КОРОТКИЕ ИСТОРИИ
|
В.Оствальд |
А каково же было Аррениусу?
Одним из основателей физической химии по праву
считается немецкий физикохимик и
философ-идеалист Вильгельм Фридрих Оствальд
(1853–1932).
Родился Оствальд в Риге в семье немецкого
бондаря, выходца из России. Еще в гимназии
Вильгельм проявил себя способным учеником с
широким кругом интересов. Он увлекался физикой,
химией, литературой, рисованием, играл на альте и
фортепиано. Отец хотел, чтобы юноша изучал
инженерное дело, но вопреки его желанию
Вильгельм стал студентом химического факультета
Дерптского (ныне Тартуского) университета. Через
четыре года, получив степень бакалавра, Оствальд
поступил в аспирантуру, одновременно занимая
должность приват-доцента (внештатного
преподавателя). В 1887 г. он переехал в Лейпциг, где
через год принял немецкое подданство.
Основные труды Оствальда посвящены химической
кинетике, выявлению роли катализаторов и
проблемам химического равновесия. В частности,
он обнаружил случаи автокатализа, разработал
способ каталитического окисления аммиака до
азотной кислоты, дал определение понятия
«катализатор». Кроме того, немецкий химик
выдвинул теорию цветных индикаторов, предложил
рассматривать аналитические реакции как
взаимодействие между ионами, открыл закон
разбавления, носящий его имя. В Лейпциге Оствальд
основал первую в мире кафедру физической химии и
«Журнал физической химии». За свои труды по
катализу немецкий ученый в 1909 г. получил
Нобелевскую премию по химии.
Велика роль Оствальда в утверждении и
распространении теории электролитической
диссоциации. Как известно, первоначально идеи
автора данной теории С.Аррениуса были восприняты
большинством химиков резко отрицательно. За
защиту диссертации он получил оценку, которая по
современной шкале соответствовала лишь
«удовлетворительно». Такой результат не
позволял Аррениусу даже претендовать на место
доцента в университете.
Кроме шведских химиков теорию электролитической
диссоциации отвергали и ученые других стран, в
частности русские химики во главе с
Д.И.Менделеевым. Оствальд также в первый момент
не принял идеи Аррениуса. «Я провел лихорадочную
ночь с скверными снами, – вспоминал впоследствии
ученый. – У меня одновременно появилась жестокая
зубная боль, новорожденная дочка и статья
Аррениуса “Исследования по проводимости
электролитов”. То, что было написано в работе,
настолько отличалось от привычного и известного,
что я сначала был склонен все в целом принять за
бессмыслицу». Однако после некоторых раздумий
Оствальд обнаружил в идеях Аррениуса
подтверждение своих мыслей, к которым он пришел
другим путем. Утром немецкий ученый отправил
Аррениусу ответное письмо, в нем он высоко оценил
его работу и предсказал новой теории блестящее
будущее.
Восторженный отзыв Оствальда и особенно его
визит к Аррениусу в г. Упсалу, а также поддержка
общественности заставили руководство
университета повторить процедуру защиты. После
успешной повторной защиты, состоявшейся в конце
1884 г., Аррениус был все-таки назначен
приват-доцентом физической химии.
С.Аррениус и В.Оствальд |
Однако до полной победы теории
электролитической диссоциации было еще далеко.
Шведские химики, и прежде всего П.Клеве,
открывший тулий и гольмий, по-прежнему не
принимали теорию Аррениуса. Оствальд
впоследствии вспоминал, с каким удивлением Клеве
спрашивал его, указывая на стакан с водным
раствором хлорида калия: «Но ведь это
бессмыслица – допустить вместе с Аррениусом, что
в растворенном хлориде калия хлор и калий
отделены друг от друга?» И когда Оствальд ответил
утвердительно, Клеве бросил на него взгляд,
выражающий искреннее сомнение в том, что
собеседник вообще разбирается в химии.
Были сомнения в правильности теории Аррениуса и
у молодого русского ученого В.А.Кистяковского
(впоследствии ставшего известным советским
физикохимиком, академиком). Встретившись с
Оствальдом летом 1889 г., он откровенно признался
немецкому ученому, что существование в растворе
свободных ионов с трудом укладывается у него в
голове.
– Вы говорите, что вам трудно это понять, – с
жаром воскликнул Оствальд, – а каково же было
Аррениусу это открыть!
«Жаль, что ваши интересы изменились...»
Оствальд был разносторонне одаренным
человеком. Он был не только великолепным ученым,
внесшим существенный вклад в науку, но и отлично
рисовал и прекрасно играл на музыкальных
инструментах.
Самым активным средством отдыха от интенсивной
научной работы для Оствальда было его занятие
живописью. Любовь к рисованию возникла у
Вильгельма еще в детстве. Мать будущего ученого
поощряла его занятия живописью и даже хотела,
чтобы он поехал учиться в петербургскую Академию
художеств. Со временем рисование стало жизненной
потребностью ученого, техника его все более и
более совершенствовалась. В Германии Оствальд
часто, захватив с собой мольберт и краски,
отправлялся на прогулки по окрестностям
Лейпцига. Он мог бродить от рассвета до заката,
принося домой в особенно удачные дни по пять, а
иногда даже по шесть полотен. Часто Оствальда в
его выходах на природу сопровождала старшая дочь
Гретхен, которая также превосходно рисовала.
Особенно удачно у отца и дочери выходили пейзажи.
Периодически Оствальд даже устраивал выставки
своих картин. На первой, состоявшейся в 1904 г., было
представлено 30 полотен. Выставки работ ученого
всегда пользовались большой популярностью.
В.Оствальд
|
Старое здание Рижского
|
Любовь к живописи привела Оствальда к
попытке понять природу цвета и
систематизировать цвета. Исследования, которые
ученый начал в 1915 г., стали его главным увлечением
на долгие годы. Результаты, полученные в этой
области, Оствальд изложил в книгах «Азбука
цветов» и «Цветоведение».
Вторым увлечением Оствальда, так же как и
живопись, сопровождавшим ученого всю жизнь, была
музыка. Вильгельм обладал большими музыкальными
способностями, прекрасно играл на нескольких
музыкальных инструментах. Музыка помогла
Вильгельму устроить и личную жизнь – со своей
будущей женой он встретился на одном из
музыкальных вечеров. Любовь к музыке супруги
привили и своим детям. По вечерам в доме
Оствальдов часто устраивали настоящие концерты,
на которых звучали скрипка, виолончель,
фортепиано. Оствальд активно принимал участие в
этих концертах, что ему, правда, было свойственно.
Ведь будучи студентом Дерптского университета,
где он специализировался на изучении химии и
физики, будущий ученый выступал в городском
оркестре.
Насколько широким был музыкальный
репертуар будущего Нобелевского лауреата,
говорит тот факт, что только одних концертов
Гайдна он знал 83. Оркестр пользовался большой
популярностью в городе, поэтому музыкантов часто
приглашали на самые разные мероприятия.
Возглавлял оркестр профессор А.Эттинген, у
которого молодой ученый совершенствовал свои
знания по физике. Однажды профессор подошел к
Оствальду и обратился к нему с необычным
предложением: «Вильгельм! Как ты знаешь, у нас
некому играть на фаготе. А без него звучание
нашего оркестра не будет полноценным. Ты
прекрасно играешь на виолончели и фортепиано. Я
надеюсь, что освоишь и фагот. Попробуй. Я надеюсь
на тебя», – и с этими словами он вручил Оствальду,
никогда не игравшему на духовых инструментах,
фагот. Вильгельму ничего не оставалось, как
начать осваивать новый инструмент. Однако, как он
ни старался, непокорный фагот издавал совсем не
музыкальные звуки. Из физической лаборатории, в
которой после окончания экспериментов пытался
научиться игре на фаготе Оствальд, часто
доносились звуки, напоминающие то всхлипы, то
стоны. Однажды коллега Оствальда, работавший
этажом ниже в химической лаборатории и не
знавший об увлечении Вильгельма музыкой, спросил
у него:
– Вы, вероятно, проводите какие-то акустические
опыты? Насколько мне помнится, когда вы работали
с нами, то вас больше интересовало электричество.
Жаль, что ваши интересы так резко изменились...
Оствальду ничего не оставалось, как с досады
только махнуть рукой.
Удивительное сходство
Как и многие другие неординарные личности,
Оствальд в быту отличался нестандартным
поведением. В частности, он крайне не любил
стричься, а также примерять одежду или обувь. Для
него было настоящей мукой лечение зубов, и, хотя
зубная боль иногда становилась просто
невыносимой, Оствальд категорически отказывался
посещать дантиста. Но если эти особенности
поведения ученого еще можно как-то понять, то его
взаимоотношения с секретарем были совсем уж
необычными. Для общения с ним ученый
собственноручно привинтил к двери кабинета
велосипедный звонок, поставив под ней скамейку с
корзиной. Содержимое своих статей и книг
Оствальд наговаривал на специальную
диктовальную машину. Когда собиралось несколько
валиков с записанной речью ученого, то он
укладывал их в корзину на скамейке, добавив туда
же записку с указанием, что с ними надо сделать, и
звонил в велосипедный звонок. После того как за
Оствальдом закрывалась дверь кабинета,
секретарь забирал содержимое корзины в свою
комнату. Отчет о проделанной работе секретарь
также помещал в корзину у дверей, звонил и быстро
уходил.
На своей даче «Энергия» ученый обустроил четыре
лаборатории, окна которых выходили на все
стороны света. В зависимости от настроения и
характера конкретного исследования он работал
то в солнечной, то в темной комнате. Своим
ученикам и ассистентам он говорил, что эта смена
лабораторий благотворно влияет на его
творческую деятельность.
Лицо Оствальда также было достаточно
нестандартным. Уже в сорок лет у него были
совершенно седые волосы, которые соседствовали с
огненно-рыжими бородой и усами. На этом фоне
высокий лоб и живые выразительные глаза
придавали лицу ученого еще большую
импозантность. Своим внешним видом Оствальд был
доволен, считая его неповторимым. Но однажды
ученый понял, что это не совсем так.
Как-то раз, посещая Страсбург, Оствальд был очень
удивлен тем, что на улице с ним раскланиваются
совершенно незнакомые ему люди. Особенно ученый
был поражен, когда зашел в местный университет,
где его, как старого знакомого, стали
приветствовать все встречные студенты. Загадка
разрешилась лишь после знакомства великого
химика с профессором А.А.Кундтом, который
оказался удивительно похожим на Оствальда. Кундт
сам был настолько поражен сходством, что решил
провести необычный эксперимент. Пригласив
Оствальда к себе в гости и встав с ним рядом, он
спросил жену:
– А теперь, милая, догадайся, кто из нас я?