В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ
УЧИТЕЛЮ |
Самоанализ урока по теме
«Классификация сложных веществ.
Оксиды»
Преподавание
химии в 8-м классе, где был проведен анализируемый
урок*, ведется по программе
О.С.Габриеляна (3 ч в неделю). Эта программа
построена на основе концентрической концепции
химического образования для основной школы. На
момент проведения урока учащиеся знакомы с
темами: «Периодический закон и строение атома»,
«Степень окисления и
окислительно-восстановительные реакции»,
«Электролитическая диссоциация и реакции
ионного обмена». Анализируемый урок входит в
систему уроков по теме «Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов».
Урок начинается с организационного
этапа, задача которого – подготовить учащихся
к работе на уроке. Педагог и ученики приветствуют
друг друга, в журнал записывают фамилии тех, кто
отсутствует, затем учитель проверяет, готовы ли
ребята к занятию. Этот этап урока, хотя и был
непродолжительным, позволил быстро включить
учащихся в ход урока.
Следующий этап –
повторение ранее изученных тем и проверка
домашнего задания. Здесь задача – выявить
пробелы в знаниях и устранить их,
совершенствовать знания и умения, подготовиться
к восприятию новой темы.
Чтобы определить уровень знаний большинства
учеников за короткий промежуток времени, я
пригласила двоих из них к доске для
воспроизведения письменного домашнего задания.
Этот материал в дальнейшем использовался при
изучении новой темы (индивидуальный опрос). С
сидящими за своими партами ребятами мы повторили
вопросы об элементах-металлах и
элементах-неметаллах, особенностях строения их
атомов, физических свойствах простых веществ
металлов и неметаллов. В ходе фронтальной беседы
я стремилась проверить качество усвоения
материала, степень сформированности общеучебных
навыков и умений. Обязательны на этапе
повторения комментирование ответов учащихся,
оценка их знаний, умений и навыков,
стимулирование деятельности школьников
похвалой, одобрением.
Затем была проведена игра
«Волшебный цветок». Установление по
химической формуле принадлежности веществ к
разным классам позволило подвести итог беседе, а
таблица, заполненная в ходе игры, послужила
вспомогательным материалом для изучения новой
темы.
После «Волшебного цветка»
я провела тестовую проверку знаний учащихся
(по перфокартам), которая дала возможность за 10
мин получить ответы на шесть вопросов от
учащихся всего класса. Правильность ответов мы
проверяли всем классом, при согласии с данным
ответом ребята поднимали сигнальный знак
зеленого цвета, а при несогласии – красного
цвета. Те ученики, которые были не согласны с
данным вариантом ответа, обосновывали свою точку
зрения. Использование сигнальных знаков
позволяет видеть верные и неверные ответы всех
учеников класса одновременно.
Этап усвоения новых
знаний я начала с сообщения темы, целей и задач
урока, поставила перед школьниками учебную
проблему. Поскольку ребята уже знают важнейшие
теоретические вопросы курса химии, то большую
часть учебного материала этого урока я предпочла
преподавать дедуктивно. Для этого учащимся
предлагаются вопросы, при ответе на которые
школьники привлекают ранее приобретенные знания
и в то же время изучают новый материал. К тому же
это позволяет использовать такие важнейшие
принципы дидактики, как научность и доступность.
Новые понятия и формулировки определений
предлагались учащимся по кодограммам.
Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути
от известного к неизвестному, от простого к
сложному. Логично, на мой взгляд, сначала
рассмотреть строение частиц , а затем перейти к формулировке
понятия «оксиды» и т. д.
Никак нельзя было обойтись на уроке без
лабораторных опытов, поскольку они способствуют
выработке умений и навыков проведения
химического эксперимента. Для этого было
предложено найти (из числа предложенных) и
рассмотреть металлы и неметаллы, основные и
кислотные оксиды, а также исследовать их
некоторые физические свойства.
Реализации принципа систематичности
способствует осуществление межпредметных
связей. Установление таких связей помогает
формированию в сознании учащихся целостной
картины мира. Связь с физикой особо тесная. На
этом уроке она реализуется через систему понятий
о строении атома. Связь с математикой
прослеживается при решении расчетных задач.
Связь с биологией видна при рассмотрении
значения оксида Н2О (сообщение ученика) и
роли кислотного оксида СО2 в природе
(демонстрация видеофрагмента и фронтальная
беседа).
При изучении нового материала учащиеся работали
с рабочими тетрадями: записывали формулировки,
составляли формулы кислотных и основных оксидов,
соответствующих им оснований и кислот.
По наблюдениям психологов,
после 30 мин работы внимание учащихся на уроке
снижается. Поэтому для закрепления полученных
знаний я использовала игры: «Что лишнее?»,
«Химические загадки и ребусы», «Химический
снегопад».
Несложная дидактическая игра «Химический
снегопад» предусматривает дифференциацию
знаний учащихся. Ребята сами выбирают себе
снежинку соответствующего цвета (голубые – на
отметку «5», белые – на «4», синие – на «3»). Как
правило, школьники верно оценивают свои знания.
Некоторые ученики приглашаются к доске для
работы с заданиями, указанными на снежинках, а
остальные получают распечатки с текстами
заданий и работают на местах.
Целью этапа закрепления я ставила повторение,
воспроизведение усвоенного, но не дословное, а
преобразованное, что способствует выработке у
учащихся умения применять полученные знания.
Среди снежинок была одна сиреневая снежинка.
Зная любопытство ребят, я ожидала вопроса: «А что
на сиреневой снежинке?» А на сиреневой снежинке
было сформулировано домашнее задание.
Инструктажу по выполнению домашнего задания
было уделено особое внимание, т.к. оно является не
просто повторением материала, изученного в
классе, но и углублением его. Домашнее задание
составлено с учетом принципа дифференциации
знаний.
Завершающим этапом была
оценка учителем результатов урока, подведение
итогов, комментирование деятельности
учащихся, выставление отметок.
* * *
Проведенный урок – комбинированный. В ходе
урока были использованы
объяснительно-иллюстративные методы (беседа,
объяснение учителя, сообщение ученика),
применялись средства наглядности (таблица
«Фотосинтез», видеофрагмент), эвристические
методы (беседа о сравнении металлов и неметаллов,
основных и кислотных оксидов), исследовательский
метод (исследование физических свойств
отдельных веществ). На уроке многократно
использовались технические средства
обеспечения: кодоскоп, телевизор и
видеомагнитофон.
Но следует отметить, что проведенный урок не
лишен недостатков. Мне кажется, что на этапе
проверки домашнего задания ребята были
несколько пассивны. В беседах школьники не
всегда формулировали полные ответы. Во время
игры «Химический снегопад» целесообразно было
бы проверить выполнение задания на «3» (хотя бы
устно), чего не было сделано из-за того, что ни
один ученик не выбрал данное задание.
В целом урок прошел успешно, настроение учащихся
и учителя было великолепным, все остались
довольны своей работой.
* См. № 10/2004, конкурс «Я
иду на урок».
Е.П.КИМ,
учитель химии гимназии № 1
(г. Саратов)
|