Соответствие стандарту среднего общего
образования по химии
|
Т е м а | Kласс | Учебник |
---|---|---|
Методы познания в химии Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов* |
8 | Введение [7] |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ |
||
Современные представления о строении атома Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-, d-Элементы |
8–9 | Глава 1 [8] |
Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов | 8–9, 10 |
Глава 16 [8]; § 13 [1], темы VII, VIII [2] |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 8–9 | Глава 9 [8] |
Химическая связь Kовалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Kатионы и анионы |
8–9 | Глава 2 [8] |
Пространственное строение молекул | 10, 11 | § 3, 9 [1], темы II, V [2]; § 4, 7, 8, 12–14 [3], темы II–VII [4] |
Металлическая связь | 10 | § 13 [1], темы VII, VIII [2] |
Водородная связь | 10 | § 3 [1], тема II [2] |
Вещество Kачественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава |
8–9 | Глава 2 [8], § 25 [7] |
Представления о строении газообразных, жидких и твердых веществ | 10, 11 | § 3, 5, 9 [1], темы II–V [2]; § 1, 4, 7, 8, 12–14 [3], темы I–VII [4] |
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия | 8–9, 10, 11 |
Главы 1, 12,
18 [8]; § 1, 9 [1], темы I, II, V [2]; § 4, 7, 8, 12–14 [3], темы II–VII [4] |
Явления, происходящие при растворении веществ, – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация, гидролиз. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация | 8–9, 10 |
Глава 4
[8], § 64, 78–82 [7]; § 3 [1], тема II [2] |
Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты | 8–9 | Глава 7 [8] |
Химические реакции Kлассификация химических реакций в неорганической и органической химии |
8–9 | Главы 5, 18–20 [8] |
Реакции ионного обмена в водных растворах | 8–9 | Глава 7 [8] |
Гидролиз неорганических и органических соединений | 10, 11 | § 3 [1], тема II [2]; § 3, 8, 10 [3], темы II–V [4] |
Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора | 10, 11 | § 3 [1], тема II [2]; § 3 [3], темы II, III [4] |
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов | 8–9, 10 |
Глава 8 [8]; § 15 [1], темы VII, VIII [2] |
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения | 8–9, 10 |
Глава 6 [8]; § 10, 12 [1], темы V, VI [2] |
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Kатализ | 8–9 | Глава 6 [8] |
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения | 8–9 | Главы 6, 21 [8] |
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ |
||
Kлассификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений | 8–9, 11 |
Глава 17
[8]; § 3 [3], темы II, III [4] |
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии | 8–9, 10 |
Глава 11
[8]; § 14 [1], темы VII, VIII [2] |
Общие способы получения металлов | 10 | § 15 [1], темы VII, VIII [2] |
Сплавы черные и цветные | 10 | § 16 [1], темы VII, VIII [2] |
Свойства переходных металлов на примере железа | 8–9, 10 |
Глава 16
[8]; § 14 [1], темы VII, VIII [2] |
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов (от фтора до йода). Благородные газы | 8–9, 10, 11 |
Главы 10,
12–15 [8]; § 1 [1], тема I [2]; § 7 [3], темы II, III [4] |
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ |
||
Kлассификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений | 8–9 | Главы 18–20 [8] |
Теория строения органических соединений. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Изомерия структурная и пространственная. Типы химических связей в молекулах органических соединений | 8–9 | Главы 3–8 [9] |
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены | 10 | § 9 [1], тема V [2] |
Природные источники углеводородов: нефть и природный газ | 10 | § 10 [1], тема V [2] |
Kислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы | 10, 11 | § 12 [1],
тема VI [2]; § 4, 8 [3], темы II, IV [4] |
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Понятие о нуклеиновых кислотах | 11 | § 8, 10 [3], темы IV, V [4] |
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна | 11 | § 12–15 [3], темы VI, VII [4] |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ |
||
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила работы с едкими, горючими и токсичными веществами | 10, 11 | Правила
работы в лаборатории [2, 4], § 5 [3] |
Методы разделения смесей и очистки веществ | 10 | Тема II [2] |
Приготовление растворов. Проведение химических реакций в растворах | 10, 11 | Темы II–IV,
VII, VIII [2]; темы II–V [4] |
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании | 10, 11 | Тема V [2]; темы IV, V [4] |
Kачественный и количественный анализ веществ. Измерение физических свойств веществ (масса, объем, плотность). Определение характера среды. Индикаторы. Kачественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений | 10, 11 | Темы I–IV
[2]; темы I–VII [4] |
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ |
||
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов | 11 | § 6, 7, 9 [3], темы II–V [4] |
Химия и пища. Kалорийность жиров, белков и углеводов | 11 | § 10, 11 [3], темы IV, V [4] |
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре | 11 | § 1–3 [3], темы I–III [4] |
Общие принципы промышленного получения важнейших веществ из природного сырья на примере производства серной кислоты и переработки нефти | 8–9, 10 |
Глава 21
[8]; § 10 [1], тема V [2] |
Получение высокомолекулярных веществ | 11 | § 12–15 [3], темы VI, VII [4] |
Минеральные удобрения как источники азота, фосфора, калия и микроэлементов в почве | 11 | § 11 [3], темы VI, VII [4] |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | 10 | § 1, 4, 6–8, 11 [1], темы I–IV, VI [2] |
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность | 11 | § 5 [3], темы II, III [4] |
Источники химической информации | 10, 11 | Список рекомендуемой литературы [1–6] |
* Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Савинкина Е.В., Логинова Г.П.
Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля.
Учебник.
10 класс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001, 128 с.
2. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия.
Для школ и классов гуманитарного профиля.
Практикум.
10 класс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001, 144 с.
3. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия.
Для школ и классов гуманитарного профиля.
Учебник.
11 класс. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002, 144 с.
4. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия.
Для школ и классов гуманитарного профиля.
Практикум.
11 класс. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002, 128 с.
5. Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Козлова
И.А. Химия. Для школ и классов гуманитарного
профиля. Методические рекомендации. 10 класс. М.:
АСТ-ПРЕСС, 2002, 80 с.
6. Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Козлова
И.А. Химия. Для школ и классов гуманитарного
профиля. Методические рекомендации. 10–11 классы.
М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА (в печати).
7. Сатбалдина С.Т., Лидин Р.А. Химия. 8
класс. М.: Просвещение, 1999, 192 с.
8. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия.
Сборник задач. 8–9 классы. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001, 400 с.
9. Минченков Е.Е., Цветков Л.А.,
Зазнобина Л.С. Химия. 9 класс. М.: Школьная
пресса, 2003, 240 с.