Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №17/2004

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

МЕТОДИКА
ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

§ 3.7. Химический эксперимент и технические средства обучения (окончание)

Продолжение. См. № 27–28, 30, 31, 36, 38, 39, 40, 43, 45/2003;
5, 8, 11/2004

Звукозаписи, сделанные на магнитной ленте с помощью магнитофона, могут быть использованы для рассказа вместо преподавателя об открытиях химических элементов, веществ, законов, о биографиях выдающихся химиков, перспективах развития химической отрасли промышленности, физических свойствах веществ, нахождении их в природе и применении в разных отраслях хозяйства, сравнительных характеристиках химических элементов главных подгрупп I–VII групп и их соединений. Звукозаписи позволяют озвучивать кадры диафильмов и диапозитивов.
Особенно эффективны звукозаписи при изучении химического языка. Так, составление химических формул и уравнений реакций осуществляется на базе алгоритмических предписаний. В тех случаях, когда учащиеся затрудняются применять эти предписания на практике, целесообразно включить звукозапись и напомнить им шаги алгоритма. Контроль усвоения химического языка лучше всего проводить с помощью химического диктанта, озвученного на магнитной ленте.
Проблемные задания также можно решать с помощью магнитофона. Например, озвучивают с помощью магнитофона следующую запись: «Зная электронное строение ацетилена, предположите, какие для него характерны реакции». Учащиеся по аналогии с этиленом предсказывают, что по месту p-связей в молекуле ацетилена могут проходить реакции окисления и присоединения. Свой прогноз они проверяют на опытах: обесцвечивание раствора перманганата калия (окисление) и бромной воды (присоединение).
Звукозаписи связаны со словом и звуком, а обучение химии опирается главным образом на зрительное восприятие химических явлений и процессов. Это ограничивает области их применения.
Во время химического эксперимента используют учебное телевидение. С помощью телевизора можно принимать эфирные учебные передачи. Но более эффективны и перспективны все же видеозаписи, сделанные видеокамерой. Они совмещают в себе звук и изображение, и их можно воспроизводить через телевизор. Видеозаписи позволяют расчленить эксперимент на отдельные этапы – действия, операции, которые могут быть более детально рассмотрены и проанализированы учениками и, если необходимо, выполнены в реальном эксперименте.
Видеозаписи дают возможность показывать демонстрационные и лабораторные опыты: массу исходных веществ, отдельные части приборов, необходимые для их сборки, устройство собранного прибора и его отдельных узлов, отдельные стадии опыта, полученные вещества и их свойства. Видеозаписи позволяют знакомить школьников с уникальным оборудованием, опытами, необходимыми для понимания сущности явлений, но сложными по технике выполнения или представляющими опасность, или протекающими длительное время и по этой причине неосуществимыми в школьных условиях. Например, можно сделать видеозаписи устройств промышленных аппаратов, автоматизации и механизации химических производств, их технологий, процессов, протекающих внутри реакторов, аппаратов, а также таких опытов, как замещение в метане водорода хлором, взаимодействие этилена с хлором, синтез ацетилена, крекинг нефтепродуктов и др.
Установлено, что телевизионное изображение обязательно должно сопровождаться заставкой,
т. к. она позволяет обратить внимание на сущность химических реакций и процессов, на главное в учебном материале. Например, показывают на экране опыт по взаимодействию глицерина с гидроксидом меди(II). Уравнение реакции при этом сопровождается заставкой следующего содержания: «С увеличением числа гидроксильных групп в молекуле возрастает активность их атомов водорода в результате взаимного влияния атомов в молекуле. В связи с этим атомы водорода могут замещаться не только атомами свободных щелочных металлов, но и атомами некоторых металлов в гидроксидах (Cu, Fe, Ca, Ba и др.). Следовательно, химическая активность глицерина выше, чем одноатомных предельных спиртов».
Видеозаписи, в которых используются мультипликация, съемки и фотографии натуральных объектов, можно воспроизвести на экране телевизора. Мультипликации полезны при объяснениях механизмов явлений и внутреннего строения объектов, непосредственное наблюдение которых невозможно, в частности, при изучении свободно-радикального и ионного механизмов многих реакций, в которых участвуют органические вещества, строения и растворения веществ, внутреннего устройства башен, колонн и др. Очень полезен показ натуральных съемок заводов, цехов, агрегатов и др.
С помощью видеокамеры преподаватель может самостоятельно создавать видеозаписи, которые будут способствовать формированию, закреплению и совершенствованию экспериментальных умений и навыков, а также усвоению отдельных операций, таких, как нагревание, сборка прибора, собирание газов вытеснением воды и воздуха и т.п. В зависимости от содержания учебного материала, дидактической цели урока, видов эксперимента и подготовки преподавателя видеозаписи могут применяться на всех этапах урока.
По мере накопления видеозаписей в химическом кабинете создается видеотека. При тематическом и поурочном планировании преподаватель определяет роль, место и приемы использования видеозаписей при изучении конкретных тем на уроках. Использование видеоматериала повышает интерес учащихся на уроке и помогает продуктивно изучать те или иные темы учебного материала.
Таким образом, учебное телевидение, используемое для экранизации химического эксперимента, способствует более полному и всестороннему изучению сущности химических реакций и процессов, расширяет границы познаваемости окружающего мира.
Массовое производство и относительная дешевизна микрокалькуляторов позволяет все больше их использовать на уроках, факультативных и внеклассных мероприятиях в процессе изучения химии. Микрокалькуляторы – это портативные микро-ЭВМ индивидуального пользования. Их выпускают для самых различных целей и с разными функциональными возможностями. Одни из них могут выполнять лишь арифметические и несложные алгебраические операции. Ими легко пользуются в быту и в школе ученики разного возраста, имеющие различную подготовку. Это простейшие микрокалькуляторы. Другие способны производить довольно сложные расчеты, связанные с вычислением логарифмов, корней, степеней, тригонометрических и показательных функций. Их в основном применяют в своей работе инженеры, поэтому они называются инженерными микрокалькуляторами. Есть и такие, которые дают возможность программировать решения задач, т.е. способны запоминать команды алгоритма решения и выполнять их в автоматическом режиме. Они являются аналогами ЭВМ и называются программированными микрокалькуляторами.
Из указанных трех групп микрокалькуляторов целесообразнее всего применять на уроках химии программируемые микрокалькуляторы. Преподаватель, овладевший методикой работы с таким микрокалькулятором, легко может научить пользоваться им и учеников. Время, затраченное на обучение ребят обращению с микрокалькулятором, окупается тем, что впоследствии производительность их учебной работы на уроках повышается. Так, использование микрокалькуляторов в процессе вычислений при решении расчетных и экспериментальных задач, выполнении демонстрационного эксперимента и лабораторных опытов приводит к сокращению времени на вычислительные механические операции, что позволяет более глубоко изучить основной учебный материал, вникнуть в его сущность, добиться его понимания и прочного усвоения.
В свое время была разработана методика применения программируемых микрокалькуляторов при решении типовых расчетных задач. В ее основе лежит принцип нарастания трудностей. Это значит, что нужно начинать обучать делать расчеты с помощью микрокалькулятора на задачах по химическим формулам, а затем по химическим уравнениям. Методы вычислений также вводятся по мере движения от простого к более сложному: метод автоматически выполняемых операций, метод использования регистров памяти и вычислений с константой, метод смешанных вычислений, метод ввода и редактирования программ. В этой методике раскрывается способ составления алгоритмов решения и программирования химических задач с последующим применением разработанных программ.
Программируемые микрокалькуляторы можно применять на разных этапах урока, например при закреплении, контроле и оценке знаний и умений учащихся, а также при выполнении домашних заданий. Следовательно, микрокалькулятор в процессе изучения химии используется главным образом как вычислительное средство, которое снижает утомление и повышает активность и самостоятельность ребят в процессе усвоения химических знаний.
В последнее время при обучении химии все больше применяется компьютерная техника. От других технических средств обучения ее отличает особенность подачи учебного текста (сообщения). В основе этого лежит язык алгоритмизации с учетом возможностей обратной пошаговой связи. Эффективность использования компьютерной техники достигается при ее сочетании с традиционными методиками и средствами обучения, в том числе с химическим экспериментом. Так, компьютер, обрабатывая полученную информацию об уровне знаний и сформированности экспериментальных умений и навыков учащихся, предоставляет нужную информацию преподавателю о разделении их на несколько групп. Это позволяет учителю эффективнее осуществлять дифференцированный подход в процессе химического эксперимента.
Компьютер можно использовать для создания проблемной ситуации. Например, на экране дисплея показаны три схематических рисунка, отображающих образование -связей в молекуле бензола, один из которых правильный, а два других имеют неточности. На одном из неверных рисунков атомы водорода лишь соприкасаются с гибридными электронными облаками атомов углерода, а на другом нарушены углы между осями трех гибридных облаков каждого из атомов углерода. Перед учащимися ставится проблема: «Какой из приведенных рисунков наиболее полно соответствует строению молекулы бензола? Ответ мотивируйте». После анализа рисунков на основании имеющихся знаний ученики выбирают и обосновывают тот из них, в котором правильно изображены валентные углы между -связями атомов углерода и перекрывания их гибридных облаков с электронными облаками атомов водорода.
Фото Е. КрыловаВ процессе изучения химического языка компьютер используется для предъявления учащимся алгоритмических предписаний при составлении химических формул, уравнений химических реакций, структурных формул изомеров и др. В тех случаях, когда ребята затрудняются выполнить алгоритмические предписания или допускают ошибки при их применении, на дисплее компьютера можно снова показать алгоритм действий. Такая справочная информация, которая хранится в компьютере и может им быть предоставлена в нужный момент, ускоряет исправление ошибок.
Компьютер может применяться также при расчетах при решении химических задач. По сравнению с микрокалькулятором он имеет большее число действий и автоматизирует вычислительные операции. Более того, он может регистрировать данные эксперимента, обрабатывать и оценивать их информативность. Это позволяет иногда уменьшить число экспериментов или не выполнять их вовсе. Важное значение компьютера состоит еще и в том, что он способен записывать, хранить и предъявлять самую различную видеоинформацию, которая нужна для использования в учебном процессе.
Компьютер в зависимости от содержания учебного материала, дидактических целей урока может использоваться на всех его этапах, особенно в комплексе с другими средствами обучения. Но для эффективного его применения преподавателю необходимо уметь составлять алгоритмы и обучающие программы, предъявлять задания учащимся, фиксировать результаты их деятельности, обеспечивать обратную связь. Только овладение преподавателем компьютерной техникой даст возможность добиться интенсификации процесса обучения химии и развития познавательных способностей учащихся, прочного усвоения ими ученого материала и формирования умений и навыков самостоятельной работы.

В.Я.ВИВЮРСКИЙ

Рейтинг@Mail.ru