЗАДАЧНИКЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМНАУЧНЫЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Продолжение. См. № 4–14, 16–28, 30–34, 37–44, 47,
48/2002;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23,
24, 25-26, 27-28, 29, 30, 31, 32, 35, 36, 37, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 47/2003;
1, 2, 3, 4, 5, 7, 11, 13, 14, 16, 17/2004
Глава 8.
О других равновесиях в растворах
Существование и развитие нашей природы в
основном связано с протекающими в ней
химическими реакциями. Все их огромное множество
делится на две главные группы: 1) реакции с
переходом протона от одной частицы – атома, иона,
молекулы – к другой (чаще всего эти реакции
происходят в водных растворах); 2) реакции с
переходом электрона от одной частицы к другой.
Реакции второй группы называют
окислительно-восстановительными. К этой группе
реакций могут быть отнесены процессы
перегруппировки атомов в молекулах, связанные со
смещением электронной плотности зоны
перекрывания электронных орбиталей атомов (это
процессы превращения одной аллотропной
модификации в другую, изомеризации и т.д.).
Окислительно-восстановительные реакции имеют
настолько общий характер, что к ним можно
причислить и реакции перехода протона. Так, по
теории Льюиса кислотой считается частица со
свободной электронной орбиталью, способная
принять на нее пару электронов, а основание –
частица, отдающая пару электронов. Принятая или
отданная пара электронов становится
обобществленными электронами связи,
принадлежащими обеим частицам.
§ 8.1. Окислительно-восстановительные
реакции
Окислительно-восстановительные
реакции – это реакции нашей жизни. Все важнейшие
реакции в организме человека, животных, растений
и бактерий сопровождаются переходом электронов
(и очень часто одновременным переходом ионов
водорода, протонов).
Окислительно-восстановительные реакции – это
реакции, при прохождении которых электроны
переходят от одного вещества к другому. В
окислительно-восстановительных реакциях
изменяются валентности атомов (или их степени
окисления).
Если слить подкисленные растворы одинаковой
концентрации перманганата калия КMnO4,
имеющего красно-фиолетовую окраску, и нитрита
натрия NaNO2, бесцветного, то раствор быстро
обесцвечивается. Анализ получившегося раствора
показывает, что в нем содержатся ничтожно малые
количества перманганат-ионов и нитрит-ионов и значительные количества ионов
марганца Mn2+ и нитрат-ионов .
Очевидно, произошло превращение:
, Mn2+, .
Растворы перманганата калия и нитрита натрия
могут храниться долгое время без изменения. Но
после их сливания проходит химическая реакция,
которая обусловлена двумя взаимосвязанными
переходами с изменением валентностей азота и
марганца:
Mn2+ (Mn(VII) Mn(II)),
(N(III) N(V)).
По отдельности эти переходы в обычных условиях
не совершаются.
Для написания одного общего уравнения
окислительно-восстановительной реакции мы будем
пользоваться способом электронно-ионного
баланса. Вы легко усвоите этот способ, если
поняли молекульно-ионный способ подбора
коэффициентов в уравнениях реакций перехода
ионов при изменении среды раствора.
Сначала по отдельности составляем схемы реакций
приема и отдачи электронов. Записываем схему
перехода:
.
Числа атомов в правой и левой частях уравнения
реакции должны быть одинаковы. В левой части
схемы недостает одного атома кислорода, поэтому
туда записываем формулу одной молекулы воды:
+ Н2О
.
Далее следует сделать так, чтобы числа атомов
(ионов) водорода в обеих частях схемы были
одинаковы, что приводит к записи:
+ Н2О
+ 2Н+.
Теперь материальный баланс соблюдается, но
суммы зарядов частиц в правой и левой частях
схемы не равны. Левая часть схемы имеет один
отрицательный заряд, а правая – один
положительный. Поэтому следует вычесть или
прибавить в левой части схемы такое число
электронов, чтобы сумма зарядов левой части была
равна сумме зарядов правой.
Как сделать, чтобы в левой части схемы сумма
зарядов была равна +1? Вычитание нескольких
отрицательных зарядов электронов равносильно
прибавлению того же числа положительных. Поэтому
достаточно вычесть в левой части схемы два
отрицательных заряда (2е), чтобы сумма
зарядов в ней стала равной +1:
+ Н2О
– 2е = + 2Н+.
Мы получили уравнение реакции перехода
нитрит-иона в нитрат-ион. Таким способом мы, не
зная ни валентностей атомов, ни их степеней
окисления, обнаружили, что в этой реакции
происходит отдача двух электронов.
Очень важное замечание: число электронов
всегда записывается перед знаком равенства!
Теперь займемся переходом перманганат-ионов в
ионы марганца:
Mn2+.
Действия те же самые. Числа атомов в правой и
левой частях уравнения реакции должны быть
равны. В правой части схемы недостает четырех
атомов кислорода, поэтому туда добавляем формулы
четырех молекул воды:
Mn2+ + 4Н2О.
В левой части схемы недостает восьми атомов
водорода, поэтому в нее вписываем восемь ионов
водорода и получаем схему с уравненными числами
атомов:
+ 8Н+
Mn2+ + 4Н2О.
Подсчитываем суммы зарядов в правой и левой
частях схемы и видим, что в левую часть
необходимо прибавить пять отрицательных зарядов
(электронов):
+ 8Н+
+ 5е = Mn2+ + 4Н2О.
Разумеется, при составлении уравнений реакций
схемы не следует переписывать несколько раз, а
нужно последовательно их дополнять недостающими
формулами ионов и молекул и расставлять
стехиометрические коэффициенты.
Таким образом, мы получили уравнения двух
взаимосвязанных реакций (иногда их неудачно
называют полуреакциями), одновременно
протекающих в растворе:
+ 8Н+
+ 5е = Mn2+ + 4Н2О,
+ Н2О
– 2е = + 2Н+.
В первой реакции перманганат-ион играет роль окислителя
(вещество, принимающее электроны, акцептор
электронов), и она называется реакцией
восстановления. Во второй реакции нитрит-ион
играет роль восстановителя (вещество,
отдающее электроны, донор электронов), и она
называется реакцией окисления.
В общем уравнении
окислительно-восстановительного процесса число
принятых окислителем электронов должно
равняться числу электронов, отданных
восстановителем. Поэтому умножим
стехиометрические коэффициенты и число
электронов первого уравнения на два, а второго –
на пять и просуммируем оба уравнения:
В левой части уравнения находятся ионы
водорода, что говорит о необходимости проведения
реакции в кислотной среде.
Иногда (в том числе на экзамене) требуют написать
молекульное (молекулярное) уравнение реакции.
При его составлении следует уравнять числа
катионов, входящих в состав солей. Если раствор
был подкислен серной кислотой, получаем
следующее уравнение:
2КMnO4 + 5КNO2 + 3Н2SO4 =
2MnSO4 + 5КNO3 + K2SО4 + 3Н2О.
Подобное уравнение в практической
деятельности едва ли понадобится. Это уравнение
показывает, какие продукты могут получиться при
выпаривании раствора, однако смесь кристаллов
будет загрязнена некоторыми исходными
веществами, т.к. приготовить растворы с
концентрациями компонентов, которые полностью
прореагируют, невозможно. Более того, мы не можем
предсказать, что получится – нитрат марганца или
сульфат марганца или их смесь.
ля более удобного составления уравнения
реакции мы воспользовались нитритом калия, а
теперь попытайтесь составить уравнение реакции
с нитритом натрия.
Реакция проходит независимо от того, нитритом
калия или натрия мы воспользовались, но продукты
реакции теперь становятся еще более
неопределенными!
Рассмотренная реакция относится к межионным
и межмолекульным
окислительно-восстановительным реакциям.
Это наиболее обширная группа
окислительно-восстановительных процессов. В
этих реакциях обмен электронами происходит
между различными по составу частицами – атомами,
ионами, молекулами.
Если кристаллическое железо поместить в раствор
сульфата меди, оно покрывается слоем меди, т.к.
проходит реакция:
Fe (кр.) + Cu2+ (р-р) = Cu (кр.) + Fe2+(р-р).
Напишите уравнения реакций приема и отдачи
электронов. Какое вещество играет роль
окислителя, а какое – восстановителя?
Ко второй группе
окислительно-восстановительных реакций
относятся реакции самоокисления-
самовосстановления или диспропорционирования.
Эту группу составляют реакции, в которых
окислителем и восстановителем являются атомы
одного элемента, одни из которых принимают, а
другие отдают электроны. Например, диоксид азота
при взаимодействии с водой образует нитрат-ион и слабую азотистую
кислоту:
К третьей группе относятся реакции внутримолекулярного
окисления-восстановления, в которых два
атома одного химического элемента или разных,
находящиеся в различных состояниях в молекуле
или ионе, могут быть по отношению друг к другу и
окислителем, и восстановителем. Например, распад
слабой тиосерной кислоты:
H2S2O3 = S + SO2 + H2O.
Структурную формулу H2S2O3
можно представить следующим образом:
Подбор коэффициентов в уравнениях этого типа
реакций проводится так же:
или
H2S2O3 = S + SO2 + H2O.
Для того чтобы вы поняли важность
электронно-ионного способа подбора
коэффициентов, разберем еще один пример
окислительно-восстановительной реакции. На
минерал халькопирит CuFeS2 действуют азотной
кислотой, при этом образуются ионы Cu2+, Fe3+,
и оксид азота NO.
Составим схему реакции. Минерал в воде почти
нерастворим, поэтому записываем его формулу в
схеме взаимодействия с азотной кислотой
следующим образом:
CuFeS2 Cu2+
+ Fe3+ + .
Далее подбираем коэффициенты по известной вам
последовательности действий:
CuFeS2 Cu2+ + Fe2+
+ 2 ,
CuFeS2 + 8Н2О Cu2+
+ Fe3+ + 2 ,
CuFeS2 + 8Н2О Cu2+
+ Fe3+ + 2 + 16Н+,
CuFeS2 + 8Н2О – 17е = Cu2+ + Fe3+
+ 2 + 16Н+.
Второе уравнение, в котором нитрат-ион отдает
электроны, получаем тем же приемом:
+ 4Н+
+ 3е = NО + 2Н2О.
Суммируем оба уравнения, не забыв, что число
отданных электронов должно равняться числу
принятых:
Попробуйте подобрать коэффициенты этого
уравнения другим способом. Чему равны
валентности (или степени окисления) элементов в
CuFeS2?
Уравнение в молекульном виде составить не
очень трудно, но оно не будет отражать состав
полученных продуктов. Для проведения реакции вы
должны будете взять некоторый избыток азотной
кислоты. И тогда возникает вопрос: какие соли
образуют медь и железо после выпаривания воды –
сульфаты или нитраты?
Поскольку окислительно-восстановительная
реакция состоит из двух реакций (окисление и
восстановление), протекающих одновременно с
переходом электронов от восстановителя к
окислителю, то оказывается возможным провести
эти процессы пространственно раздельно, но не
независимо друг от друга (в замкнутой
гальванической цепи).
Рассмотренную выше реакцию окисления нитрита
калия перманганатом калия:
2 + 5 + 6Н+ = 2Mn2+
+ 5 + 3Н2О
можно провести, смешав растворы перманганата
калия и нитрита калия, но можно без сливания
растворов реакцию осуществить следующим
образом. В один стакан налить подкисленный
раствор перманганата калия, а в другой стакан –
раствор нитрита калия (рис. 8.1). Соединить оба
сосуда электролитическим мостиком –
П-образной трубкой, наполненной раствором
хлорида калия. В каждый сосуд опустить по
платиновой пластинке и соединить их проводником
(проволока) с измерительным прибором
(потенциометр). Прибор покажет наличие в цепи
электрического тока и электродвижущую силу гальванического
элемента, т.е. электрическое напряжение
между двумя платиновыми электродами. Электродвижущая
сила данного гальванического элемента при
стандартных условиях (298,15 К, концентрации всех
компонентов системы по 1 моль/л) равна 0,57 В.
|
Рис. 8.1.
Гальванический элемент из электродов
с нитритом калия и перманганатом калия
|
Возникновение напряжения
свидетельствует об образовании на электродах электрических
потенциалов благодаря тем электронам,
которые принимают участие в двух реакциях:
+ 8Н+
+ 5e = Mn2+ + 4Н2О,
+ Н2О
– 2e = + 2H+.
О.С.ЗАЙЦЕВ
|