Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №16/2004

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Школа: время реформ

Соответствие стандарту среднего общего образования по химии
программы курса химии для школ
и классов гуманитарного профиля

Главная задача изучения химии в школах и классах гуманитарного профиля – овладение химической культурой, основанной на знании свойств веществ и путей их превращений. При дефиците учебного времени (1 ч в неделю) и большой загруженности учащихся профильными предметами требуется принципиально новый подход к отбору материала для курса химии. Поскольку одна из проблем профильного обучения – низкая мотивация у старшеклассников к овладению непрофильными предметами, важно заинтересовать их изучением химии, сочетая химические и гуманитарные знания.
Для учащихся, которые не планируют заниматься в будущем естественными науками, целесообразно ограничиться теми теоретическими знаниями, которые они получили в основной школе. В программе химии для 8–9-го классов заложен основной теоретический материал, касающийся строения атома и вещества, периодической системы элементов, важнейших классов неорганических и органических соединений, химических реакций. Поэтому нет смысла вновь повторять и систематизировать его в старших классах гуманитарного профиля. Если же выпускник такого класса решил посвятить себя профессии химика, биолога или медика, то на основе обязательного минимума содержания образования он сможет подготовиться к вступительным экзаменам в вуз, используя соответствующие пособия для абитуриентов.
Анализ обязательного минимума содержания образования по химии (базовый уровень) и химических проблем, сопровождающих человека в его повседневной жизни, позволяет выделить основные темы, необходимые для изучения в школах и классах гуманитарного профиля. Это – химические аспекты экологии, энергетики и повседневной жизни человека (бытовая химия, медицина, питание), а также химические материалы (неорганические и органические). Таким образом, структура традиционного курса химии в старших классах гуманитарного профиля претерпевает существенные изменения. При этом в полном объеме сохранен обязательный минимум содержания образования по химии. Программа курса опубликована в газете «Химия» (2003, № 34). Для этого курса химии разработан учебно-методический комплект, включающий учебники и практикумы для 10-го и 11-го классов, допущенные Министерством образования РФ [1–4], а также методические рекомендации [5, 6].
Авторская концепция курса химии для гуманитариев предполагает определенный уровень знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися при изучении химии в основной школе. При рассмотрении требований стандарта среднего общего образования по химии для учеников 10–11-го классов следует учитывать, что теоретические основы химии уже изучены в 8–9-м классах. В тех случаях, когда материал, изученный в основной школе, не повторяется специально в старших классах, следует обращаться к учебникам химии для 8–9-го классов.
Поскольку для основной школы разработано множество программ и учебников, существенно различающихся по структуре, отнесение отдельных пунктов обязательного минимума содержания основных образовательных программ к конкретным учебникам химии для 8–9-го классов вызывает определенные затруднения. Поэтому здесь в качестве примера даются ссылки на теоретический материал сборника задач по химии для 8–9-го классов (допущено Министерством образования РФ), не привязанного к авторским программам и полностью соответствующего минимуму образования для основной школы. Можно использовать любые учебники для основной школы, одобренные Министерством образования РФ.

Блоки содержания среднего общего образования по химии

Т е м а Kласс Учебник

Методы познания в химии

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов*

8 Введение [7]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Современные представления о строении атома

Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-, d-Элементы

8–9 Глава 1 [8]
Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов 8–9,
10
Глава 16 [8]; § 13 [1], темы VII, VIII [2]
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева 8–9 Глава 9 [8]

Химическая связь

Kовалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Kатионы и анионы

8–9 Глава 2 [8]
Пространственное строение молекул 10, 11 § 3, 9 [1], темы II, V [2]; § 4, 7, 8, 12–14 [3], темы II–VII [4]
Металлическая связь 10 § 13 [1], темы VII, VIII [2]
Водородная связь 10 § 3 [1], тема II [2]

Вещество

Kачественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава

8–9 Глава 2 [8], § 25 [7]
Представления о строении газообразных, жидких и твердых веществ 10, 11 § 3, 5, 9 [1],
темы II–V [2]; § 1, 4, 7, 8, 12–14 [3],
темы I–VII [4]
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия 8–9,
10, 11
Главы 1, 12, 18 [8];
§ 1, 9 [1],
темы I, II, V [2];
§ 4, 7, 8, 12–14 [3], темы II–VII [4]
Явления, происходящие при растворении веществ, – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация, гидролиз. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация 8–9,
10
Глава 4 [8], § 64, 78–82 [7];
§ 3 [1], тема II [2]
Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты 8–9 Глава 7 [8]

Химические реакции

Kлассификация химических реакций в неорганической и органической химии

8–9 Главы 5, 18–20 [8]
Реакции ионного обмена в водных растворах 8–9 Глава 7 [8]
Гидролиз неорганических и органических соединений 10, 11 § 3 [1],
тема II [2];
§ 3, 8, 10 [3],
темы II–V [4]
Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора 10, 11 § 3 [1],
тема II [2]; § 3 [3],
темы II, III [4]
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов 8–9,
10
Глава 8 [8];
§ 15 [1],
темы VII, VIII [2]
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения 8–9,
10
Глава 6 [8];
§ 10, 12 [1],
темы V, VI [2]
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Kатализ 8–9 Глава 6 [8]
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения 8–9 Главы 6, 21 [8]

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Kлассификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений 8–9,
11
Глава 17 [8];
§ 3 [3],
темы II, III [4]
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии 8–9,
10
Глава 11 [8];
§ 14 [1],
темы VII, VIII [2]
Общие способы получения металлов 10 § 15 [1],
темы VII, VIII [2]
Сплавы черные и цветные 10 § 16 [1],
темы VII, VIII [2]
Свойства переходных металлов на примере железа 8–9,
10
Глава 16 [8];
§ 14 [1],
темы VII, VIII [2]
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов (от фтора до йода). Благородные газы 8–9,
10, 11
Главы 10, 12–15 [8]; § 1 [1], тема I [2];
§ 7 [3],
темы II, III [4]

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Kлассификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений 8–9 Главы 18–20 [8]
Теория строения органических соединений. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Изомерия структурная и пространственная. Типы химических связей в молекулах органических соединений 8–9 Главы 3–8 [9]
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены 10 § 9 [1], тема V [2]
Природные источники углеводородов: нефть и природный газ 10 § 10 [1], тема V [2]
Kислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы 10, 11 § 12 [1], тема VI [2]; § 4, 8 [3],
темы II, IV [4]
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Понятие о нуклеиновых кислотах 11 § 8, 10 [3],
темы IV, V [4]
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна 11 § 12–15 [3],
темы VI, VII [4]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила работы с едкими, горючими и токсичными веществами 10, 11 Правила работы в лаборатории [2, 4],
§ 5 [3]
Методы разделения смесей и очистки веществ 10 Тема II [2]
Приготовление растворов. Проведение химических реакций в растворах 10, 11 Темы II–IV, VII,
VIII [2];
темы II–V [4]
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании 10, 11 Тема V [2];
темы IV, V [4]
Kачественный и количественный анализ веществ. Измерение физических свойств веществ (масса, объем, плотность). Определение характера среды. Индикаторы. Kачественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений 10, 11 Темы I–IV [2];
темы I–VII [4]

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов 11 § 6, 7, 9 [3],
темы II–V [4]
Химия и пища. Kалорийность жиров, белков и углеводов 11 § 10, 11 [3],
темы IV, V [4]
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре 11 § 1–3 [3],
темы I–III [4]
Общие принципы промышленного получения важнейших веществ из природного сырья на примере производства серной кислоты и переработки нефти 8–9,
10
Глава 21 [8];
§ 10 [1],
тема V [2]
Получение высокомолекулярных веществ 11 § 12–15 [3],
темы VI, VII [4]
Минеральные удобрения как источники азота, фосфора, калия и микроэлементов в почве 11 § 11 [3],
темы VI, VII [4]
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия 10 § 1, 4, 6–8, 11 [1], темы I–IV, VI [2]
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность 11 § 5 [3],
темы II, III [4]
Источники химической информации 10, 11 Список рекомендуемой литературы [1–6]

* Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Учебник.
10 класс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001, 128 с.
2. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Практикум.
10 класс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001, 144 с.
3. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Учебник.
11 класс. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002, 144 с.
4. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Практикум.
11 класс. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002, 128 с.
5. Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Козлова И.А. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Методические рекомендации. 10 класс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2002, 80 с.
6. Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Козлова И.А. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Методические рекомендации. 10–11 классы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА (в печати).
7. Сатбалдина С.Т., Лидин Р.А. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 1999, 192 с.
8. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Сборник задач. 8–9 классы. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001, 400 с.
9. Минченков Е.Е., Цветков Л.А., Зазнобина Л.С. Химия. 9 класс. М.: Школьная пресса, 2003, 240 с.

Е.В.САВИНКИНА,
Г.П.ЛОГИНОВА
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru